Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Г], [Гь] и буквой Г.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект предназначен для логопедов, воспитателей ДОУ, родителей, может использоваться как для проведения фронтальных, так и индивидуальных занятий. Подобраны игры и упражения разной сложности для разной категории детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_g.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Г], [Гь] и буква Г»
Цели: - научить четко произносить звуки [Г], [Гь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [Г], [Гь] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЫ; проанализировать слово НОГА, составлять звуковую схему этих слов.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы Г, зеркала на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: гусь, магазин, вагон, магнит, ягоды, гусеница, ягненок, бегемот, флаги, тигр; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.
Ход:
- Знакомство со звуком [Г].
Загадка: Красные лапки,
Щиплет за пятки.
Кто это? (гусь)
Какой первый звук в слове гусь? (Г)
Как гусь гогочет? (га-га-га)
Когда мы произносим [Г], то
- Что делают губки? (губки свободны);
- Что делает язычок? (кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу);
- Горлышко работает? (горлышко «работает» (положить руку на горлышко))
- Мы можем этот звук петь? (нет)
- Почему? (язычок мешает)
- Значит звук Г какой? Звук [Г] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
- Фонетические упражнения
Гусь гогочет: га-га-га (низким голосом)
Гусыня гогочет: га-га-га (Средним голосом)
Гусенок гогочет: га-га-га (высоким голосом)
Мальчик прыгает через камушки: гоп-гоп-гоп
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Г]»:
н, г, ф, к, г г, о, н, г, к, г г, к, г, т, ф, г гусь, горох, сом, ком
га, ок, го, гам гу, ок, уга, на, агу, ко, ги, ган гамак, голубь, сок
4. Работа с картинками.
На столе лежат звуковые схемы. 1. Звук [г] в начале слова. 2. Звук [г] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [г] в начале или в середине слова: гусь, магазин, вагон, магнит, ягоды, гусеница, ягненок, тигр.
5. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:
Голова на ножке, Сидит под елкой крошка - Без рук, без топоренка
В голове горошки. Только шапка да ножка. Построена избенка.
(горох) (гриб) (гнездо)
6. Знакомство со звуком [гь].
Какой первый звук во всех словах? Герой, гиря, гимназия [гь]
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
7. Подвижная игра на дифференциацию звуков.
Поднять руки вверх, если услышите твердый звук [г]; присесть на корточки, если – мягкий звук [гь]
8. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к, г.
Дети достают букву и называют ее.
9. Подвижная игра «Найди свой домик»
У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».
- А сейчас, вы своим буквам найдете домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Дети выходят и раскладывают буквы в свой домик.
10. Четвертый лишний
га-га-га-гя гу-гу-гю-гу гамак, гудок, герой, газ
го-го-гё-го ге-ге-гэ-ге Галина, Геннадий, Гена, Георгий
ги-ги-гы-ги ога-ога-огя-ога горох, глина, гиря, гриб
11. Звуковой анализ слова, используя цветные квадратики, схемы:
НОГА ГИМН
12. Знакомство с буквой Г.
Букву Г я не боюсь.
Г не злой, а добрый гусь.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Г?
- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Г.
13. Анализ и чтение слогов: ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЫ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Г], мягкий звук - [гь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
14. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 8: дети закрашивают букву Г наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
15. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Здравствуй мячик дорогой…»
Здравствуй мячик дорогой, Катать шарик между двух ладоней вперед-
Поиграй чуть-чуть со мной назад, правая рука сверху
Что бы пальчики мои Катать шарик между двух ладоней вперед-
Стали очень сильными назад, левая рука сверху
Нужно сжать тебя рукой Сильно сжать шарик в правой руке
И раскрыть ладошку. Раскрывают ладошки и перекладывают
шарик в другую руку
А теперь рукой другой Сильно сжать шарик в левой руке
Мы сожмем немножко.
Каждым пальчиком нажми
И немного подержи.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в левой руке и прижимают
каждый палец правой руки к иголочкам
Нужно пальчики менять. Перекладывают шарик в правую руку.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в правой руке и прижимают
каждый палец левой руки к иголочкам.
Вот и кончили играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»
В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»
в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»
Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"
Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...