Правила обучения чтению дошкольников
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Николаева Юлия Алексеевна

В статье рассказывается об основных правилах, которые должны помнить родители, педагоги при обучении дошкольников чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные правила обучения чтению дошкольников.

     

    Уважаемые родители!  Часто, начиная обучать чтению своего ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки совершают некоторые ошибки, которые впоследствии  трудно устранить. Поэтому, если  вы решили научить читать вашего малыша, то вам следует соблюдать некоторые правила:

 

1.Начинайте обучение с гласных звуков и букв: А О У И Ы .

Гласные звуки намного легче в запоминании, очень редко нарушено их         произношение, их можно выучить, напевая, а также с опорой на их артикуляцию.

  2.Изучению одного звука ( буквы) следует уделять несколько занятий   (дней).

Ребенок должен уметь (научиться) выговаривать эти звуки для    дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Поэтому при изучении согласных надо начинать с тех, которые ребенок почти всегда произносит правильно: М П Х Т К Б В ГД Н Ф

  3. Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА

В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук «М». мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! ( Тем более, что буквы МЭ не существует!) Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует ребенка, и вместо слога МА он может прочитать МЭА.

ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать.

 БУКВА — это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука.

 4. Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по  слогам, а не по буквам.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному    чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога.

  5.Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за   один раз.  Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

  6. Уроки чтения предполагают и уроки рисования (печатания)! 

Рисуйте буквы! Выкладывайте из палочек, лепите из пластилина. Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше - написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

.

 Желаем Вам творческих успехов в обучении дошкольников!!!

                                                    Учитель-логопед Николаева Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семь основных золотых правил обучения чтению детей"

Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Читайте 7 основных, не сложных правил эффективной методики обучения чтению детей, которые были проверены и доказали свою результативность...

7 золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника.

В помощь родителям "7  золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника."...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениямиВ современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса ...

Памятка для родителей «Правила успешного обучения чтению дошкольника»

Если Вы хотите научить читать ребенка до того как, он пойдет в школу, эта памятка для Вас. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием ко...