Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: « Звук [Ц] и буква Ц»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Спицына Галина Юрьевна

Цели   и   задачи:

Образовательные

- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.

- ознакомление со звуками  [Ц] и буквой Ц.

- выделение  заданного  согласного звука в начале, в середине слов, из потока слов, из текстов произведений  К. И. Чуковского

- звуковой анализ,  схема  слова  Птица.

Развивающие

- формирование фонематических процессов

- формирование самоконтроля за речью, речевой активности, интонации

Воспитательные

-воспитывать  дружелюбное отношение друг  к другу, умение слушать других

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

 дошкольное отделение- детский сад  № 62

Конспект занятия

по обучению грамоте в подготовительной к школе группе:

« Звук [Ц] и буква Ц»

                                         

Подготовила

воспитатель:

 Спицына Г.Ю.

                                                 г. Голицыно

07.04.2022 г

Цели   и   задачи:

Образовательные

- закрепление  понятий  «гласный -  согласный  звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.

- ознакомление со звуками  [Ц] и буквой Ц.

- выделение  заданного  согласного звука в начале, в середине слов, из потока слов, из текстов произведений  К. И. Чуковского

- звуковой анализ,  схема  слова  Птица.

Развивающие

- формирование фонематических процессов

- формирование самоконтроля за речью, речевой активности, интонации

Воспитательные

-воспитывать  дружелюбное отношение друг  к другу, умение слушать других

 Оборудование:

Буква Ц, наборы для звукового анализа слов ; картинки: цапля, курица, цыпленок, комарик,птица, крокодил, Мойдодыр, Айболит, лисица, ;  серия сюжетных картинок к сказкам К.И. Чуковского.

Предварительная работа: Чтение сказок К.И. Чуковского

Ход  занятия.

I Организационный  момент.

.

Воспитатель: - Ребята, наша речь состоит из предложений. А предложения ?

Дети: - Предложения состоят из слов.

Воспитатель: - Молодцы! А из чего состоят слова?

Дети: - Слова состоят из звуков!

Воспитатель: - Какие бывают звуки?

Дети: - Гласные и согласные.

Воспитатель: - Какие бывают согласные?

Дети: - Звонкие, глухие, твердые и мягкие.

Воспитатель: - А какие звуки поются?

Дети: - Гласные.

Воспитатель: - Молодцы!

II. Основная часть.

 Воспитатель: - Ребята, недавно вы изучали стихи и сказки замечательного детского писателя и поэта К.И. Чуковского. И сегодня мы с вами снова окажемся в удивительном мире его сказок. К.И. Чуковский любил животных, поэтому в его сказках много зверей, птиц, насекомых.

А теперь послушайте загадку:

Я назойливая очень, но в стишке, так, между прочим.

Расскажу вам без прикрас: жизнь мою комарик спас.

Дети: - Муха Цокотуха.

Воспитатель: - Правильно, молодцы

На доске картинка с изображением Мухи-Цокотухи.

Воспитатель.: - а сейчас вы внимательно прослушаете отрывки из сказок Чуковского и постарайтесь отгадать названия этих сказок (иллюстрации  к этим отрывкам).

  • Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно. («Краденое солнце»)

  • Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята хрюкать» («Путаница»);
  • Муха, Муха-Цокотуха Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар… («Муха-Цокотуха») .

Воспитатель: - Еще раз проговорим название этих сказок: «Краденое солнце», «Путаница», «Муха-Цокотуха». Какой один и тот же звук повторяется в этих словах –названиях.

Дети:  - Звук [Ц].

Характеристика звука [Ц].

Вспитатель: - Как мы произносим звук [Ц]: губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Какой это звук? (Согласный, глухой, всегда твердый) Мягкой пары у него нет.

- Значит какого цвета будет звуковой символ этого звука? (Синий) .

Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ и синтез. 

Воспитатель: - К. И. Чуковский назвал  Муху Цокотухой, потому что она была болтушкой и постоянно «цокола»:

ца-цо-цу        ац-оц-уц

цы-ца-цо        иц-оц-ац

 (Дети проговаривают слоги за воситателем).

Воспитатель: - Сколько звуков вы слышите в каждом слоге (два звука)

Какие звуки в этих слогах подружились со звуком [Ц]. (гласные).

На доске картинки:  курица, комарик, бабочка, Айболит, цыпленок, крокодил, цапля, Мойдодыр, воробей.

Воптатель: - Назовите картинки, в названии которых есть звук [Ц]. И определите место звука [Ц] в слове

 

Физминутка «Нам поможет Айболит».

- Мы веселые ребятки – (шагают на месте);

- Дружно делаем зарядку

Вправо раз, влево раз (руки на пояс, поворот в сторону)

Улыбнемся все сейчас

На носочки дружно встанем (движение по тексту)

Руки к солнышку потянем

Загляни нам солнышко (машут руками к себе)

И погрей нам горлышко

Ну а если заболели

Нам поможет Айболит

Витаминки нам пропишет

И микстурой угостит

Воспитатель: - послушайте отрывок из сказки «Доктор Айболит» и найдите персонаж в названии которого есть звук [Ц].

  • - Но вот поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

Дети: - Это слово «Птица»

Воспитатль: - Составьте звуковую схему этого слова (дети выкладывают схему слова на звуковых полосках, затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова)

Воспитатель: - На что похожа буква Ц? (Ответы детей).

Эта буковка-цеплялка

С хитрой цепкой лапкой

Подходи кому не жалко

Мигом оцарапаю

Закрепление.

Игра с мячом « Скажи ласково».( на ковре)

Дело – дельце

Платье-платьице

Блюдо-блюдце

Мыло-мыльце

Зеркало-зеркальце

Варенье-вареньице

Печенье-печеньице

Письмо-письмецо

Масло-маслице

           Рефлексия.

Воспитатель: - С каким звуком вы сегодня познакомились?  Какой это звук? Вспомните слова из сказок Чуковского, в которых есть этот звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе. Звуки В, В\'. Буква В....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква ч»

Обучение грамоте в подготовительной группе, знакомство с со звуком ч и буквой ч...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»

Ознакомление с буквой Лл и звуками [л], [л’]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; с...