Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Г], [Гь] и буквой Г.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект предназначен для логопедов, воспитателей ДОУ, родителей, может использоваться как для проведения фронтальных, так и индивидуальных занятий. Подобраны игры и упражения разной сложности для разной категории детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_g.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Г], [Гь] и буква Г»

Цели: - научить четко произносить звуки [Г], [Гь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Г], [Гь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЫ; проанализировать слово НОГА, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Г, зеркала на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: гусь, магазин, вагон, магнит, ягоды, гусеница, ягненок, бегемот, флаги, тигр; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Знакомство со звуком [Г].

      Загадка: Красные лапки,

                    Щиплет за пятки.

                    Кто это?   (гусь)

Какой первый звук в слове гусь? (Г)

Как гусь гогочет? (га-га-га)

Когда мы произносим [Г], то

- Что делают губки? (губки свободны);

- Что делает язычок? (кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу);

- Горлышко работает? (горлышко «работает» (положить руку на горлышко))

- Мы можем этот звук петь? (нет)

- Почему? (язычок мешает)

- Значит звук Г какой? Звук [Г] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

  1. Фонетические упражнения

Гусь гогочет: га-га-га (низким голосом)

Гусыня гогочет: га-га-га (Средним голосом)

Гусенок гогочет: га-га-га (высоким голосом)

Мальчик прыгает через камушки: гоп-гоп-гоп          

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Г]»:

н, г, ф, к, г                  г, о, н, г, к, г              г, к, г, т, ф, г          гусь, горох, сом, ком

га, ок, го, гам              гу, ок, уга, на,           агу, ко, ги, ган        гамак, голубь, сок

4. Работа с картинками.

На столе лежат звуковые схемы. 1. Звук [г] в начале слова. 2. Звук [г] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [г] в начале или в середине слова: гусь, магазин, вагон, магнит, ягоды, гусеница, ягненок, тигр.

5. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,                 Сидит под елкой крошка -         Без рук, без топоренка

В голове горошки.               Только шапка да ножка.             Построена избенка.

              (горох)                                          (гриб)                              (гнездо)

6. Знакомство со звуком [гь].

Какой первый звук во всех словах?   Герой, гиря, гимназия [гь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

7. Подвижная игра на дифференциацию звуков.

Поднять руки вверх, если услышите твердый звук [г]; присесть на корточки, если – мягкий звук [гь]

8. Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к, г.

Дети достают букву и называют ее.

9.  Подвижная игра «Найди свой домик»

У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».

- А сейчас, вы своим буквам найдете домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Дети выходят и раскладывают буквы в свой домик.

10. Четвертый лишний

га-га-га-гя               гу-гу-гю-гу                       гамак, гудок, герой, газ

го-го-гё-го               ге-ге-гэ-ге                        Галина, Геннадий, Гена, Георгий

ги-ги-гы-ги             ога-ога-огя-ога                 горох, глина, гиря, гриб

11. Звуковой анализ слова, используя цветные квадратики, схемы:

                            НОГА                         ГИМН

12. Знакомство с буквой Г.

                              Букву Г я не боюсь.

                              Г не злой, а добрый гусь.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Г?

- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Г.

13. Анализ и чтение слогов: ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Г], мягкий звук - [гь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

14. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 8: дети закрашивают букву Г наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

15. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Здравствуй мячик дорогой…»

Здравствуй мячик дорогой,                       Катать шарик между двух ладоней вперед-

Поиграй чуть-чуть со мной                      назад, правая рука сверху

Что бы пальчики мои                               Катать шарик между двух ладоней вперед-

Стали очень сильными                              назад, левая рука сверху

Нужно сжать тебя рукой                         Сильно сжать шарик в правой руке

И раскрыть ладошку.                               Раскрывают ладошки и перекладывают

                                                                   шарик в другую руку

А теперь рукой другой                           Сильно сжать шарик в левой руке

Мы сожмем немножко.

Каждым пальчиком нажми

И немного подержи.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

Нужно пальчики менять.                      Перекладывают шарик в правую руку.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам.

Вот и кончили играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...