Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Соловьева Людмила Владимировна

Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении  грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении  грамоте»

Учитель-логопед

Соловьева Людмила Владимировна    

                                                                         2021

Цель:

Учить  воспитателей  играть в логопедические игры: на  развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

          Чтобы научить ребенка говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.

       Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Очень важно у детей развивать фонематический слух и фонематическое представление – важные факторы в дальнейшем обучении детей грамоте. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух следует помнить:

*Наша речь состоит из предложений.

*Предложения состоят из слов.

*Слова состоят из звуков.

*Звук – это то, что мы слышим и произносим.

*Буква – это то, что мы видим и пишем.

*Звук на письме обозначается буквой.

Гласные звуки

*Гласные звуки-звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

*В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У]  [О]   [И]  [ Э]   [Ы] .

*На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

*Гласных букв – десять: «А»  «У»  «О»  «И»  «Э»  «Ы»  «Я»  «Ю» «Е»  «Ё».

*Шесть гласных букв – голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):«А»  «У»  «О»  «И»  «Э»  «Ы» - соответствуют звукам.

*Четыре гласные буквы - «Я»  «Ю» «Е»  «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА]  «Ю»-[ЙУ] «Е»-[ЙЭ]  «Ё» -[ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук «Я» -[А] «Ю»-[У] «Е» -[ Э] «Ё»-[О] (береза, мяч)

Согласные звуки

*Согласные звуки- звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении. Встречает преграду.

*Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок, и проверяются рукой, положенной на горло.

*Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К]  [П]  [С]  [Т]  [Ф]   [Х]  [Ц]  [Ч]   [Ш]  [Щ ].

*Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):

 [ Б]  [В]  [Г]  [Д]  [Ж]  [З]  [Й]  [Л]  [М]  [Н]  [Р].

*Твердость и мягкость согласных определяется на слух.

*Согласные звуки  могут быть твердыми  (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э»  «Ы»)  и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И»  «Я»  «Ю» «Е»  «Ё»).

*Всегда твердые согласные: [Ш]  [Ж]  [Ц].

*Всегда мягкие согласные: [Й]  [Ч]  [Щ].

* Твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом.

*Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Помогут в этом такие игры, как:

«Ушки на макушке »

Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.

Описание: Логопед просит участников быть внимательными и хлопать в ладоши только тогда, когда будет звучать заданный звук. Нужно определить звук, например, [С]  в звуковом ряду, в ряду слогов,  в ряду  слов:

С, А, М, Г, К , У , С , Н , С

ду  са  ма  ка  но  со ми  сы

мак нож санки зал сом кит

«Собери слово из звуков»

Цель: Развивать фонематический слух, умение соединять звуки в слово.

Описание:  Логопед называет участникам  звуки и просит собрать эти звуки в слово, какое слово получится? К..о..ш..к..а и т.д.

«Сломанный телефончик»

Цель: Развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звуки в слове.

Описание: Логопед говорит слово, выделяя в нем первый и последний звук, кто-то из родителей придумывает слово на последний звук, который в следующем слове становится первым и так далее: лукк, кроттт, танкк, кошка…

«Назови слова со звуком [С] (или [Л],  [Р])»

Цель: Развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.

Описание: Участники мастер-класса придумывают слова на заданный звук.

« Я знаю три слова на звук [С]: собака, лиса, сом. Я знаю три слова на звук [Р]: рак, роза, мороз».

«Волшебный мешочек »

Цель: Учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество звуков в слове.

Описание: Воспитатели  по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков: к..о..т в слове три звука. В слове лиса четыре звука: ль..и…с..а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.

Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....