Программа студии "Читай-ка" (для детей среднего дошкольного возраста).
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа)

Черепанова Елена Станиславовна

Программа по обучению детей чтению. Данная программа нацелена на подготовку детей к обучению чтению, знакомства с буквами начиная с четырех лет. В основе программы лежит аналитико-синтетический метод , опирающийся на овладение детьми навыка языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_no_3_sr.gr_.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа студии по обучению детей среднего дошкольного возраста чтению

«Читай-ка»

Составила учитель-логопед

Е. С. Черепанова

Г. Йошкар-Ола 2018 год

Пояснительная записка

        В соответствии с Федеральным государственным стандартом данная  программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников навыкам слогового чтения, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.

        В настоящее время овладение навыком слогового чтения детей дошкольного возраста приобретает статус социального заказа. Родители хотят познакомить с буквами и научить читать своих детей как можно раньше, до поступления в школу так как при  приёме в гимназии и лицеи негласно отдаётся предпочтение читающим детям, способным усваивать больший объём информации самостоятельно.

        Многие современные учёные считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте (чтению) уже к четырём годам. Именно период с четырёх до пяти лет считается периодом «языковой одарённости», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, что является немало важным при овладении навыком чтения. Российский психолог Р. С. Немов настаивает на обучении грамоте детей дошкольного возраста (Немов Р. С. Психология. – М., «П», 1995, с. 280.).

        Ещё в прошлом веке российские учёные: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева признавали возможность обучения грамоте дошкольников.

        В соответствии  с данной программой обучение дошкольников чтению начинается с четырёх лет.

        Цель: подготовка детей, незнакомых с буквами, к обучению чтению.

        Задачи:

  1. Развивать фонематический слух, познакомить со звуковым анализом, совершенствовать навыки произношения звуков русского языка.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Упражнять в чтении слогов, слов.
  4. Развивать мелкую моторику, необходимую для становления каллиграфического навыка, печатание букв.
  5.  Способствовать развитию речи.
  6. Развивать внимание, память, творческое воображение.

Процесс обучения предусматривает 34 занятия. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Занятия проводятся фронтально (по 10 человек).

Обучение осуществляется с учётом следующих условий:

  • ребёнок должен быть психологически готов к обучению чтению, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
  • обучение  проводиться с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», - писал К. Д. Ушинский;
  • обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне;
  • процесс обучения чтению должен строиться на материале правильно произносимых звуков, в связи с чем, изменена традиционно принятая последовательность ознакомления детей с буквами  русского алфавита.

В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь, согласно последовательности, предложенной Н. В. Нищевой (Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 256 с.): А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

        В основе опирающийся на овладение обучения чтению в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод,  обоснованный впервые К. Д. Ушинским в книге «Родное слово», затем такими авторами как Н. Ф. Бунаковым, Д. И. Тихомировым, В. А. Флеровым;  опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Дошкольник осваивает звуко-слоговое строение слов и обозначение звуков буквами.

Структура занятия:

  • Упражнения на развития артикуляционной моторики необходимой для правильного произношения звука.
  • Знакомство со звуком.
  • Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Физкультминутка.
  • Знакомство с буквой.
  • Овладение навыками чтения и печатания.

К концу курса дети

  • Владеют навыками звукового анализа и синтеза слогов и слов из 3-5 звуков.
  • Знают буквы русского алфавита и научатся соотносить их со звуками.
  •  Владеют навыком слитного  и осознанного чтения слогов и слов из 3-5 букв.
  •  Владеют навыками печатания букв русского алфавита, составления слогов и слов из букв магнитной азбуки.

Планирование   занятий

Ι период с октября по декабрь – 10 недель, 1 раз в неделю,  10 занятия.

ΙΙ период с января по март – 12 недель, 1 раз в неделю, 12 занятий.

ΙΙΙ период с апреля по май – 12 недель, 1 раз в неделю, 12 занятий.

     Всего:  34  занятия.

Учебный план занятий.

Виды занятий

 1 период

 2  период

 

3 период

 

Всего занятий

 Подгрупповые занятия

(10-15 человек)

10

12

12

34

Информационно-методическое обеспечение.

  1. Нищева Н. В. – Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 2015. – 256 с.
  2. Нищева Н. В. Мой букварь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  3. Пономарева А. В. Начинаем читать: для детей 4-5 лет. – Москва: Эксмо, 2017. – 96 с.
  4. Пятак С. В. Узнаю звуки и буквы. – Москва: Эксмо, 2017. – 152 с.
  5. Бортникова Л. Ф. – Путешествие в страну звуков и букв.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2007.
  6. Пожиленко Е. А. – Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 

Задачи работы

Предварительный добукварный период

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.

Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.

Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.

Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.

Формирование понятий звук,  слово, предложение.  

I период

Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:

[у]—[а], [и]—[у], [э]—[о], [и]—[о], [э]—[у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот — кит др).

Формирование умения различать гласные и согласные звуки.

Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.

Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков.

Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у],

[о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.

Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов.

 Формирование умения производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, уха, кот).

Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.

 

Обучение  грамоте и чтению

Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т,

П, Н, М, К.

Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования»  в воздухе. Обучение   нахождению знакомых букв и в словах.  

Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

II период

Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.

Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов  с разными гласными и одинаковыми  согласными.

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глу-

хой — звонкий, твердый — мягкий.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.

Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук,

мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Закрепление понятия слог и умения оперировать им.

Обучение  грамоте и чтению

Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.

Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования»   в воздухе.

Обучение узнаванию  пройденных букв.

        Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.

        Формирование навыка осознанного чтения слов с изученными буквами.

IIΙ период

Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.

Ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из 3-5 звуков.

Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов из 1, 2, 3 слогов.

Обучение  грамоте и чтению

Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Формировать умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие навыков конструирования букв из палочек, навыков печатания, лепки букв из пластилина.

Закрепление различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

Совершенствование навыка осознанного чтения слов.

Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (ча-ща, чу-щу).

Перспективно-тематическое планирование.

 

Месяц

Неделя

Тема занятия

Количество занятий

Ι

П

Е

Р

И

О

Д

сентябрь

3 неделя

Знакомство с понятиями звук, слово.

1

4 неделя

Звук [а], буква А.

1

октябрь

1 неделя

Звук [у], буква У.

1

2 неделя

Звук [о], буква О.

1

3 неделя

Звук [и], буква И.

1

4 неделя

Звук [т], буква Т.

1

ноябрь

1 неделя

Звук [п], буква П.

1

2 неделя

Звук [н], буква Н.

1

3 неделя

Звук [м], буква М.

1

4 неделя

Звук [к], буква К.

1

ΙΙ

П

Е

Р

И

О

Д

декабрь

1 неделя

Звуки [б], [б’]; буква Б.

1

2 неделя

Звуки [д], [д’]; буква Д.

1

3 неделя

Звуки [г], [г’]; буква Г.

1

4 неделя

Звуки [ф], [ф’]; буква Ф.

1

январь

1 неделя

Звуки [в], [в’]; буква В.

1

2 неделя

Звуки [х], [х’]; буква Х.

1

3 неделя

Звук [ы]; буква Ы.

1

4 неделя

Звуки [с], [с’]; буква С.

1

февраль

1 неделя

Звуки [з], [з’]; буква З.

1

2 неделя

Звук [ш]; буква Ш.

1

3 неделя

Звук [ж]; буква Ж.

1

4 неделя

Звук [э]; буква Э.

1

ΙΙΙ

П

Е

Р

И

О

Д

март

1 неделя

Звук [j]; буква Й.

1

2 неделя

Буква Е.

1

3 неделя

Буква Ё.

1

4 неделя

Буква Ю.

1

апрель

1 неделя

Буква Я.

1

2 неделя

Звук [ц]; буква Ц.

1

3 неделя

Звук [ч]; буква Ч.

1

4 неделя

Звук [щ]; буква Щ.

1

май

1 неделя

Звуки [л], [л’]; буква Л.

1

2 неделя

Звуки [р], [р’]; буква Р.

1

3 неделя

Буква Ь.

1

4 неделя

Буква Ъ.

1

всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...

Дополнительная образовательная программа "Пальчиковая страна" для детей среднего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...

Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»

Цель программы –  развитие речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.Задачи программы:- приобщать детей к русской национальной культуре;-развивать...

Титульный лист программы по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Веселый мяч» на 2019-2020 учебный год

ЗадачиОбразовательные: - развивать основные движения и действия с мячом;- способствовать развитию «чувства мяча».Оздоровительные:- улучшать физическое развитие и состояние детей;- укр...

Титульный лист программы по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Веселый мяч» на 2019-2020 учебный год

ЗадачиОбразовательные: - развивать основные движения и действия с мячом;- способствовать развитию «чувства мяча».Оздоровительные:- улучшать физическое развитие и состояние детей;- укр...