Программа по обучению детей грамоте "АБВГД-ка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чиркова Гермине Аршалуйсовна

Программа по обучению детей грамоте "АБВГД-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgd-ka.docx64.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа кружка по обучению грамоте «АБВГД-КА»

(далее - Программа)

Авторы  программы

Старший воспитатель высшей  квалификационной категории

Андреянова Алтана Мэлсовна, воспитатель Чиркова Гермине Аршалуйсовна

Дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Курумканский детский сад «Росинка»

Адрес дошкольного учреждения

Республика Бурятия, 671640? Курумканский район, с.Курумкан, ул. Балдакова, д. 61.

Телефон

8 301 49 41 7 65

e-mail

kursrosinka@yandex.ru

Цель программы

Формирование первоначальных навыков чтения и  письма у детей 6-7 лет как предпосылка успешного обучения в школе и развития коммуникативных способностей.

Направленность программы

Познавательно-речевая

Срок реализации программы

1 год

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

Ожидаемые конечные результаты программы

Знать: 

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь: 

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  •  выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове.
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

Владеть: 

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речью.

3. Актуальность программы. 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески  мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

          4. Отличительные особенности программы.

В процессе осуществления воспитательно-образовательной работы  проходит воспитание личных качеств: общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Важным в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Содержание программы способствует  практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  • межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

6. Цель программы.

Формирование первоначальных навыков чтения и  письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.

7. Задачи программы.

Обучающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Обучение чтению.
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

8. Возраст детей.

Данная программа предназначена для детей  6-7 летнего возраста.

9. Срок реализации программы. 

Срок реализации программы 1 год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий: 

Группа

подготовительная

Кол-во занятий в неделю

2

Кол-во занятий

в  месяц

8

Продолжительность занятия

30 мин

Продолжительность обучения

1 год

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:

знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

уметь:

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  •  выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

владеть:

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Задачи по освоению программы с детьми 6-7 лет

  1. Развитие связной речи.

Дети овладевают умением

  • Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц.
  • Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
  • Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту.
  • В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова.
  • Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме.
  • Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.
  • В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.).
  • Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
  • Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
  • Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

Критерии достижения цели программы.

  • системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества;
  • изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.);
  • система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка);
  • эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности);
  • повышение уровня воспитанности;
  • интерес к занятиям;
  • мотивация на дальнейшее обучение;

Уровни усвоения программы.

Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)

12. Форма подведения итогов:

  • диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;
  • организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
  • анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма зун в данной области научных знаний и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях по различным темам

(«В гостях у Незнайки», «Путешествие в страну Букв и Звуков»)

Календарно-тематический план

Сентябрь

Тема занятия

Задачи

1

Введение понятия «Слово». Знакомство с линейностью  и протяженностью слов. Знакомство с тетрадью в клетку.

Формирование знаний о словесном составе речи; знакомство с термином «слово».

Формирование понятия, что слов много; знакомство с протяженностью и линейностью слова.

Знакомство с тетрадью в клетку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

2

Слова как выражение мыслей. Составлений из слов предложений. Введение понятия «Предложение».

Формирование понятие того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны предложениями (дать пример предложений из двух, трех, четырех слов).

Воспитание речевого внимания, фонематического слуха.

Поощрение речевой активности в словесных играх.

Упражнение в ориентировке на листе бумаги.

3

«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки.

Пробуждение интереса к окружающему миру.

Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков на тему «Осень», проведение работы над антонимами.

Формирование умения правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными, образовывать однокоренные слова, использовать в речи предложения.

Упражнение в составлении предложений и делении их на части (слова).

Знакомство с графическим изображением предложения на доске.

Формирование умения правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

4

Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур.

Развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение в выделении предложений из текста и составлений рассказа из небольших предложений.

Воспитание культуры речевого общения.

Упражнение в штриховке геометрических фигур.

Формирование быстрой реакции на слово.

5

Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов.

Закрепление знания о предложении; упражнение находить короткие предложения в знакомом тексте.

Формирование умения составлять предложения по живой модели.

Формирование понятия многозначности слов.

Воспитание речевого внимания.

Развитие творческого воображения.

6

Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов.

Формирование умения делить на слоги двухсложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Закреплять умение отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-разгадку.

Упражнение в придумывании рассказа на определенную тему с использованием опорных слов и графической схемы предложения.

Развитие глазомера и мелкой моторики.

7

Введение термина «Слоги». Знакомство с односложными словами.

Формирование умения слышать, четко и ясно произносить чистоговорку.

Формирование умения осознавать и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами).

Упражнение в делении слов на части, знакомство с термином «слоги», с односложными словами.

Развитие глазомера и мелкой моторики.

8

Деление слов на слоги и составление слов из слогов.

Упражнение в делении слов на слоги.

Закрепление умения составления слов из слогов.

Развитие мелкой моторики.

Октябрь

Тема занятия

Задачи

1

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина звук.

Упражнение в  повторении слогов и досказывании текста.

Закрепление умения подбирать к имени существительному имя прилагательное.

Обращение внимания на звуковую сторону слова, введение понятия «звук» в активный словарь.

Закрепление правил штриховки.

2

Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука.

Упражнение в в определении количества слогов в словах.

Закрепление знания о предложении (количество и порядок слов).

Формирование умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Развитие речевого внимания и фонематического слуха.

Развитие мелкой моторики.

3

Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

Формирование умения слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму.

Закрепление знаний о предложении в процессе игры.

Упражнение в нахождении звука, чаще всего встречающегося в предложении, произнесение слов с выделением голосом нужного звука.

Нахождение местонахождения звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Упражнение в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

4

Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове.

Упражнение в делении слов на слоги.

Закрепление в словаре названия цветов.

Формирование умения составлять предложения по словосочетаниям.

Закрепление умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Воспитание речевого внимания и фонематического слуха.

Упражнение в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховка.

5

Деление на слоги двух, трехсложных слов; определение места звука в словах. Выделение предложений из текста.

Формирование умения правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со сверстниками и взрослыми.

Обогащение словаря.

Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Формирование умения определять первого и последнего звука в словах.

Формирование умения выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу.

Развитие мелкой моторики.

6

Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию.

Обогащение словарного запаса.

Закрепление умения делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова.

Формирование умение слышать и правильно определять определенные звуки в словах.

Закрепление умения самостоятельно находить слова с заданными звуками, расположенными в любой части слова.

Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых  начинается с определенного звука.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями.

7

Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау».

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Формирование произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается в схеме.

Формирование умения произносить слово в соответствии с движениями указки по схеме.

Формирование умения составлять предложения, каждое слово в  которых начинается с определенного звука.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями.

8

Звуковой анализ слово «мак»

Формирование умения составлять предложения по картинкам, связывая их по смыслу в рассказ.

Развитие творческого воображения, фантазии.

Знакомство со звуковым анализом слова «мак».

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается по схеме.

Закрепление умения произносить слова по схеме.

Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

Ноябрь

Тема занятия

Задачи

1

Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу.

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движениями указки по схеме его звукового состава.

Формирование умения проводить последовательный звуковой анализ слова «дом».

Упражнение в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему.

Закрепление представлений о предложении.

Развитие мелкой моторики.

2

Звуковой анализ слова «дым».

Составление предложений с соединительным союзом «и».

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движениями указки по схеме звукового состава слова.

Формирование умения производить звуковой анализ слова «дым».

Закрепление умения находить одинаковые звуки в слове. Упражнение в нахождении слов с определенным звуком в заданном тексте.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.

Формирование умения составлять предложения из трех слов с соединительным союзом «и».

3

Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук».

Формирование умения производить звуковой анализ слова «сыр».

Формирование умения сравнивать по звуковому составу слова «сыр» и «дым».

Знакомство с понятием «гласный звук».

Закрепление умения составлять предложения из трех слов с соединительным союзом «и».

4

Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложение из двух, трех, четырех слов.

Формирование умения слушать и слышать, давать обоснованные ответы на вопросы педагога.

Развитие представлений о зиме.

Развитие фонематического слуха.

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движениями указки по схеме звукового состава слова.

Формирование умения самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар».

Продолжение обучения находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте.

Упражнение в составлении предложений из двух, трех, четырех слов.

5

Звуковой анализ слов «жук», «лук». Словоизменение.

Закрепление умения интонационно выделять звук в слове.

Расширение представлений о русском языке в игровых упражнениях на словоизменение.

Закрепление умения производить звуковой анализ ( слова «жук» и «лук»).

Формирование умения находить сходство и различие слов по их звуковому составу.

Закрепление умения составлять предложения из двух, трех, четырех слов.

Упражнение в штриховке предметов (в разных направлениях).

6

Подбор определений к именам существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложения с предлогами.

Упражнение в подборе определений к именам существительным.

Формирование умения пересказывать не большой текст, опираясь на его графическую схему.

Упражнение в составлении графической схемы предложения с предлогами.

Воспитание внимания, чуткого отношения к слову, развитие чувства юмора.

7

Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук».

Упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Формирование умения «записывать» предложения графически.

Упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и человека, стоящего напротив.

Создание положительного эмоционального настроя и развитие воображения.

8

Звуковой анализ слов «рот» и «нос». Закрепление понятия «согласный звук».

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Формирование умения производить звуковой анализ слов («нос» и «рот»).

Закрепление понятия «согласный звук».

Развитие мелкой моторики.

Декабрь

Тема занятия

Задачи

1

Введение понятий «мягкий» и «твердый звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит».

Совершенствование речевой активности, развитие наблюдательности и умения многоплановую сущность окружающей действительности.

Формирование способности анализировать звуковой состав (слова «кот» и «кит») – обратить внимание на мягкость звука [к] в слове «кит», добиваться правильного произнесения этого звука, формирование умения сравнивать слова по звуковому составу.

Формирование правильного захвата орудия письма.

2

Закрепление понятия «мягкий твердый звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов.

Упражнение в подборе существительного к исходному слову – имени прилагательному, ориентируясь на окончание последнего.

Развитие фонематического слуха, формирование умения различать на слух мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно.

Формирование умения делить на слоги двух- трех-сложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Формировать умение правильно держать ручку и карандаш; развитие мелкой моторики рук, творчества, фантазии.

3

Звуковой анализ слова «осы».

Активизация словаря детей по теме «Человек и его тело», закрепление название цветов.

Знакомство со звуковой схемой слова («осы»).

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движениями указки по схеме.

Упражнение в делении слов на слоги.

4

Звуковой анализ слова «роза».

Активизация речевой деятельности.

Формирование умения производить звуковой анализ слова, состоящего из 4 звуков.

Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука.

Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее.

5

Звуковой анализ слова «луна».

Формирование умения отгадывать загадки.

Упражнение в подборе определений к существительным.

Продолжение обучению звуковому анализу слов, состоящих из 4 звуков.

Упражнение в подборе и назывании слов с определенным звуком.

Развитие мелкой моторики.

6

Звуковой анализ слова «весна».

Сравнительный анализ слов «луна» и «лиса».

Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Формирование умения узнавать объект по описанию, активизировать словарь.

Упражнение в звуковом анализе слова «лиса».

Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу.

Развитие мелкой моторики.

7

Звуковой анализ слова «муха».

Поисковая деятельность в области грамматики.

Упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям природы.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Упражнение в проведении звукового анализа слова «муха».

Активизация поисковой деятельности детей в области грамматики, воспитание у детей языкового чутья, развитие внимания к слову и его значению.

8

Звуковой анализ слова «сани».

Поисковая деятельность в области грамматики.

Упражнение в подборе прилагательных, соответствующих зимним явлениям природы.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Упражнение в звуковом анализе слова «сани».

Развитие мелкой моторики.

Январь

Тема занятия

Задачи

1

Звук и буква А.

Воспитание внимательного отношения к словам.

Знакомство с буквами русского алфавита.

Развитие мелкой моторики рук.

2

Звук и буква О.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой О.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

3

Звук и буква У.

Активизация словаря.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Знакомство с буквой У.

Развитие мелкой моторики и ориентировке на листе бумаги.

4

Звук и буква И.

Расширение представление детей о профессиях.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой И.

Развитие мелкой моторики.

Февраль

Тема занятия

Задачи

1

Звук и буква Э.

Звуковой анализ слова «лист».

Расширение знаний детей о профессиях.

Формирование умения рассуждать, четко выражать свои мысли.

Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой Э.

Развитие мелкой моторики.

2

Звук и буква Ы.

Развитие артикуляции и фонационного дыхания.

Активизация словаря.

Формирование умения рассуждать, четко выражать свои мысли.

Знакомство с буквой Ы.

Развитие мелкой моторики, глазомера, творческого воображения, памяти.

3

Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш».

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражения, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умение рассуждать, четко выражать свои мысли.

Знакомство со слогообразующей ролью гласных, закрепление представления о слоге.

Развитие мелкой моторики и ориентировке на листе бумаги.

4

Согласный звук [м], [м,], буква М. Звуковой анализ слова «малыш».

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Знакомство с буквой М.

Упражнение в проведении звукового анализа слова «малыш».

Развитие мелкой моторики.

5

Согласный звук [н], [н,], буква Н. Звуковой анализ слова «насос».

Формировать умение понимать переносное значение слов, которые в зависимости от словосочетания меняют значение.

Формирование умения подбирать слова, имеющие противоположное значение.

Развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [н] - [н,].

Знакомство с буквой Н.

Упражнение в проведении звукового анализа слова «насос».

Развитие мелкой моторики.

6

Согласный звук [р]  [р,]. Введения понятия «ударение».

Формировать умение подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилагательных; образовывая новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов –еньк

(-оньк); - оват (-еват); -ущ (ющ); -енн (ейш).

Знакомство с буквой Ы.

Знакомство с ударением, формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

7

Согласный звук [с]  [с,], буква С.

Закрепление понятие «ударение».

Формирование умения точно называть предмет, его качества и действия.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Знакомство с буквой С.

Закрепление понятия «ударение»; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

8

Согласный звук [л]  [л,], буква Л.

Закрепление понятия «предложение».

Формировать умение точно обозначать ситуацию, подбирать антонимы и синонимы.

Закрепление понятия «предложение», формирование умение графически «записывать» предложение  тетради, ориентироваться на листе бумаги.

Развитие фонематического слуха.

Закрепление соотношения «звук» - «буква».

Знакомство с буквой Л.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Март

Тема занятия

Задачи

1

Согласный звук [х]  [х,], буква Х. Закрепление понятия «Предложение».

Формирование умения находить слова, точно оценивать ситуацию.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

Обучение «записывать» предложение графически, ориентироваться на листе бумаги.

Знакомство с буквой Х.

Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделяя ударный слог, обозначать знак ударения в слове.

2

Согласный звук [ш] буква Ш. Работа со штампами.

Упражнение в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.

Формирование умения подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие.

Формирование умения определять количество слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию.

Знакомство с буквой Ш.

Формирование правильной мышечной нагрузки руки.

3

Многозначные слова.

Согласный звук [к] [к,], буква К.

Введение понятия глухой согласный звук.

Формирование представления о разных значениях многозначности слова.

Формировать умение подбирать признаки и действия к заданным словам.

Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

Знакомство с понятием «глухой согласный звук».

Знакомство с букой К.

Развитие мелкой моторики и ориентации на листе бумаги.

4

Составление предложений с заданными словами.

Согласный звук [п],  [п,], буква П. Закрепление понятий глухой согласный звук.

Формирование умения различать предметы, которые называются одним словом, закрепление понятие о многозначном слове.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Развитие фонематического слуха, закрепление понятий «глухой согласный звук».

Знакомство с буквой П.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

5

Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т],  [т,], буква Т.

Закрепление понятия «глухой согласный звук.

Формирование умения сопоставлять название животного и его движение.

Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Закрепление умения определять количество слогов и выделять ударный слог.

Уточнение артикуляции звуков [т] и [т,], упражнение в их дифференциации.

Знакомство с буквой Т.

Формирование правильного захвата ручки, карандаша.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

6

Согласный звук [з], [з,], буква З. Введение понятия «звонкий согласный звук».

Формирование умения сопоставлять слова, противоположные по смыслу. Знакомство с разными значениями слова «идти».

Формирование умения находить слова с противоположным значением; заканчивать простые и сложные предложения.

Знакомство с понятием «звонкий согласный звук».

Знакомство с буквой З.

Развитие мелкой моторики и ориентировке на листе бумаги.

7

Согласный звук [в], [в,], буква В.

Закрепление понятия «звонкий согласный звук». Звуковой анализ слова «волки».

Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу, подбирать определения к заданным словам.

Расширение представления о разных значениях многозначного слова (глагола).

Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

Знакомство с буквой В.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

8

Согласный звук [ж], [ж,], буква Ж. Схемы предложений.

Знакомство с разными значениями глаголов и существительных.

Знакомство с многозначным глаголом «лететь», обучение правильному употреблению в устной речи устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой Ж.

Развитие мелкой моторики и ориентировке на листе бумаги.

Апрель

Тема занятий

Задачи

1

Согласный звук [б],   [б,], буква Б.

Многозначные слова.

Звуковой анализ слова «батон».

Знакомство с новыми многозначными словами; формирование умения подбирать слова, сходные по звучанию.

Расширение представлений о многозначных глаголах; формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы.

Продолжение работы по звуковому анализу слова (батон).

Формирование умения выделять ударный слоги и обозначать его на модели.

Знакомство с буквой Б.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

2

Согласный звук [г],      [г,], буква Г.

Звуковой анализ слова «голуби».

Формирование умения различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности.

Продолжение работы по звуковому анализу слова.

Знакомство с буквой Г.

3

Согласный звук [д],  [д,], буква Д.

Многозначные слова.

Звуковой анализ слова «дымок».

Формирование умения объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

Обогащение словарного запаса.

Продолжение работы по составлению схем коротких предложений.

Знакомство с буквой Д.

Развитие мелкой моторики и ориентации на листе бумаги.

4

Согласный звук [ц], буква Ц.

Звуковой анализ слова «курица».

Смысловая законченность предложения.

Формирование умения различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу.

Формирование умения образовывать слова с разными смысловыми оттенками.

Продолжение работы по звуковому анализу слова.

5

Согласный звук [ч], буква Ч. Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки.

Формирование умения использовать в предложении глагол, противоположного значения.

Расширение представлений о многозначных глаголах, формирование умения правильно использовать в речи фразеологизмы.

Продолжать работу над звуковым анализом слова.

Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели.

Акцентировать внимание на смысловой законченности предложения.

Знакомство с буквой Ч.

6

Согласный звук [щ], буква Щ. Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом.

Формирование умения подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации.

Уточнение артикуляции звука [щ].

Знакомство с буквой Щ.

Формирование умения находить в заданном предложении слова на заданную букву.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Развитие коммуникативных способностей на основе общения.

7

Согласный звук [ф],  [ф,], буква Ф.

Звуковой анализ слова «фиалки».

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Продолжение работы по звуковому анализу слова.

Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой Ф.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

8

Согласный звук [й], буква Й.

Звуковой анализ слова «чайник».

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Развитие внимания и фонематического слуха.

Продолжить работу по звуковому анализу слова.

Знакомство с буквой Й.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

 

Май

1

Сочетание звуков [йэ], буква Е.

Звуковой анализ слова «лента».

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Формирование умение детей слышать при произнесении сочетание звуков [йэ].

Продолжение работу по звуковому анализу слова.

Формировать умение выделять ударный слог и выделять его на модели.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой Е.

2

Сочетание звуков [йа], буква я.

Звуковой анализ слова «няня».

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Закрепление знания о гласных звуках и об ударении; развитие фонематического слуха.

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йа].

Знакомство с буквой Я.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

3

Сочетание звуков [йу], буква Ю.

Звуковой анализ слова «клюшка».

Акцентирование внимания детей на том, что некоторые слова не изменяются в речи.

Упражнение в образовании форм глагола «хотеть» (хочу –хочет; хотим - хотят).

Формировать умение детей слышать при произнесении сочетание звуков [йу].

Продолжить работу по звуковому анализу слова.

Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой У.

4

Сочетание звуков [йо], буква Ё.

Звуковой анализ слова «звезды».

Упражнение в составлении распространенных предложений.

Упражнение в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа имен существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йо].

Продолжение работы по звуковому анализу слова.

Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой Ё.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

5

Буква Ь, Ъ (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день».

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Повторение в ходе игры временных категорий.

Знакомство с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков.

Упражнение в нахождении этих букв в тексте.

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

6

Алфавит (закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звук, слово, предложение).

Закрепление представлений о слове как единицы языка (слово звучит, есть длинные и короткие по звучанию слова).

Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

Формировать умение самостоятельно составлять короткие загадки-писания, принимать участие в сочинении.

Формировать умение самостоятельно составлять предложение.

Знакомство с понятием «Алфавит».

Развитие фонематического слуха.

Закрепление образа букв.

Развитие тактильных ощущений.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Приложение 1.

Проведение звукового анализа слова на начальном этапе.

(памятка педагогу).

   Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли  звука, основных качественных характеристик звука.

   Проведение звукового анализа слова осуществляется следующим образом:

  • педагог предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрируют на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать;
  • дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько в нем звуков;
  • педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке;
  • дети вслед за педагогом произносят слово также;
  • затем педагог произносит первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то [м]);
  • дети произносят звук вслед за педагогом и кладут фишку в первую клеточку;
  • ведя указкой по схеме, педагог интонационно выделяет второй звук, задерживая указку на второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно;
  • дети произносят второй звук изолированно и выкладывают вторую фишку во вторую клеточку;
  • также выделяют третий звук;
  • когда будут выделены все звуки в слове, педагог предлагает детям «почитать» слово вслед за движением указки по звуковой схеме;

Хорошо отработанным действием считается такое интонационное выделение звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему. Именно оно является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

Приложение 2.

Десять советов родителям

Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перекидывайте с одного занятия на другое.

Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует.

Совет 3. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий – это даст уверенность в своих силах.

Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к неудачам и затруднениям ребенка.

Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

Совет 6. Терпеливо объясняйте все, что не понятно.

Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, когда он испытывает трудности или у него что то не получается.

Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка на каждом занятии.

Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного обучения. Дети и родители.

программа дистанционного обучения для детей и родителей, включающая в себя рекомендации и консультации педагогов, логопедов, медиков, психологов и музыкального руководителя ГБДОУ №18. Сайт ГБДОУ аходи...

Рабочая программа по обучению детей шахматам

   Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, расчитана на 2 года.     Содержание программы соответствует психолого-возрасным осо...

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Авторизованная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста английскому языку "MAGIC ENGLISH"

Программа «MAGIC ENGLISH» направлена на воспитание интереса к овладению английским языком, формирование гармонично развитой личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых сп...

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...