Учебно-методическое пособие . Обучение грамоте в ДОО
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

nata0804

В учебно-методическом пособии раскрыты основные теоретические положения о системе русского языка, которыми должен руководствоваться педагог при организации обучения грамоте с дошкольниками. Даны общие рекомендации по проведению занятий, изучению отдельных тем.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций.

 Организация обучения грамоте в ДОО [Текст]: учебно-методическое пособие / Автор-сост. Н.Н. Лазаренко; под редакцией О.В. Салтыковой. – Кемерово: без издательства, 2017. – 29 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28 «АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (МБДОУ №28 «АБВГДейка»)

Организация обучения грамоте в ДОО

Учебно-методическое пособие

Кемерово, 2017

Автор-составитель:

Лазаренко Н.Н., учитель-логопед МБДОУ №28 «АБВГДейка»

Общая редакция:

Салтыкова О.В., заведующая МБДОУ №28 «АБВГДейка»

В учебно-методическом пособии раскрыты основные теоретические положения о системе русского языка, которыми должен руководствоваться педагог при организации обучения грамоте с дошкольниками. Даны общие рекомендации по проведению занятий, изучению отдельных тем.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Организация обучения грамоте в ДОО [Текст]: учебно-методическое пособие / Автор-сост. Н.Н. Лазаренко; под редакцией О.В. Салтыковой. – Кемерово: без издательства, 2017. – 29 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1. Теоретические основы обучения грамоте  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5    

2. Методические вопросы обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8    

2.1. Первый год обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2. Второй год обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

2.3. Диагностика освоения навыков грамоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  23

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Введение

Учебно-методическое пособие «Организация обучения грамоте в ДОО» является частью УМК «Обучение грамоте».

Цель пособия: обеспечение теоретической и методической помощи в организации обучения грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.

В теоретической части пособия дан краткий экскурс теории русского языка. Реализация программы «Обучение грамоте» предполагает знание педагогом таких понятий, как «речевые звуки», «слог», «ударение», «слово», «текст», характеристик речевых звуков (согласные – гласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие), правил слогоделения, выделения ударения.

Методическая часть пособия включает как общие рекомендации, так и рекомендации по изучению отдельных тем. Обучение грамоте предполагает владение педагогом методики формирования фонематических представлений, развития фонематического восприятия, обучения навыкам языкового анализа и синтеза, чтения аналитико-синтетическим методом.

1. Теоретические основы обучения грамоте

Обучение грамоте неразрывно связано с рядом понятий, которыми должен владеть педагог.

В речевом потоке выделяют в качестве минимальной, нечленимой звуковой единицы – звук речи. Он выделяется при последовательном звуковом членении слова.

Звук (речевой) – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Произносительный аппарат включает в себя: глотку, ротовую полость с языком, лёгкие, носовую полость, губы, зубы. Звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке. Различие в одном звуке изменяет значение слова: дочка – точка (слова-паронимы). Важным является место звука в слове (кот – ток).

Графически на письме звук обозначается буквой.

Звуки речи принято делить на гласные и согласные. Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.

Согласные звуки принято делить на группы:

1) по участию шума и голоса,

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

По участию шума и голоса согласные звуки делят на шумные и сонорные.

Сонорными звуками называются согласные звуки, образуемые при помощи голоса и незначительного шума. К ним относятся звуки: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'].

Шумные согласные звуки делят на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными звуками являются звуки, образуемые шумом с участием голоса. К ним относятся: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [j]. К шумным глухим согласным звукам относятся звуки, образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса. К ним относятся звуки: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [щ'], [х], [х'], [ц], [ч].

В зависимости от участия органов артикуляции в образовании согласных звуков они делятся на следующие группы:

  • губно-губные [б], [п] [м] и губно-зубные [в], [ф];
  • переднеязычные [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] – зубные и  [ч], [ш], [ж], [р] – нёбно-зубные; среднеязычные и средненёбные – [j]; заднеязычные и задненёбные – [г], [к], [х];
  • смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных определяется отсутствием или наличием палатализации (мягкости). Палатализация возникает в результате поднятия средней части спинки языка к твёрдому нёбу Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее – твердыми.

Звуки образуют слоги. Существует две точки зрения на образование слогов. С физиологической точки зрения, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения, слог – это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними – предшествующим и последующим. Поэтому гласные звуки, как наиболее звучные, называют слоговыми или слогообразующими, а согласные – неслоговыми. Тем не менее, среди согласных звуков выделяют сонорные звуки (р, л, м, н), которые в силу своей наибольшей звучности среди других согласных звуков, могут образовать слог.

Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та.

Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай.

Неприкрытым (обратным) называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта.

Прикрытым (прямым) называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

В речевом потоке различают также ударение: фразовое, тактовое и словесное. Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова.

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец).

Из слогов образуются слова. Слова обладают лексическим значением. В русском языке различают слова, которые имеют разное фонетическое и графическое оформление, но сходное значение (слова-синонимы) или противоположное значение (слова-антонимы). Различают также слова омофоны, которые произносятся и даже пишутся одинаково, а имеют разное значение (ключ как предмет для открывания замка и ключ как источник воды).

В речи мы связываем слова с использованием грамматических форм и получаем словосочетания и предложения. Предложения обладает смысловой и интонационной завершенностью. В письменной речи предложение оформляется по определенным правилам: заглавная буква, знаки препинания.

Из предложений состоит текст. Текст обладает рядом характеристик: завершенность (передается какая-то идея, информация и т.п.), связность (предложения расположены в логической последовательности, что позволяет выражать мысль текста), цельность (отражает стилевое единство). У текста может быть заглавие, которое кратко отражает мысль данного текста. В зависимости от содержания текста выделяют такие его типы как повествование, описание, рассуждение. Для дошкольников наиболее доступными являются тексты-повествования и тексты-описания.

2. Методические вопросы обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

В современной практике для обучения грамоте детей дошкольного и школьного возраста используется аналитико-синтетический метод. Он предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.

2.1. Первый год обучения

На первом году обучения воспитанники знакомятся с представлениями о звуках и шумах, звуках речи и буквах их обозначающих, учатся читать слоги и слова, выделять звуки среди других звуков, в слогах, словах, составлять слова из слогов, определять место звука в слове (начало, середина, конец), определять количество звуков в слове.  

Основное содержание отражено в рабочей тетради.

Обучение грамоте начинается с введения понятий «звук», «речевые звуки», «неречевые звуки», «буква», «слог». На первых занятиях значительное внимание уделяется звуковому анализу, артикуляции гласных, уточнению слоговой структуры слова.

При изучении звуков конкретный звук произносится изолированно, обращается внимание на его артикуляцию. Проводится работа над выделением звука сначала из других звуков, из слогов (игра «Поймай звук»), из слов (в начале, середине, конце). Возможно, проведение игр на подбор слов на заданный звук. Но педагог должен помнить, что написание и произношения могут различаться, например, окно – [акно]. В таких случаях педагог просто указывает на разницу в произношении и чтении слов: слышим [акно], пишем – «окно».

Задания на языковой анализ и синтез включают как фонематический анализ (выделение звука в слове), так и задания на договаривание слога до слова. При выполнении упражнений со схемами в рабочей тетради, воспитанники самостоятельно определяют место звука в слове, после чего воспитатель организует проверку.

Для формирования графомоторных навыков предлагаются задания на штриховку, обведение букв по контуру, дорисовывание букв. Для формирования образа буквы используются задания в рабочей тетради на поиск правильного написания буквы, упражнения на конструирование букв, двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Формирование навыков чтения начинается с чтения столбцов слогов с изучаемой буквой. Чтение слогов происходит фронтально. Воспитатель ставит перед детьми учебную задачу: поставить пальчик на слог, с которого начинается чтение, и по мере произнесения (чтения) слогов перемещать палец со слога на слог. Это необходимо для формирования навыка целенаправленного просматривания текста в нужном направлении, профилактики дислексии.

Чтение слогов осуществляется сначала всеми детьми хором вместе с воспитателем, а затем, возможно, выборочное чтение в индивидуальной форме. Дети читают только вслух. Может быть использовано жужжащее чтение (чтение вполголоса, каждый со своей скоростью). После прочтения слова по слогам, ребенку предлагается произнести его плавно (как будто читая целиком). Чтение трехсложных слов, слов со стечение согласных, предложений предлагается наиболее успешным в обучении детям. В случае, когда читает вслух один ребенок, другие следят за его чтение, ведя по читаемому тексту пальцем. Уделяется внимание осмысленности прочитанного. Воспитатель задает вопросы о том, про что читали дети.

Раздел I. Введение

Занятие 1. Речевые и неречевые звуки.

Цель: формирование представлений о звуках речи, шумах, образовании звуков речи.

Оборудование: предметы, издающие разные по характеру звуки (бумага, металлическая кастрюля с крышкой, пылесос), запись со звуками природы (шум моря, крики животных, пение птиц и т.п.), рабочая тетрадь.

Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, сравнить их по характеристикам  (громко-тихо, звонко-глухо, высоко-низко), знакомит с представлением о речевых и неречевых звуках. В рабочей тетради дети определяют, какие звуки характерны для каждой картинки (речевые-неречевые), обводят и заштриховывают картинки.

Посредством дидактических игр закрепляется представление об речевых и неречевых звуках, характеристиках звуков, развивается умение характеризировать звуки по их свойствам.

Раздел II. Гласные звуки и буквы их обозначающие

Занятие 2. Звуки [а], [и], [э], [ы], [у], [о] и буквы их обозначающие.

Цель: формирование представлений о гласных звуках речи как звуках, которые поются, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, материалы для конструирования букв.

Воспитатель знакомит со звуками [а], [и], [э], [ы], [у], [о] с использованием образов (с. 4 рабочей тетради), их артикуляцией. Им дается характеристика: звуки, которые можно петь.

А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.

У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о. Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Ы - губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при [и]. Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).

Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и, зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Воспитатель учит различать понятия «звук» и «буква» используя следующее объяснение. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Звук на письме обозначается буквой.

На с.3 рабочей тетради предлагаются задания для формирования графомоторных навыков. Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим».

Развивается умение воспроизводить последовательность звуков.

Занятие 3-4. Звуки [а], [и], [э], [ы] и буквы их обозначающие

Цель: уточнение и закрепление представлений о гласных звуках речи как звуках, которые поются, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, материалы для конструирования букв.

Воспитатель уточняет артикуляцию звуков [а], [и], [э], [ы], закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

Занятие 5. Звуки [у], [о] и буквы их обозначающие

Цель: уточнение и закрепление представлений о гласных звуках речи как звуках, которые поются, образах букв; формировать умение читать сочетание букв, обозначающих гласные звуки.

Оборудование: рабочая тетрадь, материалы для конструирования букв.

Воспитатель уточняет артикуляцию звуков [у], [о], закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы, находить заданную букву или их сочетание в ряду других букв.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

В процессе фронтальной работы организует обучению чтению сочетаний букв, обозначающих гласные звуки. Воспитатель акцентирует внимание на том, что буквы читаются по порядку слева направо.

Раздел III. Сонорные звуки

Занятие 6-7. Звуки [м], [н] и буквы «М», «Н»

Цель: формирование представлений о согласных сонорных звуках речи как звуках, которые образованы голосом и шумом, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, материалы для конструирования букв.

Воспитатель знакомит с артикуляцией звуков [м], [н], закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы, находить заданную букву или их сочетание в ряду других букв.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

Занятие 8. Слоги

Цель: формирование представлений о слоге, умения читать слоги.

Оборудование: рабочая тетрадь, схемы с обозначением места звука в слове.

Воспитатель продолжает формировать умение читать, знакомит с понятием «слог» (сочетание букв (звуков), где обязательно должен быть гласный звук (буква)), анализирует прямые и обратные слоги, анализирует количество слогов в читаемых словах (рабочая тетрадь), предлагает для сравнения односложные и многосложные слова (игра «Какое слово длиннее?»). У детей должно быть сформировано представление о том, что количество слогов в слове определяется количеством гласных (поющихся) звуков.

В процессе фронтальной работы организует чтение прямых и обратных слогов, чтение слов с прямыми слогами. При чтении слогов делается акцент на то, что оно должно быть плавным, а не побуквенным.

Воспитатель вводит схему с обозначением места звука в слове: в начале, середине, конце. Объясняет, что звук может находиться в начале слова (с него слово начинается), в конце слова (им заканчивается), в середине слова (находится внутри слова). Учит соотносить схему со словом с заданным звуком. Например, подбери к схеме слово, где звук [н] будет в середине.

Занятие 9-10. Звуки [р], [л] и буквы «Р», «Л».

Цель: формирование представлений о согласных сонорных звуках речи как звуках, которые образованы голосом и шумом, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, схемы с обозначением места звука в слове.

Воспитатель знакомит с артикуляцией звуков [м], [н], закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы, находить заданную букву или их сочетание в ряду других букв.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

В процессе фронтальной работы организует чтение прямых и обратных слогов, чтение слов, небольших предложений. Чтение предложений осуществляется в процессе индивидуальной работы с воспитанниками, которые более успешны в чтении.

Занятие 11. Звук [й] и буква «Й»

Цель: формирование представлений о согласных сонорных звуках речи как звуках, которые образованы голосом и шумом, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, схемы с обозначением места звука в слове.

Воспитатель знакомит с артикуляцией звука [й], закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы, находить заданную букву или их сочетание в ряду других букв.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

В процессе фронтальной работы организует чтение прямых и обратных слогов, чтение слов, небольших предложений. Чтение предложений осуществляется в процессе индивидуальной работы с воспитанниками, которые более успешны в чтении.

Раздел IV. Парные согласные звуки

Занятие 12-24. Звуки [к], [г] и буквы «К», «Г». Звуки [ф], [в]  и буквы «Ф», «В».  Звуки [п], [б] и буквы «П», «Б». Звуки [т], [д] и буквы «Т», «Д». Звуки [ш], [ж] и буквы «Ш», «Ж». Звуки [с], [з] и буквы «С», «З».

Цель: формирование представлений о согласных парных по звонкости-глухости звуках речи как звуках, которые образованы голосом и шумом, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, схемы с обозначением места звука в слове.

Воспитатель знакомит с артикуляцией звука, закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы, находить заданную букву или их сочетание в ряду других букв.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

В процессе фронтальной работы организует чтение прямых и обратных слогов, чтение слов, небольших предложений. Чтение предложений осуществляется в процессе индивидуальной работы с воспитанниками, которые более успешны в чтении.

При выполнении упражнений со схемами в рабочей тетради, воспитанники самостоятельно определяют место звука в слове, после чего воспитатель организует проверку.

Раздел V. Одиночные согласные звуки

Занятие 24-25. Звуки [х], [ц], и буквы «Х», «Ц». Звуки [ч], [щ] и буквы «Ч», «Щ».

Цель: формирование представлений об одиночные согласные звуки звуках речи как звуках, которые образованы шумом, образах букв.

Оборудование: рабочая тетрадь, схемы с обозначением места звука в слове.

См. раздел IV.

Раздел VI. Йотированные гласные

Занятие 26. Буквы, обозначающие два звука: «Е» - [jэ], «Ё» - [jо], «Ю» - [jу], «Я» - [jа].

Цель: формирование представлений о буквах, обозначающие два звука.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель знакомит с артикуляцией звуков, закрепляет умение соотносить сочетание звуков и букву.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

В процессе фронтальной работы организует чтение слов, где изучаемые буквы находятся в начале слова.

Учит определять количество звуков в слове (задание в рабочей тетради: «Под картинкой нарисуйте, столько кружков, сколько звуков в слове»).

Занятие 27-30. Буква «Е» - [jэ].Буква  «Ё» - [jо]. Буква «Ю» - [jу]. Буква «Я» - [jа].

Цель: уточнение и закрепление представлений о буквах, обозначающие два звука.

Оборудование: рабочая тетрадь, схемы с обозначением места звука в слове.

Воспитатель закрепляет умение соотносить звук и букву и, наоборот, выделять заданный звук в начале слова, определять правильное написание буквы, находить заданную букву или их сочетание в ряду других букв.

Использует двигательное моделирование (показ руками, телом), изготовление буквы из различных материалов, рисование на крупе, печатание, складывание из частей (конструирование), узнавание на ощупь.

Отрабатывает умение выделить звук среди других звуков. Игры «Поймай звук», «Назови звук, который был третьим», «Подбери словечко».

В процессе фронтальной работы организует чтение прямых и обратных слогов, чтение слов, небольших предложений. Чтение предложений осуществляется в процессе индивидуальной работы с воспитанниками, которые более успешны в чтении.

При выполнении упражнений со схемами в рабочей тетради, воспитанники самостоятельно определяют место звука в слове, после чего воспитатель организует проверку.

Раздел VII. Обобщение

Занятие 31-34 Обобщение

Цель: обобщение и закрепление представлений о звуках и буквах их обозначающих, навыков чтения, фонематического анализа.

Оборудование: рабочая тетрадь, плакат с алфавитом.

Воспитатель закрепляет умение писать печатные буквы, читать слоги, выделять звуки и буквы в слове.

Знакомит с последовательностью букв в алфавите.

2.2. Второй год обучения

На втором году обучения треть времени отводится на расширение представлений воспитанников о буквах, звуках, их характеристиках (согласный         – гласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий), совершенствованию навыков чтения, языкового анализа и синтеза.

Две трети времени уделяется уточнению и закреплению представлений о звуках, буквах, слове, предложении тексте. Вводятся понятия «ударение», «знак препинания», «заглавная буква». Дети знакомятся с особенностями лексики (секреты русского языка): синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, палиндромы.

Основное содержание отражено в рабочей тетради.

На втором году обучения продолжается закрепление умения делать фонематический (звуковой) анализ слова. Значительно расширяется количество заданий на слоговой анализ и синтез. Продолжается работа со звуковой схемой слова. Гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленным, звонкость согласного звука обозначается треугольником («звоночек»), глухость – перечеркнутым треугольником.

Для формирования графомоторных навыков предлагаются задания на штриховку, обведение букв по контуру, дорисовывание букв. Для формирования образа буквы используются задания на письмо печатных букв.

Для совершенствования навыков чтения предлагаются слова, предложения с изучаемыми по теме занятия буквами. Используется чтение вслух, жужжащее чтение, фронтальные и индивидуальные формы работы.

При изучении тем, связанных с лексикой, синтаксисом, введении понятия «ударение», организуется частично-поисковая деятельность. Детям предлагаются проблемные ситуации.

Раздел I. Введение

Занятие 1. Что мы знаем о звуках и буквах?

Цель: актуализация представлений об алфавите, звуках и буквах.

Оборудование: рабочая тетрадь, плакат с алфавитом.

Воспитатель повторяет знания детей о последовательности букв в алфавите, отличиях буквы и звука.

Предлагает задания на штриховку, закрашивание букв.

Совместно с детьми подбирает слова к каждой букве алфавита.

Раздел II. Различение гласных и согласных звуков

Занятие 2. Гласные [а] [о] [у] [ы] [и] [э] и согласные звуки (сонорные).

Цель: уточнение представлений о гласных и согласных звуках речи.

Оборудование: рабочая тетрадь, лента букв.

Воспитатель знакомит с понятиями «гласные» и «согласные» звуки, способами их образования и различения (поются – не поются), цветовым обозначением в схемах; объясняет роль гласных (слогоообразование).

Организует чтение слов.

Пропись гласных букв может быть осуществлена за рамками занятия, в индивидуальной работе.

Раздел III. Различение гласных и согласных звуков

Занятие 3-8. Звуки [б]-[п] и буквы их обозначающие. Звуки  [в]-[ф] и буквы их обозначающие. Звуки [д]-[т] и буквы их обозначающие. Звуки [г]-[к] и буквы их обозначающие.  Звуки [ж]-[ш] и буквы их обозначающие. Звуки [з]-[с] и буквы их обозначающие.

Цель: формирование представлений о звонкости-глухости согласных звуков.

Оборудование: рабочая тетрадь.

На первом занятии данного раздела вводится понятие «звонкие» - «глухие» согласные звуки.

Воспитатель предлагает задание на подбор нужной буквы (рабочая тетрадь) и чтение, получившихся слов. Подводит к выводу, что одна буква в слове меняет смысл слова. Далее осуществляет переход к анализу звуков, которые обозначают буквы б и п.

Воспитатель объясняет способ различения звуков по звонкости-глухости с опорой на тактильно-вибрационные ощущения. Тыльной стороной одной руки ребенок своей гортани и произносит звук. При произнесении звонких звуков ощущается дрожание гортани. Для обозначения на схеме звонкости-глухости используется образ колокольчика.

Для формирования умения дифференцировать звуки по звонкости-глухости предлагаются упражнения на повторение цепочек слогов. Например, па-па-ба, па-па-па-ба-ба. Воспитатель называет цепочку слогов, дети повторяют ее.

На последующих занятиях детям предлагается самостоятельно определить букву, обозначающую звонкий или глухой согласный звук.

Воспитатель организует выполнение заданий на составление схем к словам. Алгоритм сводится к следующему:

  1. Произнеси слово.
  2. Выдели первый звук. Определи: какой он – гласный или согласный. Нарисуй круг и раскрась соответствующим цветом. Нарисуй круг и раскрась соответствующим цветом, обозначь звонкость-глухость (звоночек или перечеркнутый звоночек).
  3. Далее определяется второй, третий и последующие звуки. Акцентируется внимание, что звуки, обозначаются кружками слева направо в той, последовательности, в которой они идут.
  4. Посчитай сколько звуков в слове, сколько согласных и гласных.
  5. Дополнительный вопрос (при самостоятельном составлении схемы): назови второй (третий и т.п.) звук, какой он.

Раздел III. Одиночные звонкие звуки

Занятие 9. Одиночные звонкие звуки

Цель: формирование представлений о буквах, не имеющих парных по глухости.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель знакомит с буквами, обозначающими только звонкие звуки.

Предлагает задания на выполнение звукового анализа, составление схем, языкового синтеза (соедини слово в слоги), формирование графомоторных навыков.

Занятие 10. Одиночные глухие звуки

Цель: формирование представлений о буквах, не имеющих парных по звонкости.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель знакомит с буквами, обозначающими только глухие звуки.

Предлагает задания на выполнение звукового анализа, составление схем, языкового анализа/синтеза (рабочая тетрадь), формирование графомоторных навыков.

Раздел IV. Твердые и мягкие согласные

Занятие 11-13. Твердые и мягкие звуки: [б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'], [з]-[з'], [к]-[к'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [п]-[п'], [р]-[р'], [с]-[с'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [х]-[х']

Цель: формирование представлений о мягкости-твердости звуков.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель знакомит детей с понятиями «мягкие согласные звуки» и «твердые согласные звуки», ролью гласных звуков в смягчении согласных.

Организует познавательную деятельность по различению мягких и твердых согласных звуков (чтение столбиков слогов с одной и той же согласной буквой и разными гласными; называние парных мягких согласных звуков). Акцентирует внимание на том, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твердость согласного звука, если они стоят сразу после него. Буквы И, Е, Ё, Ю, Я указывают на мягкость согласного звука, если они стоят сразу после него.    

Для формирования умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости предлагаются упражнения на повторение цепочек слогов. Например, па-па-пя, пя-пя-па-па. Воспитатель называет цепочку слогов, дети повторяют ее.

Занятие 14. Знаки Ь и Ъ

Цель: формирование представлений о твердом и мягком знаках, их функциях, особенностях чтения слов с этими знаками.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организуется познавательную деятельность по исследованию роли твердого и мягкого знаков в словах. Предлагает прочитать и сравнить звучание слов с твердым и мягким знаками.

Анализируется произношение последнего звука в словах «ел» и «ель». Воспитатель подводит детей к выводу о том, что мягкий знак не обозначает звук, но смягчает согласный, после которого стоит.

Анализируется произношение слов «семя» и «семья». Воспитатель подводит детей к выводу о том, что мягкий знак выполняет еще и разделительную функцию (если стоит перед гласной буквой): по разному читаются слова и с разным смыслом.

Анализируется произношение слов «сел» и «съел». Воспитатель подводит детей к выводу о том, что твердый знак выполняет разделительную функцию, но не смягчает.

Воспитатель организует во фронтальной работе правильное чтение слов с твердым и мягким знаками.

Занятие 15. Всегда твердые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Цель: формирование представлений о буквах, всегда обозначающих твердый звук.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель предлагает детям прочитать слоги и слова с буквами.  Сообщает детям, что эти буквы обозначают всегда твердые звуки и их нужно запомнить.

Занятие 16. Всегда мягкие согласные звуки: [й], [ч], [щ].

Цель: формирование представлений о буквах, всегда обозначающих мягкий звук.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель предлагает детям прочитать слоги и слова с буквами. Сообщает детям, что эти буквы обозначают всегда мягкие звуки и их нужно запомнить.

Раздел V. Слово

Занятие 17. Из чего состоит слово. Звуки.

Цель: закрепление и уточнений представлений о звуках.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует работу по языковому анализу и синтезу (составление слов из заданных букв, их чтение).

Повторяет с детьми понятия «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый», «мягкий». Акцентирует внимание, что набор букв или звуков – это еще не слово.

Занятие 18. Ударение.

Цель: формирование представлений об ударении, его функции, способах выделения ударного звука.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную работу по исследованию слов с одинаковым написанием, но разным произношением. Дети сталкиваются с проблемной ситуацией: написаны слова одинаково, а обозначают разное. Воспитатель предлагает сравнить произношение, выделяя голосом более длинный гласный звук. Поясняет, что этот звук ударный и показывает обозначение ударения на письме.  

Способы выделения ударного звука.

Детям предлагают произнести слово громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какой это слог, звук. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога.

Перемещение ударения в слове со слога на слог как основной прием контроля над правильным определением ударного слога.

Воспитатель знакомит детей с некоторыми особенностями постановки ударения в слове (всегда ударный звук, правильное произношение слов).

Занятие 19-20. Из чего состоит слово. Слоги.

Цель: закрепление и уточнение представлений о слоге как части слова, делении слова на слоги.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель напоминает детям, что количество слогов определяется по количеству гласных звуков в слове; количество слогов в слове может быть разным.

Организует работу по языковому анализу и синтезу (добавление слогов, составление слов из слогов, деление на слоги).

Раздел VI. Предложение.

Занятие 21. Из чего состоит предложение. Заглавная буква.

Цель: формирование представлений о предложении, заглавной букве.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель предлагает прочитать слова в рабочей тетради, спрашивает смысл прочитанного, подводит детей к мысли о том, что слова «стоят не на своем месте, неправильно». Предлагает детям составить предложения и сравнить их с написанными словами. Делается вывод о том, что набор слов – это еще не предложение. А предложение обязательно предполагает последовательность слов, которые связаны определенным образом и выражают мысль. Отрабатывается навык составления предложений.

Обращает внимание детей на то, что предложение завершается знаками препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак;  а начинается с заглавной буквы. При чтении текста предлагает задание на подсчет количества предложений.

Занятие 22. Знаки препинания в конце предложения. Интонация.

Цель: формирование представлений об интонации, знаках препинания.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель (или хорошо читающий ребенок) читает стихи и знакомит со знаками препинания, их функциями.

Отрабатывает навык чтения предложений с разной интонацией, учит писать знаки препинания.

Знаки препинания предлагает обвести и закрасить.

Раздел VII. Текст.

Занятие 23-24. Из чего состоит текст. Заглавие текста.

Цель: формирование представлений о тексте.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель предлагает прочитать предложения и рассказ, проводит работу по анализу различия предложения (нескольких предложений, не связанных друг с другом, и рассказа). Дети подводятся к выводу, что текст – это набор предложений, которые связаны между собой по смыслу, располагаются последовательно. Текст можно озаглавить.

Организует работу по самостоятельному составлению текстов.

Раздел VIII. Словесные игры.

Занятие 25. Слова-синонимы.

Цель: формирование представлений о синонимах.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную деятельность, направленную на наблюдение за словами. Дети рассматривают картинки и читают слова, соотносят слова и картинки. В результате делается вывод, что разные слова могут иметь схожий смысл, и таких слов в русском языке много. Понятие «синонимы» не используется, синонимы обозначаются через словосочетание «слова похожие по смыслу».

Воспитатель проводит тренировку умения подбирать синонимы.

Занятие 26. Слова-антонимы.

Цель: формирование представлений об антонимах.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную деятельность, направленную на наблюдение за словами. Дети рассматривают картинки, называют состояния, которые противоположны по своему знаку. Воспитатель подводит к мысли о том, что есть не только слова разные по звучанию и  схожие по значению, но и прямо противоположные по смыслу. Понятие «антонимы» не используется, антонимы обозначаются через словосочетание «слова противоположные по смыслу».

Воспитатель проводит тренировку умения подбирать антонимы.

Занятие 27. Слова-омонимы.

Цель: формирование представлений об омонимах.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную деятельность, направленную на наблюдение за словами. Дети рассматривают картинки, называют их, делают вывод о том, что слова звучат одинаково, а смысл имеют разный. Понятие «омонимы» не используется, синонимы обозначаются через словосочетание «слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по смыслу».

Воспитатель проводит тренировку определять слова омонимы.

Занятие 28. Слова-паронимы.

Цель: формирование представлений о паронимах.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную деятельность, направленную на наблюдение за словами. Дети рассматривают картинки, читают к ним названия, анализируют буквенный состав слова, делают вывод о различии в написании слов одной буквы. Понятие «паронимы» не используется, паронимы обозначаются через словосочетание «слова отличающиеся одной буквой (звуком)».

Выполнение упражнений на образование слов с заменой одной буквы, деление слов на слоги.

Занятие 29. Палиндромы.

Цель: формирование представлений о палиндромах.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную деятельность, направленную на наблюдение за словами. Дети читают слова слева направо и справа налево, делают вывод о том, что некоторые слова (и даже предложения) можно читать с любой стороны. Понятие «палиндром» не используется, паронимы обозначаются через словосочетание «слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево».

Выполнение упражнений на поиск слов, деление слов на слоги.

Раздел VIII. Обобщение

Занятие 30-34. Обобщение

Цель: обобщение представлений о звуках, буквах, слогах.

Оборудование: рабочая тетрадь.

Воспитатель организует познавательную деятельность, направленную на закрепление изученного материала: звуковой и буквенный анализ, деление слов на слоги, узнавание букв, работа с алфавитом.

Также эти занятия могут быть отведены на создание мини-проектов или творческих работ по изученному материалу. Содержание работ может быть изготовление моделей букв, составление словариков с подбором слов на заданные буквы, словариков со словами разной длины (по количеству звуков, слогов), словариков слов-синонимов, слов-антонимов, составление с разных типов кроссвордов и т.д.

Примерные темы проектов, творческих работ:

  1. Наша азбука.
  2. Животные от А до Я.
  3. Мой словарь синонимов.
  4. Мой словарь антонимов.
  5. Слова, в которых живет звук [к] (или другой звук).
  6. Кроссворды.

2.3. Диагностика освоения навыков грамоты

Для определения динамики освоения навыков грамоты ребенком предполагается проведение педагогической диагностики в начале и конце каждого года обучения.

Комплексы диагностических заданий (приложение 3) включаются в себя 3 задания на изучение навыков чтения, письма, звуко-буквенного анализа, в конце обучения проверяется еще и знание последовательности букв в алфавите.

Диагностические задания проводятся педагогом в индивидуальной форме. В случае затруднений у ребенка выполнить задание педагог оказывает ему помощь, чтобы создать ситуацию успеха.

При оценке умений и навыков педагог указывает:  сформированы/несформированы. А также проводит качественный анализ выполнения заданий. Обращается внимание на наличие зеркального письма, побуквенного чтения, пропуски, перестановки букв/звуков при чтении и письме.

Заключение

В предлагаемом пособии раскрыты основные теоретические и методические вопросы обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Содержащиеся в пособии рекомендации по организации обучения грамоте дошкольников являются ориентиром для педагога. Разработка конкретных занятий педагогом будет зависеть также от уровня развития детей и готовности к освоению грамоты.

Педагог должен помнить, что занятия по обучению грамоте со старшими дошкольниками всегда должны быть в увлекательной игровой форме. Они недолжны стать для ребенка неинтересным, скучным занятием.

Список литературы

  1. Валгина, Н.С. Современный русский язык [Текст]: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
  2. Крупенчук, О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников [Текст] / О.И. Крупенчук. – М.: Литера, 2016. – 64с.
  3. Крупенчук, О.И. Учим буквы [Текст] / О.И. Крупенчук. – М.: Литера, 2016. – 64с.
  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник [Текст] / Под ред. В.В. Лопатина. – М: АСТ-Пресс книга, 2016. – 432 с.

Приложение 1

Названия букв русского алфавита[1]

Графическое обозначение букв

Название буквы

А а

а

Б б

бэ

В в

вэ

Г г

гэ

Д д

дэ

Е е

е

Ё ё

ё

Ж ж

же

З з

зэ

И и

и

Й й

и краткое

К к

ка

Л л

эль

М м

эм

Н н

эн

О о

о

П п

пэ

Р р

эр

С с

эс

Т т

тэ

У у

у

Ф ф

эф

Х х

ха

Ц ц

це

Ч ч

че

Ш ш

ша

Щ щ

ща

Ъъ

твердый знак

Ы ы

ы

Ьь

мягкий знак

Э э

э

Ю ю

ю

Я я

я

Приложение 2

Дидактические игры

«Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук.

Инструкция: сейчас мы будем ловить звуки. Если ты услышишь звук [а] (или другой звук), то поймай его в ладоши.

Педагог произносит разные звуки, в том числе и заданный, с небольшими интервалами.

«Повтори»

Цель: развитие умения дифференцировать фонемы.

Инструкция: я произнесу несколько слогов, а ты повтори за мной.

Варианты заданий:

  • слоги с разными гласными и одинаковым согласным звуком: та-то-ту-ты;
  • слоги с разными согласными звуками и одинаковым гласным звуком: ба-па-да-та;
  • слоги с мягкими и твердыми звуками: ба-ба-бя;
  • слоги с оппозиционными звуками по звонкости-глухости: ба-ба-па.

«Назови звук, который был … (первым, вторым …)»

Цель: развитие умения выделять фонему по заданному в слове месту.

Инструкция: я произнесу слово, а ты назови звук, который в слове первый (второй, третий …)»

Приложение 3

Задания для педагогической диагностики

1-й год обучения

Комплекс заданий для диагностики на начало года

Задание 1.

Цель: изучить сформированность навыка письма печатных букв, наличие зеркального письма.

Оборудование: листок нелинованной бумаги формата А5, простой карандаш (ТМ).

Инструкция: на листе бумаги напиши буквы, какие знаешь.

Комментарий: если ребенок затрудняется написать, то педагог пишет сам несколько букв (Л, А, Я, К, У) и просит их скопировать.

Задание 2.

Цель: изучить умение выделять первый звук в слове.

Инструкция: я буду называть слова, а ты скажи с какого звука они начинаются.

Слова: Анна, утка, осы, Ира.

Задание 3.

Цель: выявить умение называть буквы и читать слоги.

Оборудование: алфавит, карточки со слогами (НА, МО, ТУ).

Инструкция: 1) посмотри на плакат – на нем написаны буквы. Назови, какие знаешь; 2) прочитай слоги.

Комментарий: если ребенок затрудняется называть буквы или читать слоги педагог делает это сам, а ребенок повторяет. Но выполнение задания не засчитывается.

Комплекс заданий для диагностики на конец года

Задание 1.

Цель: изучить умение выделять звуки в слове, определять их количество, определять первый и последний звуки.

Инструкция: я назову слово – а ты скажи, сколько в нем звуков, какой звук первый, а какой последний.

Слово: бусы.

Комментарий: каждое задание в инструкции дается после того, как ребенок выполнил предыдущее: назвал количество звуков, первый звук, последний звук.

Задание 2.

Цель: изучить сформированность навыка письма печатных букв, наличие зеркального письма.

Оборудование: листок нелинованной бумаги формата А5, простой карандаш (ТМ).

Инструкция: на листе бумаги напиши слово «бусы». Сколько понадобилось букв, чтобы его записать.

Комментарий: если ребенок затрудняется написать, то педагог пишет сам и просит их скопировать. Но выполнение задания не засчитывается.

Задание 3.

Цель: изучить сформированность умения читать слоги и слова с разными типами слогов, понимать прочитанное.

Оборудование: карточки со слогами (РА, ТО, ЛИ, НЭ, ПЫ, МЯ, ВЕ) и словами (КОТЫ, УСЫ, МОРОЗ, МАСКА, ГУСЕНИЦА, МАРКЕР).

Инструкция: прочитай слоги и слова. Объясни, какие слова ты прочитал.

Комментарий: объяснения прочитанных слов направленного на выявление осознанности чтения.

2-й год обучения

Комплекс заданий для диагностики на начало года

Задание 1.

Цель: изучить умение выделять звуки в слове, определять их количество, определять первый и последний звуки.

Инструкция: я назову слово – а ты скажи, сколько в нем звуков, какой звук первый, а какой последний.

Слово: нора.

Комментарий: каждое задание в инструкции дается после того, как ребенок выполнил предыдущее: назвал количество звуков, первый звук, последний звук.

Задание 2.

Цель: изучить сформированность навыка письма печатных букв, наличие зеркального письма.

Оборудование: листок нелинованной бумаги формата А5, простой карандаш (ТМ).

Инструкция: на листе бумаги напиши слово «нора». Сколько понадобилось букв, чтобы его записать.

Комментарий: если ребенок затрудняется написать, то педагог пишет сам и просит их скопировать. Но выполнение задания не засчитывается.

Задание 3.

Цель: изучить сформированность умения читать слоги и слова с разными типами слогов, понимать прочитанное.

Оборудование: карточки со слогами (ТА, БО, ФУ, ВЫ, КЭ, ЗИ, ЛЮ, РЯ) и словами (НОТЫ, УТКА, БАТОН, СКАЗКА, КОРОЛЕВА, ТРАКТОР).

Инструкция: прочитай слоги и слова. Объясни, какие слова ты прочитал.

Комментарий: объяснения прочитанных слов направленного на выявление осознанности чтения.

Комплекс заданий для диагностики на конец года

Задание 1.

Цель: изучить сформированность навыка фонематического анализа.

Инструкция: составь схему к словам.

Оборудование: листок нелинованной бумаги формата А5, простой карандаш (ТМ), цветные карандаши.

Слова: гора, гиря.

Комментарий: педагог сам произносит слова или показывает карточку и просит ребенка назвать, что на ней изображено.  

Задание 2.

Цель: выявить сформированность знания названий букв и их последовательности в алфавите.

Инструкция: назови все буквы алфавита по порядку.

Задание 3.

Цель: изучить сформированность навыка письма печатных букв, наличие зеркального письма.

Оборудование: листок нелинованной бумаги формата А5, простой карандаш (ТМ).

Инструкция: на листе бумаги напиши слова «нос», «вата», «крот». Сколько понадобилось букв, чтобы записать каждое.

Комментарий: если ребенок затрудняется написать, то педагог пишет сам и просит их скопировать. Но выполнение задания не засчитывается.

Задание 4.

Цель: изучить сформированность умения читать слоги и слова с разными типами слогов, понимать прочитанное.

Оборудование: карточки с предложениями (У Толи сани. Мама варит борщ. Бабушка вяжет носки).

Инструкция: прочитай предложение. Ответь на вопрос: Что у Толи? Прочитай предложение. Ответь на вопрос: Что делает мама? Прочитай предложение. Ответь на вопрос: Что делает бабушка?  

Комментарий: при ответах важно получить полный ответ.

Для заметок

Для заметок

Для заметок

 


[1] Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник [Текст] / Под ред. В.В. Лопатина. – М: АСТ-Пресс книга, 2016. – 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...