Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство со звуком М и буквой М"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Дьякова Наталья Геннадьевна

Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_bukva_m.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАМОТНОСТИ

Тема: «Знакомство со звуком М и буквой М»

Цель: знакомить детей с согласным звуком (М) и буквой (М).

Задачи:

- Закрепить понятие «согласный звук»;

- Учить определять первый и последний звук в слове;

- Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы.

- Упражнять в умении делить слова на слоги;

- Познакомить с буквой М.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Давайте возьмемся за руки, друзья, друг другу улыбнемся. Мы пожелаем всем добра и скажем: «Здравствуй, солнце!»

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

- Чтобы нам с вами красиво и правильно говорить, давайте сделаем зарядку для язычка. (проводится артикуляционная гимнастика)

- А, теперь вспомним чем звуки отличаются от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

- Какими бывают звуки? (ответы детей)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянутся, поются голосом).

- Давайте пропоем эти звуки. (дети пропивают все гласные звуки).

Воспитатель:

- А, те звуки, которые мы не можем пропеть? (называются согласными).

- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?»

Я вам буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать вверх красную или синюю карточку. Красная карточка для определения гласного звука, а синяя для согласного.

Проводится игра «Кто внимательный?»

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите своих мам? (ответы детей)

- Чтобы написать это прекрасное слово, нам надо с вами познакомиться с буквой М.

Буква М с двумя горбами, как верблюд, смотрите сами!

- Буква М состоит из четырех палочек. Давайте нарисуем носиком букву М, а теперь пальцем в воздухе и на столе.

Воспитатель:

- Скажите, а на что похожа эта буква? (ответы детей).

- Давайте выложим ее у себя на столе счетными палочками.

Дети выкладывают на столах букву М из счетных палочек.

Воспитатель:

- А, пока вы выкладываете букву М, произнесем звук М тихо, теперь чуть громче и очень громко!

- Молодцы, ребята!

- Поиграем мы опять…

Проводится игра «Похлопаем – потопаем»

Воспитатель:

- Если вы услышите звук М в начале слова, вы хлопаете, а в конце слова, вы топаете.

Слова:

Мыло; мел; мука; мухомор; мимоза; мама; машина; мороз.

Дом; дым; ком; лом; ум; гном; днем.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, кто у нас тут прилетел? (муха).

- А, почему она прилетела? (потому что в слове МУХА есть звук М)

- Скажите, сколько гласных звуков в этом слове?

- А, сколько согласных? (ответы детей).

- Ребята, а сколько слогов? (ответы детей)

- А, почему два? (потому что два гласных звука в этом слове).

- Давайте прохлопаем и протопаем слово МУХА. (дети хлопают по количеству слогов).

Воспитатель:

- Если убрать букву М, какое слово получится? (уха).

- Выложите схему слова МУХА и УХА.

Ребята, предлагаю подвигаться - выполнить разминку. (Стоя у столов)

Физкультминутка.

Муха целый день летает,

Всем она надоедает,

Ночь в квартире настает,

Она летать перестает.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, у нас в гостях сегодня малыш и он только учится говорить.

Вот так он просит кушать «АМ».

- Сколько звуков он произнес? (ответы детей).

- Назовите, какие это звуки.

- А, когда он просит маму, говорит: «МА».

- Сколько звуков он произнес и какие они?

- Ребята, наш малыш останется у нас. А, мы сейчас с вами немного поработаем в наших тетрадях и напишем слово МАМА в рабочих тетрадях.

Рефлексия.

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Что для вас было легким и трудным?

Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе "Звуки П, Пь, буква П"

Основной целью занятия по обучению элементам грамоты является  знакомство со звуками П, Пь, их артикуляцией, с буквой П. На занятии используется технология мнемотехника, мнемотаблица по знакомств...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"

На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...