Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Щ] и буквой Щ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан как продолжение программы для детей с ОВЗ по ознакомлению с буквами. В конспект включены игры, упражнения для знакомства со звуком и буквой Щ, развитие мелкой моторики, дыхательные упражнения. Рекомендуем использовать в своей практике логопедам, родителям, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_shch.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Щ] и буквой Щ»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звук [Щ];

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «мягкий согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Щ], в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ЩА, ЩУ, ЩИ; проанализировать слово ЩУ-КА , составить звуковую схему этого слова;

           - продолжать формировать понятие звук, буква;

          - упражнять в словообразовании.

Материал: изображение буквы Щ, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: клещи, щепки, щавель, щука, ящик, расческа; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Щ]. Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

Скороговорка: Два щенка, щекой к щеке,

                         Грызли щетку в уголке.

Когда мы произносим [Щ], то

- губки в легкой улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка вместе поднят за верхними зубками и образуют щель;

- по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;

 - горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Щ] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный,  всегда мягкий. Обозначается зеленым цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь, мягкий звук не спи

               Зеленый карандаш бери.

3. Фонетические упражнения

Масло шипит на сковородке, когда жарят картошку: ЩЩЩ… (длительное произнесение звука)

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Щ]»:

Щ, а, щ, ш, с, щ           ща, щу, ащ, са, шу              щука, ши, клещи, сок, шапка

Щ, с, щ, ч, щ, з            ащ, ощ, да, ищ, ич              щавель, чеснок, щипцы, щетка

5. Работа с картинками.

Разложить картинки по домикам. 1. В звук [Щ] в начале слова. 2. Звук [Щ] в середине слова. 3. Звук [Щ] в конце слова. Картинки: клещи, щепки, щавель, щука, ящик, расческа.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [Щ] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:                          .

Вопросы: Что делает щука? Щука какая?

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (щука)    Плывет зубастая щука.

7.«Скажи наоборот»

Ща-ащ, щё-ощ, щу-ущ, щи-ищ

8. Четвертый лишний

Ща, ша, ща, ща              ащ, ащ, ща, ащ                  щавель, щи, щука, шапка

Шу,шу, шу, щу              ас, ащ, ас, ас                      сок, щетка, сом, самокат

9. «Хлопушка» Закончи слово одинаковым слогом ЩЕ:

Зимови..,    хранили..,     удили..,     плотни..,      дожди…,         голени..

10. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ЩУКА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадраты)

-Какой первый звук в слове щука?

- Какой последний?

- Какие звуки в середине?

- Назовите звуки по-порядку.

- Сколько слогов?                        

11. Знакомство с буквой Ч.

               Щ – это щетка с загнутой ручкой.

               Все перечистим щеткой колючкой.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Щ?

11. Анализ и чтение слогов: ЩА, ЩУ, ЩИ, АЩ, ОЩ, УЩ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

ПИ-ЩА   ЩИ      И-ЩИ       ПИ-ЩИ

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот мягкий звук [Щ]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для подготовительной логопедической группы детского сада № 2, стр. 14: дети закрашивают букву Щ зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Фокусник»

Ловко с мячиком играем                                   Катать су-джок между ладоней

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,                                        Выполнять соответствующие движения

                                                                              правой рукой.

Из-под кисти – на покой.                                   Взять мячик левой рукой, сделать круговое

                                                                               движение вокруг правой и переложить

                                                                               в правую                            

Над рукою мяч кружит,                                     Левую руку повернуть вверх ладошкой, а

                                                                              правой делать круговые движения над

                                                                              левой ладонью

От нее теперь бежит.                                          Прокатывать мяч по левой руке до локтя

Между пальцев подержу                                   Выполнять на левой, затем правой руке

И в ладошку положу.                                            

Из руки его достану,                                          Выполнять соответствующие движения

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

А теперь последний трюк                                  Перекидывать мяч между рук.                                     

Он летает между рук.

15. Физкультминутка

      Если в слове услышите [Щ], то нужно встать и поднять руки вверх, а если в слове звука [Щ] нет, то присесть на корточки: щенок, суп, щи, чаща, плащ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."

В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство со звуком М и буквой М"

Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В него включены игры, упражнения и задания по ознакомлению со звуком и буквой Ч. В своей работе могут использовать воспитатели, логоп...