Знакомство с буквой Ю
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Пасюга Ирина Анатольевна

Познакомить детей с гласной буквой Ю. Учить находить ее в словах,закрепить, что она гласная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yu._docx.docx95.14 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВА: «Ю».

Цель: обобщение знаний о букве «Ю», знакомство с особенностями ее звуков: буква «ю» обозначает звук [у], в начале слова она обозначает два звука [й],[у]

Обучающие задачи:

- закрепление навыка проведения звукобуквенного анализа слова (соотнесение звука с буквой);

- активизация словаря детей, работа над пониманием смысла слова;

Развивающие задачи:

- развитие познавательной активности;

- развитие произвольности, понятийного мышления;

- формирование контрольно-оценочных умений;

- Развивать грамматический строй речи (умение составлять предложения с заданными словами).

- Развивать фонематические процессы.

- Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

- развитие познавательной мотивации;

- воспитание любознательности, умения слушать друг друга, высказывать свои мысли.

Оборудование: конверт с письмом, предметная картинка мальчика юнги, графическое изображение букв Ю, А, Р, мяч, схемы для звукового анализа, схемы предложения, таблица с именами, карандаши, кассы.

  1. Организационный момент: Сегодня у нас, ребята, необычное занятие. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
  •  Назовите, какое сейчас время года?
  •   Какой сейчас месяц?
  • Какой сегодня день недели?
  • Если сегодня четверг, какой вчера был день недели?
  •  Если сегодня четверг, какой завтра будет день недели?

- Молодцы, ребята.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие.

Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Давайте напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»). К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Блины и варенье будем пить с чаем из чашки (упражнение «Чашечка»). Перед выходом в море давайте проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели» ). Качка нам не страшна!

  1. Работа над темой занятия.

          Ребята! К нам в группу сегодня  пришло письмо (показываю письмо). От кого это письмо, я не знаю. Но я знаю, кому оно адресовано. Кто сможет прочитать, кому оно адресовано?(веселым дошколятам). Кто же его прислал, как вы думаете?

Посмотрите, вместе с конвертом есть какая-то фотография. (показываю), здесь есть ещё какие-то буквы. Наверное, они нам помогут. Помогите их сложить в слово, и вы узнаете, кто написал вам письмо. Что же написано на конверте? (Юра).  

Давайте откроем конверт и узнаем, что же пишет нам     Юра?

Дорогие ребята! Веселые дошколята! Я ещё учусь в школе и узнал, что вы осенью пойдете в первый класс. Я приготовил для вас задания и хочу посмотреть, готовы ли вы их выполнить. Желаю вам успехов и удачи.

Когда Юра немного подрастет, он будет плавать на корабле и обучаться морскому делу. Как Юру будут называть? - ЮНГА

- Ребята, как вы думаете, справимся мы с заданиями, которые нам приготовил ЮРА?

–Да.

Ход занятия:

Итак, первое задание, которое приготовил нам Юра, называется «Любимая буква»

–Отгадайте любимую букву  юнги Юры.

–Это буква «Ю».       – Почему вы так думаете?

–Сегодня мы будем играть с  буквой «Ю».

- из скольких элементов состоит буква Ю,

                                                - из каких элементов состоит буква Ю.

В каких буквах есть такие же элементы, как у буквы Ю?

(Каждый ребенок называет по одной букве)

Мы уже знаем, что буква  Ю  не простая.

–Почему она не простая?

-Буква «Ю» гласная. –В ней живут два звука «Й», «У»

–Буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме:

 Теперь поиграем с вами  в игру, которая называется « Скажи наоборот» (дети встают).

игра «Наоборот» (с мячом):

        Лу-лу-лу – лю-лю-лю        ру-ру-ру – рю-рю-рю

су-су-су – сю-сю-сю                        Бу-бу-бу – бю-бю-бю

           зу-зу-зу – зю-зю-зю             ту-ту-ту – тю-тю-тю

ву-ву-ву – вю-вю-вю                      ду-ду-ду – дю-дю-дю

           

Как вы думаете справились мы с этим заданием?

Ну, тогда приступаем к следующему заданию. Для этого нам нужно присесть за наши шлюпки и причалить к острову, который называется «Сосчитай-ка»

–   Ребята, скажите, что изображено у вас на листочках. – Буквы. Правильно.

(Из всех букв выберите только буквы Ю и обведите их в кружок). Посчитайте, сколько букв Ю у вас получилось. (спросить у 2-3 детей)

http://fs00.infourok.ru/images/doc/234/102724/30/hello_html_14349cd4.jpg

- Ребята, у всех получилось 10 букв Ю. ПРАВИЛЬНО. МОЛОДЦЫ!

Произнесите имя мальчика ЮРА, сколько звуков вы произнесли?

«Й», «У», «Р», «А».4

- Какой первый звук?   - Какой последний звук?

- Назовите гласные звуки. – Назовите согласные звуки, согласный мягкий и твердый звук.

-Давайте выложим схему-слияние слова «Юра». (Дети выкладывают).

-Давайте выложим имя мальчика из букв, под схемой звуков.

- Сколько букв в имени ЮРА? (3 буквы).

- Где стоит буква «Ю»?

- Чего больше букв или звуков?

- Почему?

- Потому что в букве «Ю» «живут» сразу два звука «Й» и «У».

-Задание третье и остров, к которому мы причалим называется «Друзья»

- Ребята, у  юнги Юры на этом острове живут  любимые друзья.

-Чтобы узнать, как их зовут, поставьте вместо точки букву «Ю». (Юля, Андрюша, Ванюша, Катюша). Дети читают имена друзей.

-Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. -Давайте поиграем. Изменим слова.

Например, Друзья читают –  а я читаю.

Плавают, Рисуют, Прыгают, Играют, Поют, Бегают, Кушают. Прыгают

У Юры и его друзей есть любимое лакомство. Название лакомства вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово, спрятанное среди чисел.  (дети называют слово на ушко, после этого выходят к доске и выкладывают слово по одной букве)

И  2  8    З   6

9  Ю  5   4  М

- Молодцы, справились и с этим заданием.

-Задание четвёртое, и остров, к которому мы причалим называется « Составляй-ка».

- Составьте предложение со словом «Юра». (Юра учится).

- А я составила такое предложение: «Юра учится в школе».

Дети составляют предложения, считают слова в предложении.

-Кто-то из детей у доски выкладывает  схему своего предложения, остальные дети за партами?

- Сколько слов в предложении?

-Какое первое слово в предложении?

- Какое последнее слово в предложении?

- Какое здесь маленькое слово?

-Задание пятое. Остров называется «Прятки». Юнга Юра приготовил вам последнее и самое сложное задание.

- Ребята, а вы знаете, что у Юры папа  КТО? Давайте вместе прочитаем. Кто такой парашютист. Посмотрите какое это длинное слово, посчитайте сколько букв в этом слово.

Слово очень длинное и в нем спрятались много коротких слов.

Ребята, какие слова спрятались в слове ПАРАШЮТИСТ? (значение слова)

Пар, тир, старт, Саша, Паша, пир, тара, артист, шар, Юра, пара и др.

- Молодцы, ребята, справились и с этим сложным заданием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- С какой буквой мы познакомились на этой неделе?

- Какие задания мы сегодня с вами выполняли…..

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра. - Молодцы!

Юра желает вам, чтобы вы в школе учились хорошо и получали одни пятёрки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой Б с помощью занимательных упражнений.

Лексическая тема: Электроприборы. Звук и буква Б б ....

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Знакомство с буквой или этапы формирования образа буквы

В статье говорится об этапах изучения буквы с точки зрения аналитико-синтетического метода....

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...