Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Й"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте по теме: "Звук и буква Й". (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_y.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [й] и буква Йй»

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком  и буквой  Й. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Магнитные буквы, предметные картинки, кленовые листья, буквари, тетради, полоски и маленькие изображения зайчиков, цифры «2» и «3», звуковая схема, контейнер с элементами буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей, организует приветствие, предлагает детям присесть на стульчики. На столах перед детьми лежат предметные картинки с изображениями майки, зайки, лейки, чайки.

Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.

Дети называют картинки.

Какой звук слышится в середине всех этих слов? (…)

Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, ко-ая его обозначает.

2. Игра  «Листопад».

Педагог раздает кленовые листья.

Теперь мы будем играть в игру «Листопад». Но сначала послушайте стихотворение.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

(Во всех словах есть звук [j]).

Давайте произнесем  это звук вместе. (…).

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во  рту есть преграда. Язык плотно прижимается к нёбу. Как вы думаете, звук [j]- гласный или согласный? (…). Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.

Дети произносят звук, приложив руку к горлышку.

(…). Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…). Правильно. Возьмите в руки по одному кленовому листочку и поднимайте его, когда услышите звук [j].

Материал: й, и, а, й, у, э, й, л’ , а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.

Молодцы. Вы были очень внимательными.

3. Упражнение «Кто скорее?»

А сейчас поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. М, а, й. Что получилось? (…). Верно. Что такое май? (Это название весеннего месяца).

Аналогично проводится работа по синтезу слов: пой, дай, дуй.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

В каких словах этого стихотворения есть звук [j]? (…). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это буква Йй. Под ней вы видите зеленый кружок. Что это значит? (Значит, буква Йй обозначает мягкий согласный  звук [j]). На какую букву очень похожа буква Йй? (… Ии). Подойдите к доске, достаньте из контейнера все необходимые элементы и составьте по одной букве Й.

Дети выполняют задание.

Какие детали вам потребовались для этого? (Мы взяли 2 длинных палочки, 1 короткую и галочку). Как расположены эти элементы?  (2 длинные палочки стоят на небольшом расстоянии др. от др., между ними , слева направо снизу вверх идет короткая палочка, а наверху расположена галочка .)

Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите и назовите все предметы, в названиях ко-рых есть новый звук. (…). В каких словах звук [j] слышится в конце? (…). Отлично. Теперь переверните страницу. Прочитайте, что написано рядом с зелеными кружками. (…). Теперь прочитайте слова под картинками. (…). Что такое сайка? (Это булочка). Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками. (…). Молодцы.

5. Подвижная игра «В лесу».

С кочки на кочку скачет лягушка,    Передвигаются прыжками по кругу др. за др. на    корточках.

Заяц петляет в кустах на опушке,    Передвигаются, стоя, совершая прыжки на обеих ногах и петляя.

Следом за зайцем крадется лиса,    Крадутся на цыпочках.

Мишка вразвалку уходит в леса,         Идут вразвалку.

Еж семенит по дорожке под елкой,     Семенят в полуприседе, округлив спинку.

В чаще лесной рыщут серые волки.     Идут, совершая широкие шаги.

Кружит над лесом стайка синичек.      Бегут по кругу, взмахивая руками.

Мы показали зверюшек и птичек.       Маршируют по кругу.

6. Работа в тетради.

Что вы видите в ее верхней части?  (…). Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…).

Дети раскрашивают буквы.

Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Йй. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу галочку. Напишите 4 больших буквы и 4 маленьких по точкам.

Дети выполняют задание.

7. Игра  «Зайкина прогулка».

Педагог раздает полоски и маленькие изображения зайчиков.

А сейчас мы поиграем в игру, ко-ая называется «Зайкина прогулка». Будем учиться определять место звука [j] в словах. Первый квадрат для обозначения звука в начале слова, второй – в середине, третий – в конце. Вы будете слушать слова и зайкой обозначать его место в каждом слове.

Материал: играй, мойка, йогурт, йод, каравай, сойка, бегай, попугай, гайка, фуфайка. Дети выполняют задание.

8. Игра «Два и три».

Педагог приглашает детей к доске, на ко-ой находятся картинки.

Рассмотрите и назовите картинки. (…).

Педагог помещает на доску цифры «2» и «3».

Разделите эти слова на слоги и поставьте под ними цифру «2» те картинки, названия ко-ых делятся на 2 слога, а под цифру «3» те картинки, названия ко-ых делятся на 3 слога.

Дети выполняют задание.

9. Упражнение «Подберите слова к схеме».

Педагог помещает на доску звуковую схему слова:

С – синий, к - красный, з – зеленый.

Вам нужно подобрать слова вот к этой схеме. (Зайка, сойка).

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Презентации к занятиям по обучению грамоте Нищевой. "Буква А", "Буква У".

Данные презентации будут полезны при проведении занятий по парциальной грограмме Н.В.Нищевой "Обучение грамоте". Презентации составлены по пособию "Мой букварь"....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква О"

Презентация будет полезна при проведении занятия по обучению грамоте в старшей группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква И"

Данная презентация будет в помощь воспитателям при проведении занятий по парциальной проограмме Н.В.Нищевой "Обуучение грамоте". презентация составлена по страницам пособия "Мой букварь...

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква Т"

Данная презентация будет  в помощь воспитателям при подготовке к занятию по обучению грамоте....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква П"

Данная презентация будет полезна воспитателям, занимающимся обучением грамоте по программе Нищевой....