Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Как мы весне помогали»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Табунова Татьяна Леонидовна

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми в старшей группе в дошкольной образовательной организации.

В данном конспекте проходит интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

В ходе занятия с использованием информационно – коммуникационных технологий  дети в непринужденной игровой форме закрепляют знания о признаках весны, и знакомятся с технологией составления загадки по ТРИЗ. Используя раздаточный материал, дети продолжают обучаться в составлении предложений по схемам, проводить звуковой анализ слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_kak_my_vesne_pomogali.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Организованная образовательная деятельность

с детьми старшей группы по образовательной области

«Речевое развитие»

«Как мы весне помогали»

          разработала и провела

                       воспитатель              

   Табунова Татьяна Леонидовна.

                      Дата проведения: 06.04.21г.

Г. Новочебоксарск 2021

Фамилия, имя, отчество: Табунова Татьяна Леонидовна

Занимаемая должность: воспитатель

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №17 «Чебурашка», города Новочебоксарска Чувашской Республики

Предмет: образовательная  область «Речевое развитие», непрерывная образовательная деятельность.

Тема: «Как мы весне помогали»

Продолжительность: 20 минут

Группа: старшая группа (дети 5-6 лет)

Технологии: Информационно – коммуникационные технологии: слайды в формате презентации, телевизор, ноутбук,  музыкальное сопровождение.

ТРИЗ технология  - «Составление загадки по алгоритму»

Аннотация:

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми в старшей группе в дошкольной образовательной организации.

В данном конспекте проходит интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

В ходе занятия с использованием информационно – коммуникационных технологий  дети в непринужденной игровой форме закрепляют знания о признаках весны, и знакомятся с технологией составления загадки по ТРИЗ. Используя раздаточный материал, дети продолжают обучаться в составлении предложений по схемам, проводить звуковой анализ слова.

 Тема: «Как мы весне помогали»

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о весне, весенних признаках и явлениях.

 Создать условия для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления    загадок по моделям.

Задачи:

    Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о весне, формировать умение отвечать на  вопросы,     составлять загадку, используя модель ТРИЗ
  • формировать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте: дать представления о гласных и согласных
  • упражнять детей составлять предложения по схеме.

  Речевые:

  • Формировать грамматически правильную диалогическую речь.
  • Обогащать и  активизировать словарь детей по теме весна: проталины, ледоход.
  • Активизировать образные слова, сравнения подводить к пониманию образных выражений в загадках.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, любознательность;
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать память, внимание, координацию движения;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
  • Формировать способности к организации взаимодействия со сверстниками в ходе совместной деятельности.

Методические приемы:

Организационный момент

Беседа о весне

Презентация «Как мы весне помогали»

Игровые методы: речевая игра -  « Скажи наоборот»,  « Назови признаки весны», ТРИЗ – составление загадки по модели.

Рефлексия и самоанализ

Предварительная работа:

Беседы о признаках весны; наблюдение на прогулке,  чтение художественной литературы о весне.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, слайды по теме, аудиозапись «Пение птиц», раздаточный материал: карточки со схемами предложений, для звукового анализа слов. Конверты с заданиями, солнышко с лучиками, мольберт, модель составления загадки, мяч, эмблемки солнышка  для сюрпризного момента.

I. Организационный момент

Ребята к нам пришло видео – письмо, хотите узнать от кого оно?

- Дети: Да

Письмо от сороки.

(Дети смотрят видео – письмо на экране телевизора)

1 слайд: Здравствуйте ребята! Я знаю, что уже наступила весна, но в лесу до сих пор хозяйничает Зима.

2 слайд: Звери и птицы ждут тепла. Медведь до сих пор спит в своей берлоге

3 слайд: Зима забрала теплые лучи у солнышка, Весна просит вас помочь вернуть солнышку лучи.

Если вы справитесь  с заданиями, то зима вернет теплые лучики солнцу. Посылку с заданиями я оставила у вас в группе.

 Воспитатель: ребята вы готовы помочь зверям и птицам?

- дети: Да! (дети находят посылку)

Открывают посылку и достают первый конверт с заданием

конверт под №1 задание: «Составьте загадку о солнышке»

Воспитатель:  Ребята, у меня есть таблица, которая поможет нам составить загадку.(на мольберте таблица – модель составления загадки).

Дети  садятся на стулья («Составление загадки по алгоритму» ТРИЗ технология).

Воспитатель: - Солнце, по цвету какое? ответы детей – желтое, яркое

-Что бывает таким же?  Ответы детей (цыпленок, одуванчик и т.д.)

- Солнце, по форме какое?  (ответы детей - круглое)

- Что, бывает таким же? (ответы детей)

- Солнце, по температуре какое? (ответы детей - горячее, жаркое и т.д.)

- Что, бывает таким же? (ответы детей – огонь, и т.д.)

Чтение составленной загадки 2-3 детьми.

4 слайд:  (На экране у  Солнышка появляется 1 лучик )

Дети достают конверт с цифрой 2  задание: « Расскажите о весне»

Беседа по вопросам. (Приметы весны)

- Ребята, мы с вами знаем, что сейчас время года…  (Весна).

- Кто сможет назвать весенние месяцы?   (Март, апрель, май).        

 - Какие приметы весны вы знаете?   (Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, возвращаются   из тёплых стран перелётные птицы, набухают почки и затем появляются зелёные листочки).

 - Как называется явление, когда лед на реке тает, ломается и плывет? (Ледоход).

 -Как называются первые весенние цветы?  (Подснежники).

 - А почему их так назвали?   (Они первыми появляются из-под снега).

 - Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран?  (Грачи, скворцы).

  Воспитатель: Молодцы,  задание вы выполнили, посмотрите, появился второй солнечный лучик. (Дети достают конверт с цифрой 3).

Воспитатель: Дети, посмотрите, на  конверте нарисован мяч, а это

значит, что нам приготовили задание с мячом.

Проводится игра с мячом «Скажи наоборот».

Зимой холодно, а весной…..(тепло).

Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые)

Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий).

Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое).

Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).

Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый).

Зимой день короткий, а весной …..(длинный).

Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло).

На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной ...(возвращаются).

Зимой снег чистый, а весной …..(грязный).      

Воспитатель: Умницы, и с этим заданием вы тоже справились, а вот и третий лучик.(на экране появляется третий луч)

Дети достают конверт с цифрой 4.

Задание на экране телевизора: 

 «Назови  птиц» Слайд №5 (Дерево с птицами)

Звукозапись «Голоса птиц в лесу».

Воспитатель:

Ребята, что вы слышите? (ответы детей)

Да, это поют в лесу птицы.

Посмотрите, сколько разных птиц прилетело на дерево. Каких птиц вы здесь знаете? Назовите их. (Дети называют: грач, кукушка, скворец, ласточка соловей, дикая утка).

Воспитатель: Скажите, а вы знаете какие это птицы? (перелётные)

А почему этих птиц называют перелётными? (осенью они улетают от нас в тёплые края, а весной возвращаются обратно)

А почему они улетают от нас? (им нечего есть, потому что насекомые прячутся, а семена растений под снегом)

А что птицы делают, вернувшись к нам весной (вьют гнёзда, выводят птенцов).

- Слайд №6 – появился  4 лучик

Дети берут конверт №5: в конверте схема предложения

«Составь предложение по схеме» (работа в парах) (дифференцированный подход)

Воспитатель: Ребята, что это?

- Дети: схема предложения.

Воспитатель: Нам нужно с вами составить предложения о весне по схемам.

Дети составляют предложения.

Воспитатель: - Сколько слов в предложении? (ответы) Какое первое слово?

После выполнения задания на экране появляется 5 лучик

Дети достают конверт№6 - задание «Составь звуковую дорожку» (индивидуальная работа)

Дети выполняют звуковой анализ слов: лужа, дом.

Вопросы к детям:

- сколько звуков в слове

- какой первый звук в слове и т.д.

- самопроверка (по образцу)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, у солнца появляется 6 луч

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята расскажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей)

А какие задания вам понравились больше?

А какое задание было самым сложным  для вас? (ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями, и сорока дарит нам 7 лучик. На экране появляется еще один луч.

Слайд №7 солнце в весеннем лесу, (звуки весенней природы)

 Теперь солнышко с лучиками быстро обогреет лес, и наступит теплая весна. Посмотрите, здесь в конверте лежат маленькие солнышки для вас, это подарок весны. (Воспитатель раздаёт детям медальоны-солнышки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области «Речевое развитие» Чтение стихотворений о зиме. И.Суриков «Зима»

Программное содержание        Речевое развитие:        Пополнить словарь глаголов и словарь признаков по теме «Зима», показ...

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Поможем роботу Вектору»

Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.Задачи:Обучающие:- закреплять характерные признаки в...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Звёздочки» Образовательная область: речевое развитие.

Конспект комплексной НОД расчитан на проведение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Бусоград"...