Образовательная программа кружка по обучению грамоте для детейс 6 до 7 лет "ЗВУКОВИЧОК"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Голыгина Светлана Ивановна

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovichok_21-22_1.docx66.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида №131 «Радуга»

Принята на педагогическом совете

Протокол №___ от ___  ____2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий  МБДОУ

Детский сад №131

_______________/ Е.Г. Корякина /

Образовательная программа

кружка по обучению грамоте

для детей с 6 до 7 лет

«Звуковичок».

Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель:  Голыгина Светлана Ивановна

Высшая  кв. категория

Архангельск

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1. Проектирование образовательного процесса

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Важнейшая роль при подготовке детей к школе принадлежит обучению грамоте, которая закрепляется работой по образовательной области коммуникация и речевого развития, на основных ее уровнях:

  • звук,
  • звуковая культура,
  • слово,
  • словарная работа,
  • предложение,
  • связное высказывание.

Речевое развитие направлено на

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
  • развитие всех компонентов устной речи детей
  • лексической стороны,
  • грамматического строя речи,
  • произносительной стороны речи,
  • связной речи – диалогической и монологической форм,
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Направленность программы на

  • усвоение звука
  •  выделение его из речи,
  •  правильное и отчетливое произношение,
  • различие в сочетаниях с другими звуками,
  • дифференциацию смешиваемых звуков.
  • на формирование мыслительных операций,
  • обучению понимать и выполнять учебную задачу,
  • овладению навыками речевого общения,
  • способствованию развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить детей с буквами русского алфавита;
  • Закрепить понятия «звук», «буква», «слово»;
  • Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
  • Учить выделять на слух звук из слова и слога, делать звуко-буквенный  анализ слов;
  • Расширять словарный запас детей
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
  • Формировать  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Начать работу по формированию подготовки руки к письму

Развивающие:

  • Развивать  слуховое восприятие, понимание речи;
  • Развивать  графические навыки;
  • Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Приобщать детей к художественной литературе

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать;
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственные качества, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
  • Воспитывать культуру речи.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  3. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников).
  4. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  5. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

При подготовке детей к школе начинается работа по формированию у них общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а так же развитию мелких мышц рук. Подготовка к обучению происходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. При подготовке обучению грамоте значительное место отводиться развитию речи. У дошкольников совершенствуется умение слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи при подготовке к обучению грамоте предусматривает так же формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи.

Основными видами работы в этом направлении являются

  • беседы;
  • заучивание с голоса воспитателя коротких стихотворений, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, неба.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основной для усвоения звуков речи. У дошкольников формируется умение различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р- р-р , ш-ш-ш, з-з-з) и т.д. Дети практически знакомятся с понятиями слова, часть слова (слог), звук, формируется умение составлять предложения по заданиям и вопросам воспитателя с использованием рисунков.

К года у дошкольники формируются умения делить предложения (из 2-3 слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки в начале слов, владеть графическими навыками.

В подготовке к обучению выясняется уровень общего и речевого развития детей, выявляются специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Материалом подготовке к обучению грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различие в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение буквы и звука

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма. му). Требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесение звука и буквы, составление слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрационного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

При подготовке к обучению письму важно сформировать у детей умение правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко- буквенный анализ, предварительно условно- графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Программа рассчитана на детей подготовительной группы.

Занятия проводятся один раз в неделю  во второй половине дня продолжительностью 30 минут.

Программа рассчитана на 29 занятий.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Данная программа помогает педагогу более эффективно осуществить речевое развитие детей, в том числе

  • повторяет определения звука и буквы.
  • отличает на практике звуки и буквы.
  • выбирает гласный звук из предложенного ряда звуков и объяснять свой выбор.
  • называет отличия между гласными и согласными звуками.
  • соотносит слышимые и произносимые слова по схемам.
  • делит слова на слоги, подсчитывать количество слогов в слове, ставить ударение в знакомых словах.
  • распознает твердые и мягкие согласные.
  • знает, что предложение состоит из слов, определяет количество слов в предложениях и составлять схемы предложений, производить анализ слова.
  • знает, что предложение начинается с большой буквы, заканчивается точкой, вопросительным и восклицательным знаками.
  • знает, как пишутся имена людей и клички животных.
  • сформирован навык грамотного чтения по слогам и целым словам.
  • дифференцирует буквы и звуки по твердости и мягкости, глухости и звонкости.
  • составляет предложение по картинкам.
  • анализирует текст и отвечает на вопросы предложениями из текста.

отделяющие одно предложение от другого.

  • работает над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью.

  1. Содержательный отдел

2.1. Проектирование образовательного процесса

 

Месяц

Тема

Виды деятельности

сентябрь

1неделя

-

-

2 неделя

-

-

3 неделя

Знакомство с терминами «слог», «звук».

Цель:

Познакомить с терминами «слог», «звук». Развивать умения определять количество слогов в словах, интонационно выделять звуки в слове. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Закреплять знания детей о слове, развивать умения слышать и слушать произносимые слова. Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Четвёртый лишний»,

-П/г «Овощи»,

-А/г «Домик открывается», чередование «Хоботок-Улыбка-Домик открывается»,

- « Повтори слоговой ряд»

4 неделя

Знакомство с гласными звуками, с предложением.

Цель:

Развивать умение определять количество слогов в словах, интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Познакомить детей с гласными звуками. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Познакомить с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучать умению составлять графическую запись предложения.  Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Лабиринт»

-П/г «Новые кроссовки»

-А/г«Любопытный язычок»

- « Повтори слоговой ряд»,

октябрь

1неделя

Звуковой анализ слов

Цель:

Развивать умение проводить звуковой анализ слова мак, составление схемы звукового состава слова, определение количества слогов в словах. Познакомить с графической записью слогов. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Найди 2 одинаковых предмета»

-П/г «Рыбка»

-А/г «Язык здоровается с верхней губой»

- « Повтори слоговой ряд»,

2 неделя

Звуковой анализ слов

Цель:

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов дом и дым. Учить сравнению слов по звуковому составу. Знакомить со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Что перепутал художник?»

-П/г «Напёрсток»

-А/г «Бульдог»

- « Повтори слоговой ряд»,

3 неделя

Звуковой анализ слов

Цель:

Продолжать учить проводить звуковой анализ слова лук, лес. Знакомить со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Развивать представлений о гласных звуках. Знакомить с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие. Обучать умению проводить графические линии. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок; - игровая ситуация

-Д/и «Зачеркни»

-П/г «Домик»

-А/г «Кружок»

- « Повтори слоговой ряд»,

4 неделя

Различение гласных и согласных звуков

Цель:

Продолжать учить проводить звуковой анализа слова сани. Закреплять умения подбирать слова с заданным звуком. Различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие). Обучать проводить графические линии. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Дорисуй»

-П/г «Мартышки и книжки»

-А/г«Наказать непослушный язычок»

- « Повтори слоговой ряд»,

ноябрь

1неделя

Различение гласных и согласных звуков

Цель:

Освоение звукового анализа слова аист. Различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие). Развивать представления о смыслоразличительной функции звука. Развивать способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Обучать умению проводить графические линии. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Трафареты»

-П/г «Апельсин»

-А/г «Ступеньки»

- « Повтори слоговой ряд»,

2 неделя

Различение гласных и согласных звуков

Цель:

Освоение звукового анализа слова паук. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие). Развивать представления о смыслоразличительной роли звука. Развивать способность соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Дорисуй»

-П/г «Зелёный попугай»

-А/г «Чистим зубки»

- « Повтори слоговой ряд»,

3 неделя

Ударный звук.

Цель:

Освоение звукового анализа слова мама. Учить умение выделять ударный звук в слове. Развивать представления о смыслоразличительной функции звука. Обучать умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Зачеркни»

-П/г «Дудочка»

-А/г «Покусаем язычок»

- « Повтори слоговой ряд»,

4 неделя

Ударный звук.

Цель:

Освоение звукового анализа слова гуси. Учить различать звуки по их качественной характеристике. Развивать умения выделять ударный звук в слове. Обучать умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Четвертый лишний»

-П/г «Где обедал воробей?»

-А/г «Чистим зубы снаружи»

- « Повтори слоговой ряд»,

декабрь

1неделя

Ударный звук.

Цель:

Развивать умение проводить звуковой анализ слова игла, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и: «Доскажи словечко», -«Какой игрушки не стало?»,

-«Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)

2 неделя

Представление о роли звука.

Цель:

Развивать умение проводить звуковой анализ слова слива, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук. Развивать способности соотносить слова из трех, четырех, пяти звуков. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Кто быстрее»

-П/г «Подарки»

-А/г «Горка»

- « Повтори слоговой ряд»,

3 неделя

Представление о роли звука.

Цель:

Развивать умение проводить звуковой анализ слова замок и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закреплять представления о смыслоразличительной роли звука. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве строки. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и: «Доскажи словечко», -«Какой игрушки не стало?»,

-«Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
- « Повтори слоговой ряд»,

4 неделя

Представление о роли звука.

Цель:

Развивать способности проводить звуковой анализ слова лейка, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закреплять представления о смыслоразличительной роли звука. Развивать способность соотносить слова из трех, четырех, пяти звуков с заданными схемами. Обучать умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/и «Кто спрятался?»

-П/г «Рано-рано по утру»

-А/г «Мостик построим-Мостик разрушим»

- « Повтори слоговой ряд»,

январь

1неделя

Знакомство с гласными буквами А, Я.

Цель:

Развивать умения выполнять звуковой анализ слов шар, Аня. Характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомить с гласными буквами А, Я, правилами написания их после согласных. Развивать способность подбирать слова к трех-, четырех-, пятизвуковой модели.

Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-«Скажи наоборот» (парные гласные);

-«Эхо»,

-«Определи наличие и место звука Я в слове».

-Отгадывание «загадок от кота Васятки»

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

-Чтение слогов, слов: яма, Яна, Яша, мята.

2 неделя

Знакомство с гласными буквами У,Ю (заглавными и строчными), правилами написания после согласных.

Цель:

Развивать умения выполнять звуковой анализ слов сук, люк. Характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомить с гласными буквами У, Ю, правилами написания их после согласных. Развивать способность подбирать слова к трех-, четырех-, пятизвуковой модели

Развивать способности называть слова с заданным звуком (ш). Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация».

-Д/упр. «Слоговые часы»,

 -«Слоги перепутались»,

-«Разгадай загадку»

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

3 неделя

Знакомство с гласными буквами О, Ё

 Цель:

Развивать умение выполнять звуковой анализ слов пол, клён, с использованием смешанной модели. Знакомить с гласными буквами О,Ё (заглавными и строчными), правилами написания после согласных. Развивать способности называть слова с заданным звуком (ж). Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

- « Повтори слоговой ряд»,

-Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо»,

- выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

4 неделя

Знакомство с йодированной функцией буквы Ю.

Цель:

Развивать умение выполнять звуковой анализ слова юла с использованием смешанной модели. Повторить правила написания гласных букв после гласных звуков. Знакомить с йодированной функцией буквы Ю. Продолжать развивать способность подбирать слова к трехзвуковой модели. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные);

- «Эхо»,

- «Определи наличие и место звука Ю в слове».

--Отгадывание «загадок от кота Васятки».

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

февраль

1неделя

Знакомство с буквами Ы, И.

Цель:

Развивать умение выполнять звуковой анализ слов дыня, лимон с использованием смешанной модели. Повторить правила написания гласных букв после согласных звуков. Знакомить с гласными буквами Ы,И (заглавными и строчными),правилами их написания после согласных. Продолжать развивать способность подбирать слова к трехзвуковой модели. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/упр. «Цепочка слов».

- Д/упр. «Один- много».  

-«Определи наличие и место звука  в слове».

-Работа со звуковыми линейками

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

2 неделя

Знакомство с буквами Э, Е.

Цель:

Развивать умение выполнять звуковой анализ слов эхо, печка, с использованием смешанной модели. Повторить правила написания гласных букв после согласных звуков. Знакомить с гласными буквами Э,Е (заглавными и строчными),правилами их написания после согласных. Продолжать развитие способность подбирать слова к трехзвуковой модели. Продолжать развивать мелкую моторику руки, умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/упр. «Цепочка слов».

- Д/упр. «Один- много».  

-«Определи наличие и место звука  в слове».

-Работа со звуковыми линейками

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

3 неделя

Знакомство с йодированной буквой Е.

Цель:

Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слова енот, время с использованием смешанной модели. Повторять правила написания гласных букв после согласных звуков. Знакомить с йодированной функцией гласной буквы Е. Развивать умения называть слова с заданным звуком (ц). Закреплять гласные звуки.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/упр. «Цепочка слов».

- Д/упр. «Один- много».  

-«Определи наличие и место звука  в слове».

- « Повтори слоговой ряд»,

-Работа со звуковыми линейками

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

4 неделя

Знакомство с согласной буквой М,Н. 

Цель:

Знакомить с буквой М, Н (заглавной и строчной). Овладение способа слогового чтения. Развивать способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. Продолжать учить работать с предложением (анализ, повторение правил написания, графическая запись). Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-«Поймай звук»

-составление предложений с предлогами на, над;

-Д/упр. «Цепочка слов».  

-«Определи наличие и место звука  в слове».

-Работа со звуковыми линейками

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

март

1неделя

Знакомство с буквой Р, Л.

 Цель:

Знакомить с буквой Р,Л (заглавной и строчной). Освоение способа слогового чтения. Продолжать развивать  способность подбирать слова к четырехзвуковой модели.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

- «Повтори серию слогов», - «Вспомни как можно больше слов по первому слогу: ра, ро, ру, ры, ла, ло,лу, лы.

-Д/упр. «Подарки для Ромы и Риты»

-Д/упр. «Найди лишнее слово»,

-«Хлопни в ладоши»,

- « Повтори слоговой ряд», -«Разложи картинки на две стопки (Ль-Рь)»

-«Убери из слов звук «Л»;

-«Подбери слово к схеме»;

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

2 неделя

Знакомство с буквой Г, К.

Цель:

Знакомить с буквой Г, К (заглавной и строчной). Продолжать осваивать способ слогового чтения. Развивать способность подбирать слова к четырехзвуковой модели. Закреплять умение работать с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

- отгадывание «загадок от кота Васятки»

-игра с мячом «Мяч- смягчитель»

-«Назови лишнее слово», «Один - много»,

- составление слогов, слов и предложений из букв – «составь предложений с предлогом «в-на-за»

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц.

3 неделя

Знакомство с буквой С, З.

 Цель:

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомить с буквами С, З (заглавной и строчной). Развивать умение слогового способа чтения. Продолжать развивать способность подбирать слова к четырехзвуковой модели.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-« Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках»,

-«Найди лишнее слово»,

-«Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»

-Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»;

-«Хлопни в ладоши»

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

4 неделя

Знакомство с буквой Ш, Ж.

Цель:

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомить с буквами Ш, Ж и правилом написания сочетания жи, ши. Закреплять умение слогового способа чтения, подбирать слова к четырехзвуковой модели. Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ), ЖА(ЖИ);

-«Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш

- Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения».

- «Замени звук «Ш» на звук «Ж»;

-«Подарки Жене и Шуре».

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

апрель

1неделя

Знакомство с буквой Д, Т. Повторение правил жи-ши.

Цель:

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомить с буквами Д, Т. Повторить правила написания жи-ши. Развивать способности подбирать слова к пятизвуковой модели.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

- «Договори последний звук».

- работа со звуковыми линейками

-«Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку»

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

2 неделя

Знакомство с буквой Ь.

Цель:

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Закреплять умение слогового способа чтения. Развивать способность подбирать слова к пятизвуковой модели.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-«Ответь на вопросы»;

-«Какие гласные дают мягкость согласному звуку?»,

-«преврати слова- предметы в слова- действия».

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

3 неделя

Знакомство с буквой П, Б.

Цель:

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомить с буквами П, Б. Развивать умение послоговому способу чтения. Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-«Сигнальщики» (Б-П)

-«Исправь словечко»,

-«Хлопни, если услышишь»

-составление предложений с предлогами (на, над, под)

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

4 неделя

Знакомство с буквой В, Ф.

Цель:

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомить с буквами В, Ф.Продолжать обучать послоговому способу чтения. Совершенствовать умение составлять слова по звуковой модели. Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки.

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-отгадывание «загадок от кота Васятки»

-Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя),

-«Найди картинку»,

-«Кто-что?»,

-«Найди ошибки в предложении».

-«Эхо», «Мяч- смягчитель»,

- «Хлопни в ладоши, если услышишь»,

-«Закончи слово слогом Вы или ФЫ

-«Из названный слов назови слова, в которых есть звук «Ф» и «В»

- «Подарки Вите и Фиме»,

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

май

1неделя

Знакомство с буквой Й, Ч.

Цель:

Совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его графическую схему. Познакомить с буквами Й, Ч. Познакомить с правописанием сочетаний ча и чу. Продолжать обучать послоговому и слитному способу чтения. Совершенствовать умение составлять слова по звуковой модели.  Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-отгадывание «загадок от кота Васятки».

-«Закончи слово слогом: КА (май…, гай.., чай.., лай…, зай..).

- «Назови первый звук в отгадках»,

-«Замени первый звук на звук «Ч»;

-«Слоговые часы».

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

2 неделя

Знакомство с буквами Щ, Ц. Правописание сочетаний ща-щу, ча-ща, чу-щу.

 Цель:

Познакомить  с буквами Щ, Ц и правописанием сочетаний ща-щу, ча-ща, чу-щу. Закреплять умение послоговому  и слитныму способам чтения. Совершенствовать умения составлять слова по звуковой модели. Совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-«закончи слова одинаковым звуком «Щ»,

-«Кто это?»

3 неделя

Знакомство с буквой Х, Ъ.

Цель:

Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из букв. Познакомить с буквами Х, Ъ (его разделительной функцией). Закреплять умение послоговому  и слитному способам чтения. Совершенствовать умения составлять слова по звуковой модели. Повторить правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

- совместная деятельность;

- работа в тетради;

- физкультминутка;

-рассматривание игрушек, иллюстраций или картинок;

- игровая ситуация

-«Подбери слова по его началу»;

-«Шифровальщики» (Найди букву);

-Д/упр. «Эхо».

-«Слоговые часы»,

-«Разгадывание кроссворда»

-выкладывание из счетных палочек, пуговиц

4 неделя

«Праздник в стране Грамотейки»

Цель:

Использовать в решении поставленных задач полученные ранее знания, умения и навыки. Закреплять умение правильно держать карандаш, умение работать в тетради, развивать мелкую моторику руки

Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым схемам. Чтение короткого рассказа.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Для реализации программы по обучению грамоте «Звуковичок» используются формы работы:

  • Совместная деятельность педагога с детьми,
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.

Способы проведения занятий:

  • Занимательные игры-занятия (игры и упражнения со звуками, буквами; игры на логику и мышление; игры-соревнования, игры на развитие мелкой моторики рук).

Методы и средства  деятельности:

  • Беседы,
  • Постановки и решение вопросов проблемного характера
  • Дидактические игры, игровые ситуации,
  • Элементы артикуляционной гимнастики,
  • Игровые ситуации.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • учебно-методическая литература;
  • наборы дидактических игр по формированию звукового анализа;
  • компьютер, проектор;
  • предметные и сюжетные картинки, игрушки;
  • звуковые пеналы, схемы-полоски для звукового анализа;
  • карандаши, ручки;
  • рабочие тетради;
  • альбомы упражнений по обучению грамоте: Г.Г. Галкиной «Звуки, буквы я учу», Н.М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие»

Список литературы:

1. Г.Г. Галкина «Звуки, буквы я учу» №1, 2, 3; Гном и Д,2006,

2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте», М: «Школьная пресса» 2001 г.,

3. Картотека «Пальчиковые игры»,

4. Картотека «Артикуляционная гимнастика»,

5. Картотека «Дидактические игры для развития зрительного внимания»,

6. Н.М .Миронова. Развиваем фонематическое восприятие. М.2008.,

7. Н.В. Соколова. Обучение чтению М.2000,

8. Т.А. Ткаченко. Пиши, читай-ка.М.2008,

9.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Я учусь говорить и читать. М.2013,

10. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008,

11. Ушакова О.С. «Придумай слово» М.: Просвещение 1996.