Игры и упражнения по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Некрасова Ирина Александровна

Игры и упражнения с использованием различных дидактических пособий на занятиях по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_posobiyami.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Игры с дидактическим пособием

«Разноцветные неваляшки»

Игра «Разложи буквы по кармашкам неваляшек»

Цели: проверить и закрепить знания детей о звуках (гласных и согласных,            о гласных-«волшебницах», твёрдых и мягких согласных; звонких и глухих согласных)

Оборудование: разноцветные неваляшки и карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый произносит звук, ребёнок соотносит его с буквой, находит эту букву и определяет в кармашек какой неваляшки   её положить, при этом объясняя свои действия.

Игра «Разноцветные слова»

Цели: тренировать детей в звукобуквенном анализе и синтезе слогов и слов; закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных; о смягчении согласных гласными-«волшебницами».

Оборудование: разноцветные неваляшки и карточки с буквами из кармашков.

Ход игры. Ребёнок выкладывает предложенные слова из букв - ключиков,                     объясняя при этом, почему взята буква такого цвета, почему он искал букву именно в этом кармашке. Начинать эту игру следует с более простого варианта - звукобуквенного анализа и синтеза слогов. Усложнённым вариантом игры будет написание («печатание») ребёнком слов разноцветными ручками с объяснением выбора цвета букв.

Игры с пособием «Волшебный кубик»

Это дидактическое пособие представляет собой кубик с прозрачными кармашками на каждой стороне и комплектом игр-карточек в конвертах.

Пособие предназначено для развития всех компонентов речи, а также познавательных процессов у старших дошкольников.

Ход игры: в кармашки на кубике вставляются картинки выбранной игры.

1-й вариант: ребёнок подкидывает кубик и в зависимости от выпавшей стороны выполняет задание.

2-й вариант: ребёнок с закрытыми глазами вращает кубик, по команде останавливается и в зависимости от выпавшей стороны выполняет задание.

Игра «Угадай звук, подбери слово»

Цель: формирование навыков фонематического анализа с использованием зрительных символов.

Оборудование: кубик, карточки с изображениями символов гласных и согласных звуков.

Содержание: Ребёнок, глядя на выпавший на кубике символ, называет звук и придумывает слово с этим звуком.

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: формирование навыков фонематического анализа, закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук». 

Оборудование: кубик, схемы звукового состава слов, предметные картинки.

Содержание.

1-й вариант: подобрать картинку, подходящую к выпавшей на кубике схеме.

2-й вариант: подобрать схему к выпавшей на кубике картинке.

3-й вариант: придумать слова, соответствующие схеме, без опоры на картинки.

Игра «Угадай новое слово»

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: кубик, набор карточек, на которых в ряд нарисованы разнообразные предметы.

Содержание: ребёнок называет нарисованные предметы, определяет первый звук в каждом названии и составляет из этих звуков новое слово.

Игра «Подбери картинку»

Цель: развитие умения соотносить слово и схему его слоговой структуры.

Оборудование: кубик,  карточки с изображениями различных предметов, схемы слоговой структуры слов.

Содержание.

1-й вариант: подобрать к выпавшей на кубике схеме подходящую картинку.

2-й вариант: подобрать к выпавшей на кубике картинке подходящую схему.

Игра «Какой предмет лишний?»

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: кубик, карточки (на каждой изображены 4 предмета, названия трёх из которых начинаются с одного звука).

Содержание: На выпавшей карточке ребёнок находит предмет, название которого начинается с отличного от других звука, и объясняет, почему этот предмет лишний.

Игра «Назови предлог, придумай предложение»

Цель: сформировать понятие о предлоге как отдельном слове, закрепить навык построения предложения с предлогами.

Оборудование: кубик, карточки со схематичными изображениями предлогов

Содержание: ребёнок, глядя на выпавшую схему, называет предлог и составляет с ним предложение.

Игра «Составь предложение»

Цель: закрепить умение строить предложения по схеме, по картинке, правильно употребляя предлоги.

Оборудование: кубик, карточки со схемами предложений, картинки.

Содержание.

1-й вариант: ребёнок должен составить предложение по выпавшей схеме.

2-й вариант: составить предложение, опираясь на выпавшую картинку.

Игры с пособием «Звуко-буквенный коврик»

«Покажи дорогу».  В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы (второй год обучения). Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь. Например: шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук И. Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово.  Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его, покажет символ на коврике.

«Найди свой домик». Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом.

«Составь слово». Ведущий называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой.  Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков.

        Дидактическое пособие «Звукобуквенный коврик» используется и при закреплении и совершенствовании навыков слогового анализа и синтеза. Приемы работы аналогичны описанным выше.

Использование «гороховой» игротерапии

«Найди игрушку и выполни задание»

Ребёнок находит зарытую в горох игрушку и определяет: а) первый и последний звук в её названии; б) количество слогов; в) количество звуков -гласных, согласных: твёрдых, мягких, глухих, звонких; г) придумывает предложения с данным словом и т.п.

«Город одного звука»

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.

«Мой клад»

Ребенок зарывает в горох предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, ведущий дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т.д.

«Найди и назови»

Ребёнок находит зарытые в горохе буквы и называет их. После чего можно предложить ребёнку придумать слова, в названии которых есть соответствующий  данной букве звук, либо составить из выловленных букв слоги и слова.

«Где спрятался звук» 

Игра учит определять место заданного звука в слове (начало, конец, середина). Довольно часто в процессе работы мы сталкиваемся с тем, что дети путают понятия начало – конец, первый – последний. Поэтому необходимы и полезны игры – занятия для развития пространственных представлений, зрительного восприятия (это могут быть конструкторы, строители, кубики).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...

Игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Обучение грамоте очень тяжелый материал для ребят, но интересные игры облегчают этот процесс и делают сложный мир звуков и букв интересным для детей. Ребятам очень нравится рассматривать яркие картинк...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста".

Дидактические игры по обучению грамоте  детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста....