Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».
проект по обучению грамоте

Кривогина Мария Олеговна

Долгосрочный проект «Детская библиотека».

 

Тема: Семейный проект «Читаем вместе».

 

 

 

ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска

 

 

 

 

Руководитель: Кривогина М.О. 

    

Начало проектной деятельности: 14 ноября 2021

 

 

 

 

 

«Есть талант писателя, а есть талант читателя»

С. Я. Маршак

 

Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.

В семьях, где родители любят читать у ребенка скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение-это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.

Актуальность проекта.

К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей. Снизился интерес к книге.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг. Многие считают, что компьютер намного важнее книги.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает беспокойство у родителей, учителей, воспитателей, библиотекарей…

Без чтения у детей почти не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество.

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Цели проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.

Задачи проекта:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки.

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Реализация проекта:

- совместная деятельность родителей и детей;

- взаимодействие педагога с родителями;

- взаимодействие педагога с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги-дети-родители.

Перед запуском этого проекта было проведено анкетирование родителей. В анкете представлены вопросы-

-Как часто читают ребенку?

- Записан ли ваш ребенок в библиотеку?

- Выписываете ли вы ребенку периодическую литературу?

- Какие произведения предпочитает ребенок?

Анализ анкет «Что читают родители» показал, что:

- художественную литературу читают 30%, и лишь 10% из них читают классику.

Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку"

- каждый день – 40%;

- 2-3 раза в неделю -44%;

- не часто – 13%;

- редко -3%.

Опрос детей в группах выявил, что:

- 55% детей предпочитают вместо чтению книг игры на компьютере;

- 25% - большую часть времени смотрят телевизор;

- только 20% детей назвали чтение любимым занятием.

Никто из детей не записан в детскую библиотеку. Теперь очевидно, почему ямы обратилась именно к данной образовательной области, так как считаем ее одной из самых сложных в реализации. Работа с детьми ведется в нескольких направлениях. В течение нескольких месяцев ребята вместе с нами будут (да и уже знакомятся) знакомится с творчеством современных писателей. В детском саду проводятся праздники, посвящённые дню рождения Маршака, Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова и т.д.

Осуществляется сотрудничество с детскими библиотеками им. Гайдара и Волошина. Это дает возможность проводить экскурсии и тематические занятия. Также даны рекомендации для родителей «Читаем, обсуждаем, рассказываем вместе с ребенком».

Паспорт акции «Читаем вместе».

Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.

Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного. А так как это семейная акция, то работа направлена на то, чтобы участвовали и дети и их родители.

Методический паспорт работы

1. Название акции «Читаем вместе».

2.Тип акции: коллективный, творческий, совместно с родителями.

3. Длительность работы – долгосрочная

4.Цель акции:

- увлечь детей и родителей книгой, развивать познавательные интересы, формировать речь детей;

- обогащение детско-родительских отношений совместным чтением;

- сплочение семьи, формирование открытых доверительных отношений;

- стимулирование творческой активности детей в речевой и продуктивной деятельности;

- познакомить детей с тем, как «рождается книга».

5.Этапы работы:

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме акции.

3. Составление плана работы над акцией.

4. Консультация для родителей воспитанников о содержании акции.

5. Анкетирование родителей и детей

6. Экскурсия в библиотеку

7. Составление конспектов, планов, сценариев мероприятий.

8. Изготовление наглядного материала, галереи, совместно с родителями.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществляется интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом мы создаем продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжки.

Что делаем:

- тематическое планирование различных форм работы;

- пешеходная экскурсия в библиотеку;

- беседа " Как рождается книга";

- анкетирование и опрос родителей.

- проводим выставки-галереи по произведениям А. Барто, С. Есенина, С. Маршака и т.д.

- обсуждение с родителями вопросов приобщения ребенка к чтению;

- составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей;

- совместные чтение с родителями любимых книг;

- викторина по сказкам;

- совместная деятельность с детьми «Мастерская по «лечению» книг»;

- изготовление стенда «Давайте почитаем!».

- конкурс чтецов по различным произведениям;

- подведение итогов акции.

 

Ожидаемые результаты:

- повышение активности родителей в жизни ребёнка и группы;

- повышение уровня развития речи детей; обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей;

- создание галереи, стендов, выставок. Пополнение предметной среды.

- осознание каждым родителем ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания;

- увеличение количества посещений в библиотеки;

- популяризация семейного чтения, как источника формирования интереса к книге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Читаем вместе"

Семейный проект «Читаем вместе»«Есть талант писателя, а есть талант читателя»...

Проект "Читаем вместе"

Целью проекта является приобщение детей и родителей к культуре чтения художественной литературы, ознакомление с творчеством писателей, в том числе пермских. Возрождение традиций семейного чтения....

Проект "Читаем вместе с семьей"

Приобщение детей младшего возраста к художественной литературе через чтение сказок....

Долгосрочный проект для родителей детей с ОВЗ "Мы вместе" на 2023-2024 учебный год

Цель проекта : помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые помогут в процессе воспитания ребёнка с ОВЗ, содействовать в обеспечении своевременной социально...

Детско-семейный коммуникативно-творческий среднесрочный проект «Читаем вместе» подготовительная группа «Радуга». Опыт работы.

     С.Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя».  С книги начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миро...