НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольшевская Наталья Анатольевна
НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И»
Цели:
коррекционно- образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука «И»;
- формировать навыки словоизменения;
коррекционно- развивающие:
- работать над развитием фонематических процессов;
- учить детей выделять звук «И» из ряда гласных, состава слогов, начала
слов;
- знакомство с буквой «И», писать её в тетради;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе;
- развивать наблюдательность.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук, кассы,
предметные картинки со звуком «И» (в начале, середине
и в конце слова, картинки деревья.
Ход: I. Организационный момент.
Вспомнить слова и назвать слова со звуками «А» – «У».
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Листья осенние / Дети кружатся,
тихо кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами / Движения руками вправо,
шуршат, шелестят. / влево.
Будто опять / Поднимаются,
закружиться хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
На берёзе, на осине / Поочерёдно сильно сжать пальцы
Догорели листья… на правой, левой руках.
Дунул ветер, и рябина / Разжать пальцы и положить на
Уронила кисти… колени.
Дождик моет жёлтый луг / Поглаживание кисти правой, а
Ржавый и шершавый затем левой руки.
И земля вздыхает: / Спокойно положить руки
- Уф. Отдохну, пожалуй… на колени.
4. Массаж лица:
- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от средней линии подбородка к ушным
раковинам;
- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
- поглаживание носа от кончика к переносице;
- поглаживание от уголков губ к ушам;
- «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц.
- Улыбнулись.
- Огорчились.
- Удивились.
- Рассердились.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
- для губ: «Бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,
беззвучная артикуляция звуков А, У;
- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя –дя – дя,
расслабление – тя –тя –тя).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед читает стих-е дети заканчивают его
Знает наша детвора, прятки лучшая – ИГРА
Всех ребят хотим собрать в прятки будем мы – ИГРАТЬ
Наш щенок такой шалун, забияка и – ИГРУН
Мой котёнок шаловливый, очень ласковый – ИГРИВЫЙ
У малышки погремушка, очень шумная – ИГРУШКА
Логопед: Все эти слова похожи друг на друга их целая семья и все они
начинаются со звука? («И»).
2. Акустико - артикуляционный образ звука
- Показ символа (девочка). К нам пришёл в гости звук «И».
Чтобы произнести звук «И» нужно растянуть губы в улыбке, значит
звук «И», какой?
Характеристика звук «И» (с опорой на схему).
Звук «И» гласный – воздух выходит свободно через рот, не встречая
преграды, поётся, обозначается квадратом красного цвета.
а). длительное повторение звука «И»
- логопедом;
- детьми (хором, инд – но;
- тихим и громким голосом.
IV. Развитие фонематического слуха.
Дать сигнал – Флажком если услышите звук «И».
Из слогов: И, А, И, У, И, А, У, И.
Из слогов: УА, ИА, АУ, ИУ.
Из слов: Игорь, кукла, игра, утка, иголка, индеец.
Назвать картинки со звуком «И».
Придумать новые слова.
V. Физкультминутка
VI. Соотношение звука с буквой.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
А какая буква? – «И».
Отыскивание буквы «И» и кассе. (в каком ряду, на каком месте)
VII. Работа в кассах: анализ звукосочетаний
ИА, АУИ, УИА. Сколько звуков сказала?
Какой звук первый? - второй? - третий?
Затем выкладываем и читаем.
Отличие звука от буквы.
Пишем букву в тетради букву «И».
VIII. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.
Логопед называет одно дерево, а дети должны назвать много деревьев
(с опорой на картинки). И наоборот.
Дуб – дубы Сосна – сосны
Ель – ели Берёза – берёзы
Клён – клёны Осина – осина
Рябина – рябины Липы – липы
Ива – ивы Тополь – тополя
Ясень – ясени
Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья?
(Сосна, ель.) Почему? - Дуб, клён, берёза, осина, рябина, тополь, липа,
ива, ясень – желтеют и роняют листья – это лиственные деревья.
А сосна и ель всегда зелёные - это хвойные деревья.
IX. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._obuchenie_gramote._zvuk_i_bukva_i.docx10.85 КБ

Предварительный просмотр:

НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И»

Цели:

коррекционно- образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука «И»;

- формировать навыки словоизменения;

коррекционно- развивающие:

- работать над развитием фонематических процессов;

- учить детей выделять звук «И» из ряда гласных, состава слогов, начала

слов;

- знакомство с буквой «И», писать её в тетради;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе;

- развивать наблюдательность.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук, кассы,

предметные картинки со звуком «И» (в начале, середине

и в конце слова, картинки деревья.

Ход: I. Организационный момент.

Вспомнить слова и назвать слова со звуками «А» – «У».

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1. Общее расслабление.

Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами: топ- топ-топ.

Машем мы руками, киваем головой.

2. Развитие общей моторики.

Листья осенние / Дети кружатся,

тихо кружатся, / руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся, / Приседают.

И под ногами / Движения руками вправо,

шуршат, шелестят. / влево.

Будто опять / Поднимаются,

закружиться хотят. / кружатся.

3. Развитие мелкой моторики.

На берёзе, на осине / Поочерёдно сильно сжать пальцы

Догорели листья… на правой, левой руках.

Дунул ветер, и рябина / Разжать пальцы и положить на

Уронила кисти… колени.

Дождик моет жёлтый луг / Поглаживание кисти правой, а

Ржавый и шершавый затем левой руки.

И земля вздыхает: / Спокойно положить руки

- Уф. Отдохну, пожалуй… на колени.

4. Массаж лица:

- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

- поглаживание от средней линии подбородка к ушным

раковинам;

- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

- поглаживание носа от кончика к переносице;

- поглаживание от уголков губ к ушам;

- «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5. Развитие мимических мышц.

- Улыбнулись.

- Огорчились.

- Удивились.

- Рассердились.

6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

- для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;

- для губ: «Бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,

беззвучная артикуляция звуков А, У;

- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя –дя – дя,

расслабление – тя –тя –тя).

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед читает стих-е дети заканчивают его

Знает наша детвора, прятки лучшая – ИГРА

Всех ребят хотим собрать в прятки будем мы – ИГРАТЬ

Наш щенок такой шалун, забияка и – ИГРУН

Мой котёнок шаловливый, очень ласковый – ИГРИВЫЙ

У малышки погремушка, очень шумная – ИГРУШКА

Логопед: Все эти слова похожи друг на друга их целая семья и все они

начинаются со звука? («И»).

2. Акустико - артикуляционный образ звука

- Показ символа (девочка). К нам пришёл в гости звук «И».

Чтобы произнести звук «И» нужно растянуть губы в улыбке, значит

звук «И», какой?

Характеристика звук «И» (с опорой на схему).

Звук «И» гласный – воздух выходит свободно через рот, не встречая

преграды, поётся, обозначается квадратом красного цвета.

а). длительное повторение звука «И»

- логопедом;

- детьми (хором, инд – но;

- тихим и громким голосом.

IV. Развитие фонематического слуха.

Дать сигнал – Флажком если услышите звук «И».

Из слогов: И, А, И, У, И, А, У, И.

Из слогов: УА, ИА, АУ, ИУ.

Из слов: Игорь, кукла, игра, утка, иголка, индеец.

Назвать картинки со звуком «И».

Придумать новые слова.

V. Физкультминутка

VI. Соотношение звука с буквой.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

А какая буква? – «И».

Отыскивание буквы «И» и кассе. (в каком ряду, на каком месте)

VII. Работа в кассах: анализ звукосочетаний

ИА, АУИ, УИА. Сколько звуков сказала?

Какой звук первый? - второй? - третий?

Затем выкладываем и читаем.

Отличие звука от буквы.

Пишем букву в тетради букву «И».

VIII. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.

Логопед называет одно дерево, а дети должны назвать много деревьев

(с опорой на картинки). И наоборот.

Дуб – дубы Сосна – сосны

Ель – ели Берёза – берёзы

Клён – клёны Осина – осина

Рябина – рябины Липы – липы

Ива – ивы Тополь – тополя

Ясень – ясени

Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья?

(Сосна, ель.) Почему? - Дуб, клён, берёза, осина, рябина, тополь, липа,

ива, ясень – желтеют и роняют листья – это лиственные деревья.

А сосна и ель всегда зелёные - это хвойные деревья.

IX. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...

Обучение грамоте. Звук и буква......

Обучение грамоте. Звук и буква А

буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...