Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Бастракова Анна Владимировна

Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_detey.odt22.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Занимаемся в садике и дома!

Рекомендации  родителям.

  1. Занимаясь дома с малышом 3 – 4 лет надо помнить, что очень важно не перегрузить ребенка информацией и не отбить у него интерес к учебе.  Учитывая этот важный фактор, занимайтесь   с ребенком всего по 15 – 20 минут в день.
  2. Не торопите и не одергивайте ребенка во время выполнения заданий.
  3. Если у ребенка что-то не выходит старайтесь ему помочь, но в то же врмя не подавляйте инициативы.
  4. Занимайтесь с ребенком в тихой спокойной обстановке. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться и сделает занятие более  продуктивным.
  5. Придерживайтесь «золотого» правила – от простого к сложному.
  6. Не оценивайте результаты ребенка слишком строго, акцентируйте внимание ребенка на его успехи.
  7. По окончании работы обязательно похвалите ребенка.

         

Что может сделать родитель для лучшего  умственного и речевого развития ребенка.

  1. На прогулке и дома показывайте ребенку различные предметы и рассказывайте о них. Подробно рассказывайте ребенку о том, что его заинтерисовало. Разговаривая с ребенком не упрощайте свою речь.
  2. Читайте малышу интересные книги. Разглядывая с ребенком иллюстрации, учите его показывать вам картинки, каторые вы называете, и рассказывать о том, что на них нарисовано.
  3. Сделайте семейный фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего ребенка. Разглядывая фотографии, просите рассказать вам о том, что он делает.
  4. Внимательно слушайте ответы ребенка.
  5. Помните, ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и  слушает его.
  6. Беседуя с ребенком, четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, копируя его произношение.
  7. Играйте  вместе с ребенком в сюжетные игры.

 Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Мелкая моторика – речь – мышление.

Игры с пальчиками.

Заниматься этой тренировкой можно уже с ребенком 2 – 3 лет.

 Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их  в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры «Сорока белобока», «пальчики» не требуют подробных объяснений и очень уместны в этот период.

Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, а затем разжимать их.

Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку. Затем покажите как расслаблять и встряхивать кисти рук.

Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.

Очень полезны упражнения «цветочек», «замок», «домик» и т.п.

А теперь можно поиграть: «Кто быстрее прибежит?» Устройте бега «человечков». Переберая пальцами по столу, старайтесь обогнать друг друга.

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

 Современный метод обучения детей чтению являются звуковым  аналитико – синтетическим.  Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.  И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок  не сможет грамотно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединять вместе соответствующие звуки,ребенок не овладеет чтением. Но без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза.  Кроме того, впоследствии сформированность основ фонематического восприятия оказывает положительное влияние на освоение письма в школьном возрасте, т.к. является профилактикой многих форм дисграфий и дислексий (нарушения письмя и чтения у детей).

На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:

  1. Узнавание не речевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.)
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например:  как говорит “мяу” котенок, мама – кошка, папа – кот).
  3. Различение слов, близких по звуковому составу (крыша – крыса, лак – рак, дочка – ночка, танки – санки, мишка – мышка, миска – мишка и т.д.)
  4. Дифференциация слогов (повторение за взрослым серии слогов: па – ба – па, ба – па – па, ля – ла – ля и т.д.)
  5. Дифференциация фонем (п – б – б, с – з – с и т.д.).

Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....