Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении грамоте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Развитие фонематического восприятия у детей – важный фактор в обучении грамоте»
Учитель-логопед
Соловьева Людмила Владимировна
2021
Цель:
Учить воспитателей играть в логопедические игры: на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Чтобы научить ребенка говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Очень важно у детей развивать фонематический слух и фонематическое представление – важные факторы в дальнейшем обучении детей грамоте. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух следует помнить:
*Наша речь состоит из предложений.
*Предложения состоят из слов.
*Слова состоят из звуков.
*Звук – это то, что мы слышим и произносим.
*Буква – это то, что мы видим и пишем.
*Звук на письме обозначается буквой.
Гласные звуки
*Гласные звуки-звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
*В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [ Э] [Ы] .
*На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
*Гласных букв – десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
*Шесть гласных букв – голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):«А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
*Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА] «Ю»-[ЙУ] «Е»-[ЙЭ] «Ё» -[ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук «Я» -[А] «Ю»-[У] «Е» -[ Э] «Ё»-[О] (береза, мяч)
Согласные звуки
*Согласные звуки- звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении. Встречает преграду.
*Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок, и проверяются рукой, положенной на горло.
*Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ ].
*Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):
[ Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
*Твердость и мягкость согласных определяется на слух.
*Согласные звуки могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Я» «Ю» «Е» «Ё»).
*Всегда твердые согласные: [Ш] [Ж] [Ц].
*Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
* Твердые согласные на схемах обозначаются синим цветом.
*Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Помогут в этом такие игры, как:
«Ушки на макушке »
Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.
Описание: Логопед просит участников быть внимательными и хлопать в ладоши только тогда, когда будет звучать заданный звук. Нужно определить звук, например, [С] в звуковом ряду, в ряду слогов, в ряду слов:
С, А, М, Г, К , У , С , Н , С
ду са ма ка но со ми сы
мак нож санки зал сом кит
«Собери слово из звуков»
Цель: Развивать фонематический слух, умение соединять звуки в слово.
Описание: Логопед называет участникам звуки и просит собрать эти звуки в слово, какое слово получится? К..о..ш..к..а и т.д.
«Сломанный телефончик»
Цель: Развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звуки в слове.
Описание: Логопед говорит слово, выделяя в нем первый и последний звук, кто-то из родителей придумывает слово на последний звук, который в следующем слове становится первым и так далее: лукк, кроттт, танкк, кошка…
«Назови слова со звуком [С] (или [Л], [Р])»
Цель: Развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: Участники мастер-класса придумывают слова на заданный звук.
« Я знаю три слова на звук [С]: собака, лиса, сом. Я знаю три слова на звук [Р]: рак, роза, мороз».
«Волшебный мешочек »
Цель: Учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество звуков в слове.
Описание: Воспитатели по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков: к..о..т в слове три звука. В слове лиса четыре звука: ль..и…с..а.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.
Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР
Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
