Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Цц"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению чтению "Звук и буква Цц" (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Цц»

Коррекционно-образовательные цели: Ознакомление со звуком [ц] и буквой Цц. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений  с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, подражательности.

Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради, буквари по числу детей, карандаши, полоски для  определения места звука в слове, синие флажки, предметные картинки.

                     

Ход занятия

1. Организационный момент.

На столе контейнер с песком, в ко-ром находятся картинки.

Опустите руки в песок и постарайтесь найти по одной картинке.

Дети выполняют задание.

Назовите свои картинки. (…)

Каким звуком заканчиваются все эти слова? (…)

Верно. Вот об этом звуке и букве, ко-рая его обозначает, мы и поговорим сегодня.

2. Игра «Синие флажки».

На столах контейнеры с флажками.

Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяют при произношении.

Цапля в цирке выступала,

Трех цыплят дрессировала.

Давайте произнесем этот звук все в месте.

Дети вместе с педагогом произносят звук [ц].

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [ц] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его нельзя петь. Кроме того, он глухой и всегда твердый. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Правильно. Возьмите в руки по флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ц].

Материал: ц, т, с, т, ц, т’, ц, с, ц, с’, конец, цапля, пальцы, сосна, тяпка, молодец, тапки, циркуль, морозец, тина.

Дети слушают  и поднимают флажки, услышав звук [ц].

3. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Цц.

Посмотрите в букварь. В верхней части страницы слева вы видите букву Цц. Это новая согласная буква, с ко-рой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один синий кружок? (…) Я надеюсь, что вы запомнили: звук [ц] – согласный глухой и всегда твердый. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней еще раз.

Цапля в цирке выступала,

Трех цыплят дрессировала.

Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Цц.

 Дети выполняют задание.

Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Помогите цыпленку найти предметы со звуком [ц] в названиях. Перечислите их. (…)

Педагог раздает детям полоски-слова и фишки.

Давайте определим место звука [ц] в этих словах.

Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [ц] на полоске-слове.

Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (…)

Теперь прочитайте слова под картинками. (…)

И наконец, прочитайте предложения. (…)

Давайте прочитаем предложения все вместе, хором. (…)

4. Упражнение «Кто скорее?» Конструирование буквы Цц из палочек.

Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит букву Ц из палочек. Какие палочки вам нужны для этого? (…)

Дети берут палочки.

Вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями.

5. Печатание буквы Цц в воздухе и в тетради.

Посмотрите в тетрадь. Что вы видите в верхней части страницы? (…)

Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Цц, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Давайте напишем большие буквы Ц. Посмотрите, как я пишу букву Ц на доске. Сначала я пишу сверху вниз одну длинную палочку, потом на расстоянии чуть меньше клеточки – вторую такую же палочку, затем соединяют их внизу горизонтальной палочкой, а потом на конце горизонтальной палочки справа сверху вниз пишу короткую палочку. «Напишите» так же букву Ц в воздухе.

Дети «пишут» букву Ц в воздухе.

Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

Затем аналогично – маленькую букву ц.

6. Подвижное упражнение «Карусели».

В парке нашем карусели.     Дети бегут по кругу, взявшись за руки, все ускоряя  

На лошадок дети сели.         бег.

Раскрутили карусели,

Поскакали, полетели.

Не коснувшися земли,         Меняют направление движения. Опять ускоряют бег.

Полетели, как могли,

Над полями, над лесами,

Над горами и морями.

Только кончился завод,     Расцепляют руки. Двигаются по кругу др. за др. с  

Замедляют кони ход.    высоким подниманием коленей. Ритмично кивают головой.

Вот и кончилась игра.

Отдыхать коням пора.    Останавливаются. Показывают, как кони бьют копытом,

                                                                                 стоя на месте.

7. Упражнение «Путаница». Работа в тетради.

Какие буквы написаны справа в нижней части страницы? (…)

Возьмите 3 разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы.

Дети выполняют задание.

8. Упражнение «Разноцветные линии»

Какую букву вы видите в верхней части страницы слева? (…)

А в нижней части страницы справа? (…)

Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ц те картинки, в названиях ко-рых есть звук [ц],оранжевым карандашом, а с буквой С соедините те картинки, в названиях ко-рых есть звук [с], фиолетовым карандашом.

Дети выполняют задание.        

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Презентации к занятиям по обучению грамоте Нищевой. "Буква А", "Буква У".

Данные презентации будут полезны при проведении занятий по парциальной грограмме Н.В.Нищевой "Обучение грамоте". Презентации составлены по пособию "Мой букварь"....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква О"

Презентация будет полезна при проведении занятия по обучению грамоте в старшей группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква И"

Данная презентация будет в помощь воспитателям при проведении занятий по парциальной проограмме Н.В.Нищевой "Обуучение грамоте". презентация составлена по страницам пособия "Мой букварь...

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква Т"

Данная презентация будет  в помощь воспитателям при подготовке к занятию по обучению грамоте....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква П"

Данная презентация будет полезна воспитателям, занимающимся обучением грамоте по программе Нищевой....