КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сергиенко Юлия Егоровна

Тема: «Звуки «М – Мь» и буква М».

Задачи: содействовать  умению  различать на слух звуки «М и Мь», произносить слова и словосочетания,  формирование фонетического слуха; развивать интонационную выразительность речи;  развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет), закрепить умение различать гласные и согласные звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергиенко Юлия Егоровна, воспитатель.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с. Красный Октябрь Белгородского района Белгородской области».

Россия. Белгородская область. Белгород.

                                   Конспект НОД по развитию речи (обучению грамоте)

                                    в подготовительной группе.

Тема: «Звуки «М – Мь» и буква М».

Цель: Формировать у детей умения  выделять первый согласный звук в слове; определять место звука в слове, познакомить с буквой М; находить слово с этим звуком и обозначать их буквой «М».

Задачи: содействовать  умению  различать на слух звуки «М и Мь», произносить слова и словосочетания,  формирование фонетического слуха; развивать интонационную выразительность речи;  развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твѐрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелѐный цвет), закрепить умение различать гласные и согласные звуки.

Материалы и оборудование: настенная магнитная  доска, 2корзины (синяя, зелёная),

 логопедический паровозик с вагонами, Звуковички, яблоки с картинками, сердечки.

Раздаточный материал: карточки, фишки

Ход занятия:

I.  Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия.)

Приветствие «Солнышко».

Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни (вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли (кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет (идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки (идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент. Стук в дверь. Педагог  открывает дверь, входят сказочные персонажи (сотрудники в костюмах Маши и Миши)

- Ребята,  сегодня  с нами    на занятии  будут два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма.

-Кто же наши помощники? (Маша и Миша из м\ф «Маша и медведь»)

-Скажите, какой первый звук в имени Маша? «М». Миша? «Мь».

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «М» и «Мь», а так же с буквой «М», которая обозначает эти звуки. При произнесении звука «М» на пути потока воздуха стоит преграда – губы, так как есть преграда. То этот звук согласный.

 2.Д/игра «Произнеси тихо-громко»

 Произношение, характеристика звуков:

-Давайте мы произнесём звук «М»: сначала тихо, а теперь громко.

-Что нам помогает произнести  звук «М»? (губы)

-Дайте характеристику звуку «М»: согласный, твёрдый.

-А теперь произнесём звук «Мь»: тихо-громко.

-Дайте характеристику звуку «Мь»: согласный, мягкий.

 - Какого цвета «рубашка»  звука «М»? (Синяя).
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий).
- Какого цвета «рубашка»  звука  «Мь»? (Зеленая)

-А в имени Маша Звук «М» твердый или мягкий?

-Правильно, твёрдый. Значит, Маша будет держать синий домик.

-А в имени Миша: звук «М» твёрдый или мягкий.

-Молодцы. Правильно. Мягкий. Миша будет держать зелёный домик.

Педагог  на доску выставляет символы звуков М -Мь (звуковые человечки)

 3. Определение места звука в слове. Игра «Найди место звука в слове»

  -Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова.  Маша с Мишей  предлагают    вам поиграть в игру.

 -Положите перед собой карточки  для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук «М» или « Мь».

Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

(Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь).
Дети работают с карточками  и фишками.

4.Дидактическая игра «Звуки твердые и мягкие».

 Игра «Корзинки с яблоками»

-Ребята, Маша и Миша несли корзинки с яблоками.  Как вы думаете, чья  синяя  корзинка? (Машина), а зеленая (Мишина). Но по дороге  некоторые яблоки рассыпались.  Давайте поможем Маше и Мише правильно  собрать яблоки в  корзинки.

Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Яблоки  с твердым звуком «М» положите в корзинку  Маши, с мягким «Мь» – Мише.

(Дети выходят из-за столов, находят яблоки с картинками   и складывают их соответсвенно по цвету)

- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Маша  несёт корзинку  со словами – малина, муха, муравей, мак, моряк, машина, мышь, майка.  А в Мишиной  корзинке  яблоки с картинками –  мёд, медуза, мешок, миска, мяч, мясо,  мельница.

Все верно. Молодцы!

5. Физкультурная минутка

Маки в поле вырастают (кисти рук собрать в бутон, ладошка к ладошке)

Вместе солнышко встречают (поднять руки вверх, пальцы скрещены)

Прилетает ветерок (покачать прямыми руками из стороны в сторону)

И качает стебелек (собрать кисти рук в бутон)

Вечер тихо наступает (присесть, опустив голову на колени)

Наши маки засыпают.

6. Игра «Раз, два, три, сердечко своё найди».

- Ребята, Маша  с Мишей предлагают поиграть в игру «Раз, два, три  - сердечко своё найди». Посмотрите, на полу лежат сердечки  синего и красного цвета. В синих  сердечках  живут согласные звуки, в красных  – гласные.

Задание: Под музыку вы бегаете вокруг.  Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный,  берёте красные сердечки, согласные  – синие.

   7.«Сюрприз от Маши и Миши».  Деление слов на слоги.
  
- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас  небольшие  задания. В  конвертах находятся  картинки.

(матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)

- Слушаем внимательно  задание: На картинку посмотри, слово на слоги раздели.

 (Дети делят слова на слоги.  Педагог  по очереди опрашивает всех детей).

А теперь картинки с одним слогом поселяем в вагончик, где одно окошко (мост, мяч, мёд), два окошка, где два слога (мышка, миска, месяц, морковь) три окошка – три слога (матрёшка, машина).

 Знакомство с буквой М.

-Дети, а вы любите своих мам? (Да).

-Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой «М».

-Посмотрите на букву «М».

-Буква «М» с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами.

Взялись за руки друзья.

 И сказали: Ты да я – это мы!

 А между тем

 получилась буква М.

Выкладывание буквы «М» счетными палочками.

III. Заключительная часть.

1.Рефлексия.

Как вы думаете, вы научились различать звуки «М» и « Мь»? Какие это звуки?

Вам было трудно? Или легко? Какое у вас настроение?

2.Подведение итога.

С какими звуками мы познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

3. Ритуал окончания занятия.

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда.
Умным станешь ты тогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы

Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «По тропинке знаний»

Конспект занятия в подготовительной группе "По тропинке знаний" Цели и задачи прилагаются к документу....