Подготовка к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте

Николаева Татьяна Николаевна

Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-буквенного анализа»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия и навыков звуко -буквенного анализа»

Слайд 2

Актуальность Развитие фонематического восприятия (восприятие и различение звуков речи) положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов и в последствии и на освоение чтения и письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов : сочетаний звуков, слогов и слов.

Слайд 3

Известно, что в отличие от звукового анализа, фонематическое восприятие формируется без специального обучения в норме и является начальным этапом в целенаправленном движении к овладению базовыми навыками чтения и письма. (фонематическое восприятие формируется от 1 г. — до 4-х лет; звуковой анализ — на 5-ом году жизни).

Слайд 4

В современных условиях первостепенными задачами при формировании фонематических навыков у детей являются: Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие и совершенствование фонематических знаний и умений. Формирование навыков восприятия и различия звуков речи. Закрепление знаний об изучаемых звуках, их характеристиках (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий), местоположении звука в слове (начало-середина-конец). 5.Обучение использованию зрительно-жестовой символики для построения модели слова, отражающей звуконаполняемость слова, количественный состав звуков и облегчающей обучение детей. 6.Подготовка детей к усвоению чтения.

Слайд 5

Основными этапами работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа будут являться следующие: Развитие слухового внимания и речевого слуха на базе неречевых звуков. Начало элементарного звукового анализа - изучение гласных . Введение зрительных символов. Изучение согласных с введением зрительных и жестовых символов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Продолжение обучения звуковому анализу. Полный звуковой анализ слова.

Слайд 6

Игры: «Узнай по звуку», «Узнай инструмент» «Ч то шумит, что звенит?» «Кто как голос подаёт?» 1 этап. Развитие слухового внимания и речевого слуха на базе неречевых звуков.

Слайд 7

2 этап. Начало элементарного звукового анализа - изучение гласных. Введение зрительных символов . На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах..

Слайд 8

БУКВЫ МЫ ВИДИМ, ПИШЕМ И

Слайд 9

Символы звуков

Слайд 10

При работе по развитию фонематического восприятия и навыков звуко -буквенного анализа необходимо учитывать ряд особенностей: а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет про­цесс запоминания графического образа звука (буквы) и значи­тельно ускоряет процесс формирования навыка послогового чтения; б) последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предпо­лагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч); в) в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, ё, ю, я и знаки ь и ъ (в связи с тем, что произношение глас­ных второго ряда расходится с их написанием; й — в русском языке может выступать как самостоятельный звук в конце сло­ва (пой, май, дай), а также как неслоговой перед гласным (яма, елка, юла, ели); ь и ъ ие имеют звукового обозначения); г) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее “официальное” алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, кото­рый эта буква обозначает (м, б); д) графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте ; е ) для повышения эффективности формирования звуко - слогового и звукобуквенного анализа необходимо использо­вать символику (графические схемы слогов и слов); Материал по обучению грамоте предлагается нами в следующей последовательности: сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки; сочетание гласного с согласным в обратном слоге; сочетание согласного с гласным в прямом слоге; односложные слова по типу СГС; двухсложные и трехсложные слова, состоящие из от­крытых слогов; двухсложные и трехсложные слова, состоящие из от­крытого и закрытого слогов; двухсложные слова со стечением согласных; трехсложные со стечением согласных; . . простое двусоставное предложение без предлога; простое предложение из 3-4 слов без предлога; простое предложение из 3-4 слов с предлогом ;

Слайд 11

3 Этап Дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн .+ согл ., прямые слоги типа согл .+ гласн ., а затем слов СГС (например: мак) . На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук .

Слайд 12

4 Этап На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. произнесение . У детей формируют умения: различать изученные звуки; знать гласные звуки первого ряда и звук И; знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость); выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов ( рак ), двусложных ( лапа ), трехсложных ( малина ); определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова); определять линейную последовательность звуков в слове; определять количество звуков в слове. Игры и игровые упражнения по развитию звуко -слогового анализа : “Сосчитай и назови звуки” – звуковой анализ (ау, уаи ); “Живые звуки” – преобразование слогов ( ак – ка); “Эхо” – выделение и называние первого звука в звукосочетаниях, в слогах, в словах; “Поезд” – отбор картинок на заданный звук ( напр : 1-й вагон со словами на звук А, 2-й – на звук У); “Кто больше?”, “Бегите ко мне” – подбор слов с заданным звуком; “Поймай звук” – выделение заданного звука в ряду других звуков, в ряду слогов, слов; “Вата – камень” – различение твердых и мягких согласных; “Запомни, повтори” – на развитие слухового внимания и памяти; “Закончи слово”; “В каком доме живет слово?”, “Предмет, схема” – определение места звука в слове; “В каком доме живет слово?” – определение количества слогов в слове и т.д.

Слайд 13

Вывод Развитие фонематическое восприятие и навыков звуко -буквенного анализа способствуют предупреждению возникновения дисграфии и дислексии , а также способствует более успешному обучению в школе.

Слайд 14

Спасибо за внимание !!!

Слайд 15

Список используемой литературы О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»М ., 2013г. 2. НОВИКОВА-ИВАНЦОВА Т.Н. РИТМЫ. СЛОГИ. КНИГА 1. ЧАСТЬ 1. 3.Л.Н.Сластья «Формирование связной речи у детей 4-5 лет». В., 2012г. 4.Т.А.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».СПб.,1999г. 5.М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».М ., 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...