Подготовка руки к письму Тема: Буквы “Т”, “Д”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактические игры и упражнения: Игра “Найди нужный транспорт”, “Угадай букву”, “Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”, “Допиши букву”,“Продолжи ряд”, “Составь буквы из камешек, цепочки, фасоли”, “Найди и расскрась”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t_d_pismo.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму

Тема: Буквы “Т”, “Д”.

Цель: Познакомить с буквами  “Т”, “Д”.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Повторение пройденного материала;
  • Закреплять артикуляцию и характеристику звуков [т], [д];
  • Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах;
  • Учить видеть и запоминать графическое изображение буквы;
  • Продолжать учить печатать буквы, проводить графический анализ данных букв, дописывать заданные буквы,
  • Закреплять навыки посадки детей за столом.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Развивать зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, самостояельность, инициативность, умение сосредоточиться.

Дидактические игры и упражнения: Игра “Найди нужный транспорт”, “Угадай букву”, “Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”, “Допиши букву”,“Продолжи ряд”, “Составь буквы из камешек, цепочки, фасоли”, “Найди и расскрась”.

Оборудование: Звуковой домик, колокольчики, предметные картинки транспорта, сухой бассейн с буквами, камешки, цепочки, фасоль, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Мы ребята дружные. А еще какие?

-Мы большие, послушные, добрые.

-Давайте поделимся добром друг с другом!

-Я отдаю свою частичку добра тебе, Катя! (Катя передает следующему, дети "делятся")

-Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

II.  Повторение и сообщение темы.
-С какими двумя звуками мы с вами познакомились на прошлом занятии?

Правильно, мы с вами говорили о звуках [т], [д].

Назовите мне слова в которых встречаются эти звуки.

  1. Характеристика звуков

Давайте вспомним и проговорим, какие это звуки?

Дети по очереди у “звукового домика” проводят сравнительную характеристику звуков.

[д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком; (звенят колокольчиком)

У него есть младший братик звук [д'].

[д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком; (звенят колокольчиком)

[т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;

И у этого звука есть младший брат [т'].

[т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. 

Молодцы. Справились.

-А сегодня мы с вами познакомимся с буквами “Т” и “Д”.

Скажите, пожалуйста, чем буквы отличаются от звуков?

-Правильно! Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

III. Изучение новой темы.

1.Знакомство с буквой «Т».

Показать образ буквы. (нарисовать на доске)

-На что похожа буква Т? (дети отвечают)

Чтение стишков “На что похожа буква “Т”.

Молоток стучит: Тук-тук!

Букве Т я старый друг.

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.

Т — антенна —
Выше крыши —
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.

На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже. 

Показ картинок. (Приложение 1)

1.1 Графический анализ букв Т, т.
– Сколько элементов у буквы Т? Какие это элементы? (У буквы Т два элемента. Один элемент горизонтальный, второй – вертикальный.)

У большой буквы “Т” один элемент длинный один короткий, а у маленькой  “т” – элементы одинаковой длины.

Игра “Найди нужный транспорт”.

Поехать в гости к букве «Т» можно на любом транспорте.

Педагог читает стихотворения, дети ищут картинки с этим видом транспорта.

Встал под буквой «Т» трамвай

Хочешь ехать, не зевай.

 

«Т» зовет тебя в такси

Ты шофера попроси-

В миг тебя доставит он

Точно в заданный район.


А под этой буквой «Т»

Подожди троллейбус ты.


А для трактора стоянка

Не обозначается,

Хотя трактор с буквы «Т»

Тоже начинается.

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!

-Молодцы.

  1. Знакомство с буквой «Д».

Показать образ буквы. (нарисовать на доске)

- А На что похожа буква “Д”? (ответы детей).

На крышу дома.

Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная.
- Дайте чемоданчик, детки!
—    Где же он? — На табуретке.

Показ картинок. (Приложение 2)

Пропишем букву в воздухе.

2.2 Графический анализ букв Д, д.

Сколько элементов у буквы Д? Какие это элементы? (У буквы Д  шесть элементов. Два элемента горизонтальные и 4  – вертикальные.)

Рисование буквы в воздухе.

3.Упражнение “Угадай букву”.

- Подойдите к столу с песком. Я спрятала в песке буквы, которые мы уже знаем. По одному ищете букву закрытыми глазами и определяете на ощупь, что это за буква.

  1. Физкультминутка.Развитие мелкой моторики.

"В гости"

В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.

 5.Работа в тетрадях.

“Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”

Обводка и украшение точками буквы «Т», штриховкой буквы «Д».

- Дети, давайте подарим буквам их портрет (дети обводят буквы в тетрадях). Буква  «Т»  нарядилась в яркий наряд (показ картинки). Очень красиво смотрится ее белое платьев горошек в ваших тетрадях.

-Дети, заштрихуйте букву «Д»,(дети заштриховывают букву «Д» различными видами штриховки и цветами). Очень нарядный полосатый костюм получился у буквы “Д”.

  1. Упражнение “Допиши букву”. “Продолжи ряд”( Приложение 3)

- Добавьте недостающие элементы в буквах.

Продолжите самостоятельно ряд букв.

  1. “Составь буквы из камешек, цепочки, фасоли”

8.Фикультминутка.

Дождь.

Приплыли тучи дождевые:

Дождинки пляшут, как живые:( Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз,

свободно потряхивают кистями рук

Продолжая встряхивания, поворачивают ладони

вверх

Опускают ладони вниз, чуть нагибаясь к полу

Поднимают руки вверх, прыгают

Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

  1. Упражнение “Найди и раскрась” (Приложение 4)

1)Возьмите цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Д. 

2)Возьмите любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буква Т. 

III.Итог занятия:

- Вы ребята молодцы. Отлично сегодня провели время, а самое главное с пользой, с какими буквами мы познакомились на занятии? На, что похожи эти буквы? Чем буквы отличаются от звуков?

Приложение 1.

Приложение 2.

“Допиши букву”. “Продолжи ряд”(Приложение 3)

Т Т I Т

“Найди и раскрась” (Приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "

Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, уме...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...