Учебно-методическое пособие "Необычная азбука для детей и родителей"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Дятлова Жанна Валентиновна

Учебно-методическая презентация Азбуки, позволяющая закрепить образ буквы и соотнести её со звуком в доступной игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Необычная Азбука2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕОБЫЧНАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Учебно-методическое пособие. Авторы учителя-логопеды ДОУ №120 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга: Логинова Л.А., Дятлова Ж.В.

Слайд 2

Эта методика представляет собой сенсорное многообразие ! В нашей методике мы отмечаем такие инновации в работе с «Образом-буквой »: 1. Мы применили методику «сенсорного многообразия» в запоминании буквы. 2. Р азвиваем межполушарные ( комиссуральные ) связи . 3. Развиваем речевые функции . 4 . Формируем учебную мотивацию. 5. Азбука предназначается для всех детей с 4 лет. Азбука подходит к любому букварю. 6 .По этой методике могут заниматься родители, учителя, воспитатели… 7 .Особенно нуждаются в этой методике дети с нарушениями оптического восприятия, дети с ЗПР , дети с нарушениями интеллекта, дети логопедических групп с нарушениями речи, младшие школьники 1 классов речевых школ .

Слайд 3

Методическое сопровождение по работе с Азбукой «Образ-буква» 1.Начинаем работу с упражнения: « Рифмы сочиняем, слова запоминаем » или загадываем загадку. 2.Выполняя второе упражнение, мы развиваем фонетическую сторону речи . 3.Затем мы работаем с Образом-буквой . 4. К рисункам Образа-буквы есть авторские стихи, которые помогут перевести образ предмета в букву, так мы развиваем ассоциативное мышление. 5. В игре «Болтунишка» дети должны запомнить скороговорку или небольшой стишок , или просто фразу. В этом упражнении мы учим детей приемам мнемотехники , т.е. запоминанию с опорой на картинки, увеличиваем объём речевой памяти . Также в этом упражнении мы развиваем фонематические представления у детей. Просим детей назвать слова с изучаемым звуком, учим детей находить звук в слове: в начале, середине или в конце слов. 6 . Поиграйте в «Художника», нарисуйте сами образы предметов, в которых спрятались буквы.

Слайд 4

Методическое сопровождение по работе с Азбукой «Образ-буква » 7 . Мы рекомендуем проводить работу по развитию зрительно-моторной координации , в этом вам поможет упражнение «Секретарь ». 8 . Поиграйте в «Доктора» . ____________________________________________________________________ А ________________________________________________________________ а

Слайд 5

А Доскажи словечко : Чтоб улыбки появлялись, Людям деток несёт….(аист) На какой зву к начинается слово АИСТ? Во рту нет преграды воздушной струе при произношении этого звука! Запомни, это гласный звук! Он поется, тянется. Рассмотри картинку и проведи по ней пальчиком. Это буква А! Запомни, повтори: А -Аист по болоту ходит а - Пальцем веди так: И лягушек там находит. По кожуре апельсина круг, Ноги широко он ставит , А потом зигзаг. Букву «А» напоминает. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Аист в автобусе вёз для Арины Ананас, арбуз и апельсины

Слайд 6

Д Доскажи словечко: Нахожусь с семьёй я в нём, Мой родной, любимый…(дом) На какой звук начинается слово ДОМ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни : это звук согласный! Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Д . Запомни, повтори: Д -Этот дом высотный наш. Под домом есть большой гараж, Когда к дому ты идёшь, Дом на букву «Д» похож. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Дима на дудке под дубом играл, О скорой дороге к дому мечтал.

Слайд 7

О Отгадай загадку: Два часа его кручу, Очень стройной стать хочу (Обруч) На какой звук начинается слово ОБРУЧ? Он поется, тянется? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный. Рассмотри картинку , проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква О. Запомни, повтори: О -Обруч крутим на руке, Ну и вертим на ноге, Да и верно ведь одно: «Обруч, точно, буква «О». Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Над островом облако плыло и в озере и окнах отражалось.

Слайд 8

С Доскажи словечко: Вкусность эта вся из дыр. Называется он … (сыр) На какой звук начинается слово СЫР? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный! Рассмотри картинку , проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква С. Запомни, повтори: С -Пусть мышонку сладко спится Буква «С» как сыр приснится. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори . Света в солнечный день с сумкой ходила И сачком стрекоз ловила.

Слайд 9

У Доскажи словечко : Не быстро и не прытко Ползёт рогатая…(улитка) На какой з вук начинается слово УЛИТКА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный. Рассмотри картинку , проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква У. Запомни, повтори: У -Ползёт улитка по дорожке, Везёт домик, тянет рожки. На неё скорей смотри, Букву «У» увидишь ты. Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Улитка обменяла удочку у ужа на уточку.

Слайд 10

Ш Доскажи словечко: Стоит высок и величав С одеждой деревянный…( шкаф) На какой звук начинается слово ШКАФ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный! Рассмотри картинку , проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ш. Запомни, повтори: Ш- У шкафа три дверцы, Длинный ящичек внизу. Я смотрю и восхищаюсь: Букву «Ш» я нахожу. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Шапку, шубу, шорты, шарф уберу в широкий шкаф.

Слайд 11

НЕОБЫЧНАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Можно использовать наш материал в нескольких вариантах: 1 . Алфавит 2 . Умные кубики 3. В виде набора картинок , которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте, картинки подойдут к любому букварю. 4. Раскраски 5 . Азбука 6. Дидактические материалы Таблица: «Методика работы с Образом-буквой» Можно все движения пальчиком по картинке отметить стрелочками прямо на картинке и пронумеровать эти стрелочки, так как дети каждый раз обводят букву по рисунку по-разному, вследствие чего плохо запоминают написание буквы ! Только так нужно обводить буквы!

Слайд 12

Рецензия на учебно-методическое пособие Логиновой Л.А., Дятловой Ж. В. «Необычная азбука для детей и их родителей» Рецензируемое пособие представляет собой полноценный материал для организации коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста по освоению нового для них знания – овладение системой письменных знаков . Актуальность данного пособия заключается в том, что оно соответствует ФГОС ДО . Первое основание: в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 4.7. указывается на то, что реализация целевых ориентиров предполагает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием. Содержание пособия в занимательной форме последовательно помогает малышу освоить азбуку родного языка, служит для профилактики нарушений письменной речи у детей в школе . Второе основание: родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Это утверждение находит свое отражение в ФЗ 273 «Законе об образовании в РФ», так и во ФГОС ДО. В Азбуке, предлагаемой авторами, содержание представлено так, что она одинаково успешно может использоваться как педагогами, так и родителями . Еще одно достоинство данного пособия – это возможность использовать его в качестве логопедического пособия при обучении грамоте и коррекции звукопроизношения при работе с детьми, имеющими речевые нарушения . Использование образа-буквы в определенной последовательности, включение авторских стихов, возможность выполнять многие задания самостоятельно делает Азбуку непохожей на уже существующие пособия данного характера . Азбука может являться учебно-методическим пособием к примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной . Учебно-методическое пособие Логиновой Л.А., Дятловой Ж. В. «Необычная азбука для детей и их родителей» может быть рекомендовано к печати . Зав. кафедрой специальной (коррекционной ) педагогики СПб АППО, кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Яковлева

Слайд 13

Рецензия В предлагаемом учебно – методическом пособии представлен практический материал, который можно использовать в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста. Достоинство данного пособия состоит в универсальности: оно представляет интерес, как для педагогов, так и для родителей. В пособии учтены особенности психического развития детей дошкольного возраста, с опорой на доминирующий психический процесс воображения: буква вписывается в хорошо узнаваемый ребенком образ. Пособие составлено таким образом, что ребенок не только знакомится с буквой, но и активизируется его словарный запас, а также развиваются память, мышление, речь и творчество. Учебно-методическое пособие Логиновой Л.А., Дятловой Ж. В. «Необычная азбука для детей и их родителей» может быть рекомендовано к печати. Методисты ИМЦ Фрунзенского района, г. Санкт-Петербурга: Миронова Н.П. и Иванова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

Учебно-методическое пособие-полифункциональные материалы для детей раннего возраста

                                      Цветные палочки Кюизенера .     Ме...

учебно-методическое пособие. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста по ПДД "Азбука дорожного движения".

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения»Цель: Закрепление умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуаци...

Учебно – методический материал «Развиваем творческую активность детей совместно с родителями».

Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.Многие родители считают: главное — восхищаться ...