Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [К], [Кь] и буквой К.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, элементы занятия можно использовать и в средней группе. Представленная подборка игр и заданий позволяет формировать не только фонематический слух дошкольников, но и развивать грамотность детей. Предназначен для логопедов, воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_k.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [К], [Кь] и буква К»

Цели: - научить четко произносить звуки [К], [Кь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [К], [Кь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: КА, КО, КУ, КИ, КЫ; проанализировать  слово УТЕНОК, составлять звуковую схему этого слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы К, зеркала на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: венок, одуванчик, индюк, коза, замок, веник, чайник, кепка, нитки, Незнайка, юбка, корова, конфета, кабина, носорог, индюк, кабина,  батон, конфета, улитки, кит, нитки; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и школе «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, листы с изображением утенка и звуковой схемой этого слова, букв и цветных корзинок.

Ход:

  1. Знакомство со звуком [К].

      Дидактическое упражнение «Большой – маленький»

Рот – ротик, нос – носик, лоб – лобик, стол – столик, пес – песик

- Какой  одинаковый звук в конце всех образованных слов словах?

Когда мы произносим [К], то

- Что делают губки? (губки свободны);

- Что делает язычок? (кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу);

- Горлышко работает? (горлышко «молчит» (положить руку на горлышко))

- Мы можем этот звук петь? (нет)

- Почему? (горлышко молчит)

- Значит звук К какой? Звук [К] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

  1. Фонетические упражнения

Человек кашляет: к-к-к

Лягушка квакает «ква-ква-ква»          

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [К]»:

н, к, ф, к, к                    о, н, к, к, т              н, к, м, к, ф, б          ком, сок, мох, суп

ка, ок, ко, фам               ку, ок, ука, на,         аку, ко, ти, кан        бак, мак, так, сук

4. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [к] в начале слова. 2. Звук [к] в середине слова. 3. [к]  в конце слова. На доске висят картинки, в которых звук [к]  в начале или в середине слова, или в конце: венок, одуванчик, индюк, коза, замок, веник, чайник, кепка, нитки, Незнайка, юбка, корова, конфета, кабина, носорог, индюк, кабина,  батон, конфета.

5. Знакомство со звуком [кь].

             Через море-океан

              Плывет чудо-великан,

              А ус во рту держит.    (кит)

На доске висит картинка: кита.

Логопед произносит имя, выделяя голосом звук [кь].  

- Какой первый звук в имени этого героя? [кь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

6. Загадки. «Отгадай загадку и назови какой первый звук?»

По среди двора стоит копна –                      Мягкие лапки,

Спереди вилы, сзади метла.                         А в лапках – царапки.

          (корова)                                                         (кошка)

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.

 «Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [к], зеленый сигнальчик, если услышите звук [кь]»

8. Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к.

Дети достают букву и называют ее.

9.  Подвижная игра «Найди свой домик»

У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».

- А сейчас, вы превратитесь в буквы, в которые у вас в руках и найдете свой домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Раз, два, три свой домик найди.

10. Четвертый лишний

ка-ка-ка-кя               ак-ак-акь-ак                     кот, кит, канава, куст

ки-ки-кы-ки             окь-окь-ок-окь                 Катя, Ксюша, Кира, Коля

11. Звуковой анализ слова УТЕНОК, с использованием картинки и звуковой схемой этого слова (под картинкой 6 кружочков)

12. Знакомство с буквой К.

                              Клюв раскрыла буква К -

                              Хочет скушать паука.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква К?

- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву К.

13. Анализ и чтение слогов: КА, КО, КУ, КИ, КЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

14. «Найди свою корзинку» на листе горизонтально изображены пройденные буквы, а под буквами две корзинки. (Одна – красная, а другая – с сине-зеленая). Дети проводят черным карандашом линии от каждой буквы к соответствующей корзинке.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [К], мягкий звук -[Кь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

15. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, стр. 18: дети закрашивают букву К наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

16. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Здравствуй мячик дорогой…»

Здравствуй мячик дорогой,                       Катать шарик между двух ладоней вперед-

Поиграй чуть-чуть со мной                      назад, правая рука сверху

Что бы пальчики мои                               Катать шарик между двух ладоней вперед-

Стали очень сильными                              назад, левая рука сверху

Нужно сжать тебя рукой                         Сильно сжать шарик в правой руке

И раскрыть ладошку.                               Раскрывают ладошки и перекладывают

                                                                   шарик в другую руку

А теперь рукой другой                           Сильно сжать шарик в левой руке

Мы сожмем немножко.

Каждым пальчиком нажми

И немного подержи.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

Нужно пальчики менять.                      Перекладывают шарик в правую руку.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам.

Вот и кончили играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...