подготовка к школе
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гордиенко Марина Ивановна

как правильно подготовить ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atestatsiya_statya.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад№82 Фрунзенский район г. Санкт-Петербург.

Автор: Гордиенко Марина Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории

Подготовка к школе  детей старшего дошкольного возраста

 Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

  Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

     От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.      Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.    Организуя работу по подготовке к обучению грамоте необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.  

     В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

- ознакомление со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением и его словесным составом;

- деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

- членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

- знакомство с буквами.

     Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включают в себя три направления:

- развитие связной речи,

- подготовка к обучению чтению,

- подготовка к обучению письму.

     Эти направления должны стать обязательными структурными компонентами нод.

Развитие связной речи

     В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слова.

     Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

     Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает также освоение новых (переносных) значений известных слов.

     В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Дети подводятся к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, то есть у детей вырабатывается осознанное отношение к речи, что является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

С детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов

     В подготовительной группе закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок) и название предметов (сахарница, но солонка).

     Дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки).

     Необходимо помнить, что основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци).

Подготовка к обучению чтению

     В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце).

     Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

     После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками – обозначим их красной фишкой.

     Спустя некоторое время на последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык.

     Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев». Педагог учит различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления оппозиционных по твердости – мягкости пар: берутся для сравнения два слова (кот и кит), проводится их звуковой анализ, дети пытаются найти одинаковые звуки в этих словах.

    На занятиях по обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением.  Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку (первое, второе и т.д.), переставлять, добавлять или заменять слова в предложении

     В старшей группе учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: прошагать слово, прохлопать, медленно произнести, поднеся руку к подбородку, и т.д.

     В подготовительной к школе группе продолжается работа по звуковому анализу слов, детей учат вычленять и обозначать словесное ударение, проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита, дети усваивают некоторые правила орфографии, учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции.

     Таким образом, с детьми седьмого года жизни на НОД по обучению грамоте работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущей задачей остаются формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.

     В подготовительной группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели.

 Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)

Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....

Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Подготовка к школе.

Материалы нашей школы ЛШР могут быть интересны другим родителям. В данной презентации о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе....

Статья для родителей подготовительной к школе группы на тему "Подготовка к школе"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста  на тему: "Подготовка к школе". Эту информацию можно использовать на родительском собрании или в качестве консультации в родительский уголок ...

Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников

Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...

Скоро в школу! Подготовка к школе.

quot;... психологическая готовность к школе - это как снежный ком.  Все о ней слышали,а что это такое, толком никто  не представляет. Вот с арифметикой или чтением всекуда проще- ...