Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [З], [Зь] и буквой З»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан дла детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, некоторые игры можно использовать в работе с детьми средней группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_z.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [З], [Зь] и буквой З»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звуки [З], [Зь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [З], [Зь] в начале, в середине слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ, ЗЫ; проанализировать слово ЗИМА, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы З, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: ваза, гнездо, язык, гвоздика,  мимоза, коза, зубы, звезда, замок, зебра, зеркало, зима; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [З].

На доске висят картинки: зонт, звезда, завод

Какой первый звук в словах: зонт, звезда, завод?

Когда мы произносим [З], то

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

- горлышко «Работает» (положить руку на горлышко)

  • Звук [З] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь твердый звук дружок

               Синий нарисуй кружок.

3. Фонетические упражнения

Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗ…..

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [З]»:

З, а, с, з, к                           за, зу, мы, зэ                    заяц, зонт, усы, зубы

З, к, м, а, з, о, з                   аза, азу, сам, зы               сом, ваза, коза, пол

5. Работа с картинками.

В ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [З], определить место звука в словах, разделить на слоги: ваза, гнездо, язык, гвоздика,  мимоза, коза, зубы, звезда, замок

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [з] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:               .

Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?

По полю скачет,                        Свернешь – клин,                  Кто по земле ползет,

Ушки прячет.                            Развернешь – блин.               А к себе не подпускает.

Встанет столбом –                                  (зонт)                                         (змея)

Ушки торчком.                                         Что видно только ночью?

           (зайка)                                                                   (звезды)

7.«Закончи слово слогами»

ЗА: ва…, ро…, сле…, гро…

ЗЫ: ко…, ва…, гро…, бере…, арбу…, моро…, серви…

8. Знакомство со звуком [зь].

На доске висят картинки: зебра, зеркало

Какой первый звук во всех словах?  [зь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

        Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь мягкий звук не спи

               Зеленый карандаш бери.

9. Подвижная игра на дифференциацию звуков.

Поднять руки в стороны, если услышите твердый звук [з]; вытянуть руки вперед, если – мягкий звук [зь] в словах: зима, заноза, мимоза, зеркало, завод, сом 

10. Четвертый лишний

 за-за-за-зя             зу-зу-зю-зу       Зоя, Зина, Захар, Забава

 зо-зё-зо-зо            зи-зы-зи-зи      зим, зеленый, земля, козел

11. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ЗИМА) и звуковой, буквенной схемой (под словом ЗИМА нарисованы 4 кружочка)                        

12. Знакомство с буквой З.

                              З загнулась как змея,

                              Но ей не запугать меня.    

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква З?

- Выложить на столе из бросового материала букву З.

13. Анализ и чтение слогов: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ, ЗЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

14. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

ВАЗА    ЗАМОК  

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [З], мягкий звук - [Зь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

15. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2: дети закрашивают букву З наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

16. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Солнышко»

Этот шарик так хорош.                           Катаю су-джок  между ладоней

Ты на солнышко похож.

Буду я с тобой играть,

Во все стороны катать.

Я подброшу высоко                              

И поймаю так легко

1,2,3,4,5                                                   Подбрасывают вверх и ловят

Покраснеет пусть ладошка                   Сильно  сжимают су-джок по  очереди

Я сожму тебя немножко.                       в  правой (левой) ладони.

17. Физкультминутка

Зайки белые сидят                           Дети выполняют соответствующие движения

И ушами шевелят.

Вот так, вот так,

И ушами шевелят.

      Зайкам холодно сидеть,

      Надо лапки им погреть.

      Вот так, вот так,

      Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять,

Надо зайкам поплясать.

Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...