НОД по развитию речи и обучению грамоте
учебно-методический материал по обучению грамоте

Конспект по развитию речи и обучению грамрте выявляет полученные знания детей за учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Форд Боярд»

Цель:

  1. Закреплять у детей умение различать звук, слово, букву; составлять слова при помощи букв; делить слова на слоги, образовывать новые слова при помощи суффиксов, приставок.
  2. Закреплять умение различать гласный и согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, проводить слого - звуковой анализ слов.
  3. Отрабатывать умения составлять предложения, умение делить предложение на слова, употреблять в речи слова-антонимы, уметь сочинять новый сюжет предложенной сказки.
  4. Развивать фантазию, логическое мышление, воображение.
  5. Воспитывать чувство взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу

Оборудование:

Карточки-картинки: флаг, окно, рыба, дом, бочка, огурец, якорь, рука, дыня.

Камешки-буквы: гласные.  Игрушки мягкие, животные, насекомые в аквариуме; «Цветик – семицветик» со словами, ключи. Мяч, картинка с изображением лисы; Плакат – сказочные герои сказки «Теремок»; карточки – схемы; плакат с изображением книг с буквами, фишки для слого - буквенного анализа.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в увлекательную игру, игру не простую, а игру-путешествие. А как называется эта игра, вы узнаете по первым буквам зашифрованного слова.

«Слово спряталось куда-то, слово спряталось и ждёт,

Пусть найдут меня ребята, ну-ка, кто меня найдет?»

(дети находят зашифрованное слово по первым буквам картинок: флаг, окно, рыба, дом, бочка, огурец, якорь, рука, дыня)

- Правильно, мы отправимся в Форд-Баярд. Путь наш далёкий, так как Форд  находится далеко в море, на небольшом острове, чтобы туда попасть, нам предстоит преодолеть много трудностей. А отправимся мы туда на корабле, займите пожалуйста свои места (дети проходят на стульчики)

- Первый сидящий будет капитаном (он собирает за каждое выполненное задание ключи). Ну что, отправимся в путь? (да!)

- Ой, посмотрите, у нас на пути небольшой островок. Здесь находится магазин, да не просто магазин, а «Магазин игрушек». (проводится игра «Магазин игрушек»  на деление слов на слоги)

Давайте посмотрим, что продается в магазине. (на столе лежат игрушки).

Дети: Игрушки

Воспитатель: Давайте назовём все игрушки: собака, сова, лиса, поросёнок, слон, попугай, черепаха. Деньгами в нашем магазине будут хлопки.

Чтобы купит в магазине игрушки, надо хлопками разделить слова на слоги. (Дети покупают игрушки в магазине, при помощи хлопков.)

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились и за это вы получаете первый ключ (отдаёт ключ капитану).

- Ну что же, продолжим наш путь. У нас на корабле есть мяч, давайте поиграем? Я буду называть слова, и бросать мяч. Кому брошу, тот будет называть слова, противоположные по смыслу.

Проводится игра со словами-антонимами.

Сладкий – кислый, умный – глупый, сильный – слабый, добрый – злой, бежать – стоять, кричать – шептать, молодой – старый, большой – маленький, чисты – грязный, длинный – короткий.

- Да, ребята, молодцы – и снова вы получаете ключ! (передает капитану)

Воспитатель:

- Посмотрите, у нас на палубе есть интересные камушки: камушки с буквами. Сейчас мы будем ходить по камушкам, наступая только на гласные буквы.

Воспитатель: Хорошо, справились, и за это вы  тоже получаете ключ. А вот и следующее задание. Это задание очень опасное, но вы же смелые, храбрые, поэтому я думаю, вы справитесь т с этим заданием. А задание будет таким: вы будете доставать из аквариума животных, насекомых и придумывать с ними чистоговорки (аквариум накрыт тканью, дети опуская руку достают, животных, насекомых)

Например, коза: за-за-за – у меня коза,

                            за-за-за – уходи домой коза,

                            зу-зу-зу – я держу козу,

                            зе-зе-зе – траву дам козе и т.д.

Физминутка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это задание вы тоже хорошо выполнили и получаете еще один ключ.

Воспитатель:   А теперь  -  игра «Цветик – семицветик»

- Это не простой цветок. На каждом лепестке слова. Вам нужно будет сорвать лепесток, прочитать слово, добавить к нему частичку, чтобы получилось новое слово. Частичку мы добавляем в начале или в конце.

Бежать – убежать, прибежать, выбежать;

Заяц – зайчонок, зайчишка;

Дом – домик, домишка, домашний;

Лететь -  прилететь, залететь, вылететь, улететь;

Корова – коровушка, коровка;

Снег – снежок, снежный;

Мама – мамочка, мамуля…..

Воспитатель:

- Мы сорвали все лепестки с нашего цветка, поэтому получаем следующий ключ. Дети посмотрите, наш капитан взял с собой в путешествие любимую игрушку. Кто это? (лиса)

- Да, правильно, это лиса. Составим предложение из двух слов, трёх слов, четырёх слов (дети составляют). А теперь ребята, мы с вами поиграем в игру «Живое предложение». Словами в предложении будете вы. Предложение: У лисы пушистый хвост. Ваня – «У лисы», Лиза – «пушистый», Катя – «хвост». (Дети составляют предложение). Затем по аналогии дети составляют ёще два предложения: Пушистый хвост у лисы. Хвост у лисы пушистый.

Воспитатель: Молодцы, снова получаете ключ.

- Ой, ребята, посмотрите, еще небольшой островок. Давайте остановимся. На этом острове живут сказочные герои. Как вы думаете, из какой они сказки? Дети: «Теремок»

Воспитатель: Давайте назовём всех героев. А что произошло, когда пришёл медведь? Правильно, теремок развалился А вот сейчас вам надо помочь героям и с помощью вот этих схем, сочинить продолжение сказки. Дети составляют продолжение сказки с опорой на картинки:

  1.                        2.                         3.

Получается следующее продолжение:

- Собрались жители на совет и стали думать, что же делать с медведем. И решили отправить его в школу учиться, но не в обычную, а в лесную школу строителей. Медведь учился на «пять» и закончив школу, вернулся в лес и построил «Современный Терем – теремок».

Воспитатель: За интересное продолжение сказки вы снова получаете ключ.

- Вы молодцы, так как у вас получилась интересная сказка, и вы помогли зверям построить новый дом. И за это они вам кое-что приготовили, а что, вы узнаете, разгадав следующее задание. Вам нужно сложить сначала буквы на больших книгах, а затем на маленьких

Воспитатель: Что  получилось?

Дети: Подарок!

Воспитатель: Правильно, это подарок. Жители теремка дарят вам в подарок книгу «Теремок».

Воспитатель: Ребята, мы преодолели много трудностей, чтобы попасть в «Форд  боярд». А вот и он! Вот это остров! Посмотрите, что это? Да это же настоящий старинный сундук. А что в нём, мы узнаем, открыв его с помощью наших ключей, которые мы собирали по пути. (Капитан подбирает ключ и открывает сундук, там -  шоколадные монеты. Капитан раздает монеты детям.)

Воспитатель: Ну что вам понравилось путешествие?

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А сделаем мы это с помощью воздушного шарика (дети возвращаются в детский сад)

Для наиболее успешного овладения материалом детьми, педагогу очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирать наглядный, дидактический и прочий материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Литература:

1. Г. Марцинкевич Обучение грамоте детей дошкольного возраста

2. Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать. – СПб. «Акцидент», 1998

3. С. Д. Сажина Технология интегрированных занятий в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотв...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

Цели: - продолжать развивать речь детей; Задачи: - закрепить знания о некоторых произведениях Михалкова; -учить отвечать четко, правильно; -развивать память, внимание, мышлени...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

занятие направлено на закрепление знаий о некоторых роизведениях Михалкова, также развитию речи и др....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» , «Развитие речи» и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в лето»

Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия диких животных и их детенышей, упражнять в умении называть пару сог...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....