Игры и упражнения по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Игры и упражнения с использованием различных дидактических пособий на занятиях по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Игры с дидактическим пособием
«Разноцветные неваляшки»
Игра «Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели: проверить и закрепить знания детей о звуках (гласных и согласных, о гласных-«волшебницах», твёрдых и мягких согласных; звонких и глухих согласных)
Оборудование: разноцветные неваляшки и карточки с буквами.
Ход игры. Взрослый произносит звук, ребёнок соотносит его с буквой, находит эту букву и определяет в кармашек какой неваляшки её положить, при этом объясняя свои действия.
Игра «Разноцветные слова»
Цели: тренировать детей в звукобуквенном анализе и синтезе слогов и слов; закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных; о смягчении согласных гласными-«волшебницами».
Оборудование: разноцветные неваляшки и карточки с буквами из кармашков.
Ход игры. Ребёнок выкладывает предложенные слова из букв - ключиков, объясняя при этом, почему взята буква такого цвета, почему он искал букву именно в этом кармашке. Начинать эту игру следует с более простого варианта - звукобуквенного анализа и синтеза слогов. Усложнённым вариантом игры будет написание («печатание») ребёнком слов разноцветными ручками с объяснением выбора цвета букв.
Игры с пособием «Волшебный кубик»
Это дидактическое пособие представляет собой кубик с прозрачными кармашками на каждой стороне и комплектом игр-карточек в конвертах.
Пособие предназначено для развития всех компонентов речи, а также познавательных процессов у старших дошкольников.
Ход игры: в кармашки на кубике вставляются картинки выбранной игры.
1-й вариант: ребёнок подкидывает кубик и в зависимости от выпавшей стороны выполняет задание.
2-й вариант: ребёнок с закрытыми глазами вращает кубик, по команде останавливается и в зависимости от выпавшей стороны выполняет задание.
Игра «Угадай звук, подбери слово»
Цель: формирование навыков фонематического анализа с использованием зрительных символов.
Оборудование: кубик, карточки с изображениями символов гласных и согласных звуков.
Содержание: Ребёнок, глядя на выпавший на кубике символ, называет звук и придумывает слово с этим звуком.
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: формирование навыков фонематического анализа, закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук».
Оборудование: кубик, схемы звукового состава слов, предметные картинки.
Содержание.
1-й вариант: подобрать картинку, подходящую к выпавшей на кубике схеме.
2-й вариант: подобрать схему к выпавшей на кубике картинке.
3-й вариант: придумать слова, соответствующие схеме, без опоры на картинки.
Игра «Угадай новое слово»
Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: кубик, набор карточек, на которых в ряд нарисованы разнообразные предметы.
Содержание: ребёнок называет нарисованные предметы, определяет первый звук в каждом названии и составляет из этих звуков новое слово.
Игра «Подбери картинку»
Цель: развитие умения соотносить слово и схему его слоговой структуры.
Оборудование: кубик, карточки с изображениями различных предметов, схемы слоговой структуры слов.
Содержание.
1-й вариант: подобрать к выпавшей на кубике схеме подходящую картинку.
2-й вариант: подобрать к выпавшей на кубике картинке подходящую схему.
Игра «Какой предмет лишний?»
Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: кубик, карточки (на каждой изображены 4 предмета, названия трёх из которых начинаются с одного звука).
Содержание: На выпавшей карточке ребёнок находит предмет, название которого начинается с отличного от других звука, и объясняет, почему этот предмет лишний.
Игра «Назови предлог, придумай предложение»
Цель: сформировать понятие о предлоге как отдельном слове, закрепить навык построения предложения с предлогами.
Оборудование: кубик, карточки со схематичными изображениями предлогов
Содержание: ребёнок, глядя на выпавшую схему, называет предлог и составляет с ним предложение.
Игра «Составь предложение»
Цель: закрепить умение строить предложения по схеме, по картинке, правильно употребляя предлоги.
Оборудование: кубик, карточки со схемами предложений, картинки.
Содержание.
1-й вариант: ребёнок должен составить предложение по выпавшей схеме.
2-й вариант: составить предложение, опираясь на выпавшую картинку.
Игры с пособием «Звуко-буквенный коврик»
«Покажи дорогу». В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы (второй год обучения). Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь. Например: шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук И. Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово. Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его, покажет символ на коврике.
«Найди свой домик». Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом.
«Составь слово». Ведущий называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой. Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков.
Дидактическое пособие «Звукобуквенный коврик» используется и при закреплении и совершенствовании навыков слогового анализа и синтеза. Приемы работы аналогичны описанным выше.
Использование «гороховой» игротерапии
«Найди игрушку и выполни задание»
Ребёнок находит зарытую в горох игрушку и определяет: а) первый и последний звук в её названии; б) количество слогов; в) количество звуков -гласных, согласных: твёрдых, мягких, глухих, звонких; г) придумывает предложения с данным словом и т.п.
«Город одного звука»
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.
«Мой клад»
Ребенок зарывает в горох предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, ведущий дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т.д.
«Найди и назови»
Ребёнок находит зарытые в горохе буквы и называет их. После чего можно предложить ребёнку придумать слова, в названии которых есть соответствующий данной букве звук, либо составить из выловленных букв слоги и слова.
«Где спрятался звук»
Игра учит определять место заданного звука в слове (начало, конец, середина). Довольно часто в процессе работы мы сталкиваемся с тем, что дети путают понятия начало – конец, первый – последний. Поэтому необходимы и полезны игры – занятия для развития пространственных представлений, зрительного восприятия (это могут быть конструкторы, строители, кубики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119342-1550599470.jpg)
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-996313-1666690552.jpg)
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-949945-1505889899.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/04/picture-1111974-1683217803.jpg)
Игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Обучение грамоте очень тяжелый материал для ребят, но интересные игры облегчают этот процесс и делают сложный мир звуков и букв интересным для детей. Ребятам очень нравится рассматривать яркие картинк...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/13/picture-1113802-1697216456.jpg)
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста".
Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....