Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

  Все игры и  упражнения направленны на развитие словаря ребенка, фразовой речи, речевого оформления

  суждений и умозаключений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект занятия по развитию связной речи

Тема:  Составление рассказа по следам демонстративного действия                                         (старший возраст)
Цели: Учить правильно соотносить слова.                                                                                      Задачи:

- Учить детей отвечать на вопрос предложением из четырех-пяти слов.
- Строить предложение в полном соответствии с порядком слов в вопросе.
- Учить  составлять  рассказ из трех и более предложений.
- Развивать словесно-логическое мышление, память и внимание детей;
- Закрепить умения подбирать к предметам признаки и действия;

- Учить подбирать антонимы;

- Учить детей согласованию существительного с числительным. 

Оборудование: мыло, расческа, полотенце, зубная щетка, зубная паста, мяч.

                                                           Ход занятия

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, сегодня, у нас будет очень интересное занятие и проведем мы его в необычном месте. Но перед этим вам нужно постараться и отгадать  мои загадки.

Познакомиться готов?
Оно бывает всех цветов.
Моешь ручки? Ах, как мило,
Значит, пригодиться...  (Мыло)

Вафельное и полосатое,
Пушистое и лохматое,
Всегда  оно под рукою —
Что же это такое?  (Полотенце)

Выгнутая спинка,
Жесткая щетинка,
С пастой мятной дружит,
Всем ребятам служит. (Зубная щетка)


Белая река
В наш ротик затекла,
По зубкам ходит —
Чистоту наводит.  (Зубная паста)

Гуляю я  не по лесам,
По волосам и по усам,
И зубы у меня длинней,
Чем у лесных больших зверей.  (Расческа)
Воспитатель: Молодцы,  отгадали все загадки. Подумайте, где находятся  эти предметы? (полотенце, зубная щетка, зубная паста, мыло, расческа). Правильно, в умывальной комнате.

  Затем  предложить пройти в умывальную комнату, а можно и за столом. После того, как дети сели на стульчики, попросить  детей повторить четыре-пять определений. Называются признаки к предметам, которые педагог берет в руки: (полотенце) пушистое, розовое, легкое, чистое; (мыло) белое, гладкое, тяжелое; (мыльница) разноцветная, пластмассовая, овальная; (салфетки) бумажные, мягкие, белые; (зубная щетка) длинная, с мягкой щетиной; (расческа) пластмассовая, маленькая, розовая.  В случае, если дети испытывают затруднения, то подбираются более простые определения и уменьшается их количество.

1. Игра «Правильно- не правильно»
Воспитатель: - Расческой чистят зубы?
Дети: - Расческой расчесывают волосы.
Воспитатель: - Полотенцем намыливают руки?
Дети: Полотенцем вытирают руки.
Воспитатель: - Зубной пастой вытирают лицо?
Дети: - Зубной пастой чистят зубы.
Воспитатель: -Мылом вытирают руки?
Дети: - Мылом намыливают руки;
Воспитатель: - Чистят зубы расческой?
Дети:  - Чистят зубы зубной щеткой, а расческой расчесывают волосы.
Воспитатель: Волосы расчесывают полотенцем?                                                                         Дети: Волосы расчесывают расческой, а полотенцем вытирают руки.
Воспитатель: Руки моют зубной пастой?                                                                                               Дети: Руки моют мылом, а зубной пастой чистят зубы.

2. 
Игра «К какому предмету подходит действие»

(развитие словесно-логического мышления)
Педагог называет действие, а дети предлагают соответствующий предмет:

Полоскать…..(рот)
Чистить…….(зубы)
Расчесывать……(волосы)
Мыть…….(руки)
Вытирать……(лицо)                                                                                    Вытираться…..(полотенцем)
Расчесываться………(расческой)
Намылиться………(мылом)
3. 
Динамическая пауза.  «Мы активно отдыхаем»

Воспитатель: Ребята, предлагаю подвигаться и размять ручки и ножки.


Ручки прямо перед грудью,                (прямые руки перед грудью)
Разводить теперь их будем                 (руки разводятся с стороны)
С поворотом — раз-два-три                (повороты туловища)
Не ленись, давай смотри!                    (руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем - раз-два-раз,
Ножки разомнём сейчас.
Сели-встали, сели-встали.                   (выполняют приседания.)
Наши ножки чуть устали.                    (встряхивание ногами)
На ходьбу мы перейдём,                      (ходьба на месте)
Сядем дружно, отдохнём.                    (присели.)
Мы наклонимся вперёд,                       (наклон туловища вперед.)
И прогнемся мы назад.                         (встать)
Кто носочки достаёт?                           (наклоны вперёд)
Тот разминке очень рад!                      (руки подняты вверх)


4. 
Словарная работа.
Подбор действий к предмету:
Воспитатель:
- Ребята, что можно делать с полотенцем?
Ответы детей: стирать, гладить, вытираться, вешать, сушить, накрывать, свернуть, сложить, мочить и т.п.
- Что можно делать с расческой?
Ответы детей: мыть, сушить, чистить, положить, расчесываться .
- Что можно делать с зубной щеткой?
Ответы детей: взять, чистить, мыть, держать, положить, купить и т.п.                                                        - Ребята, что можно делать с мылом?                                                                                             Ответы детей: взять, намочить, положить, сушить, купить,

5.Подбор определений:
- Ребята, расческа какая?
Ответы детей: маленькая, белая, чистая, удобная, пластмассовая, большая, легкая, тяжелая и т.п.
- Скажите, мыло какое?
Ответы детей: душистое, скользкое, гладкое, овальное, розовое, тяжелое, ароматное, липкое и т.д.)
- Зубная щетка какая?
Ответы детей: длинная, новая, чистая, пушистая, жесткая, мягкая, старая, пластмассовая.

6. Игра "Скажи наоборот" (формирование умений подбирать антонимы)
Воспитатель: - Ребята, я буду говорить слова, а кому брошу мяч, тот назовет противоположное по значению слово и бросит мяч мне обратно.

Чистый – грязный
Мягкий – твердый
Мокрый – сухой
Широкий – узкий
Тяжелый – легкий
Длинный - короткий
Горячий – холодный
Светлый – темный

7. 
Счет от одного до десяти со словами ПОЛОТЕНЦЕ и РАСЧЕСКА                            (согласование существительного с числительным)
Воспитатель: Ребята, в нашей ванной комнате много полотенец. Давайте, посчитаем наши полотенца и расчески.

Одно полотенце
Два полотенца
Три полотенца
Четыре полотенца
Пять полотенец
Шесть полотенец
Семь полотенец
Восемь полотенец
Девять полотенец
Десять полотенец

Одна расческа                                                                                  Две расчески                                                                          Три расчески                                                                  Четыре расчески                                                                Пять расчесок                                                              Шесть расчесок                                                            Семь расчесок                                                           Восемь расчесок                                                           Девять расчесок                                                            Десять расчесок

Аналогично считают полотенца в обратном порядке.

8. Демонстрация действий

Воспитатель: - Ребята, сейчас вы увидите выступление трех «артистов».
Одна девочка и два мальчика, действия с которыми оговорены заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет зубную пасту, щетку и начинает чистить зубы; второй мальчик – моет руки с мылом. Девочка перед зеркалом причесывается. Воспитатель задает  вопросы, напоминая, что отвечать нужно полным предложением, четко и громко:
- Что взял Андрей?
- Что взял Миша?
- Что взяла Света?
- На что выдавил пасту Андрей?
- Что намылил Миша?
- Что расчесывала Света?
- Чем Света расчесывала волосы?
- Чем чистил зубы Андрей?
- Чем мыл руки Миша?


9. Составление рассказов по следам демонстративного действия.
Воспитатель: Ребята, вспомните, что сейчас делали наши артисты. Кто из вас хочет рассказать о том, что делал Андрей?
Ребенок, изъявивший желание составляет рассказ  о действиях Андрея.                                Примерный рассказ ребенка:                                                                                                                       Андрей взял зубную щетку. Намочил ее водой. Взял зубную пасту и выдавил ее на щетку. Закрыл тюбик с зубной пастой и начал чистить зубы. После этого ополоснул рот и вымыл зубную щетку.
Воспитатель: -Кто хочет составить рассказ о действиях Светы?
                        -А кто хотел бы рассказать о том, что делал Миша?
Воспитатель: Кто из вас хочет рассказать нам рассказ учитывая действия ребят?
Примерный рассказ ребенка:
- Ребята зашли в ванную комнату. Андрей взял зубную щетку, выдавил на нее зубную пасту и почистил зубы. После этого ополоснул рот и щетку, убрал ее на место.  Миша взял мыло, намылил руки, сполоснул. Затем насухо вытер руки полотенцем. Света взяла расческу и стала расчесывать волосы перед зеркалом  (использовать предметы, с которыми действовали ребята- мыло, полотенце, расчёска, зубная паста).

10.  Рефлексия: (Кто из ребят интересно составил рассказ?)

Используемая литература:
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.  3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999.

3. Козырева О.А. Лексика, грамматика, связная речь: — Санкт-Петербург,   2009 г.- 120 с.

4.  Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...