Занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Помоги Незнайке»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Черновская Анна Владимировна

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: Закрепление у детей умения  проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Задачи:

Обучающая задача: Закреплять у детей умение  проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

 Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: проектор, ноутбук, цветные карандаши, рабочие тетради.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx109.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Помоги Незнайке»

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: Закрепление у детей умения  проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Задачи:

Обучающая задача: Закреплять у детей умение  проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

 Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: проектор, ноутбук, цветные карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия:

Воспитатель: Показывает QR-код (кьюар код) Ребята, что это такое? Что мы можем с помощью него посмотреть? (ответы детей) Сегодня я предлагаю в группе найти QR-код (дети ищут, находят, сканируют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это какое то послание для нас, зачитывает вслух.

Послание от Незнайки (Дорогие ребята, в Цветочном городе появилась школа и я решил, пойти учиться в первый класс, нам дали так много заданий, мне они кажутся такими сложными, но я знаю, что вы очень умные ребята и лучше меня подготовились к школе, и я прошу у Вас помощи. Я высылаю Вам некоторые задания и надеюсь, что вы поможете мне их сделать. С уважением, Ваш Незнайка)

Ну что ребята, поможем Незнайке с заданиями? (ответы детей)

Игра «Придумай и скажи» (с мячом)

Дети стоят в кругу, педагог из центра бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет слог (часть слова), например , ма-. Возвращая мяч, играющий называет все слова : ма-ма, ма-шина, ма-лина и. т.д.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку, побеждает тот, кто набрал большее количество фишек.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно ставили ударение т.е. выделяли голосом ударный слог в произносимом слове.

Воспитатель: Ребята, Вы такие молодцы, все хорошо справились.

Проходите за столы и открывайте тетради

  • Какие вы знаете звуки речи? (гласные и согласные)
  • Чем отличается гласные и согласные звуки? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту)
  • Как определить количество слогов в слове? (По количеству гласных в слове)
  • Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука)
  • Как определить ударный слог? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный)

Звуковой анализ слова «игла»

Сколько слогов в этом слове? Давайте посчитаем

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

И-и-игла - первый звук [и]. Когда мы его произносим, ничего не

мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это

гласный звук, и мы обозначаем его красной фишкой.

Дети последовательно выделяют второй, третий и четвертый звуки

в слове.

Иг-г-гла - второй звук [г]. Произнести этот звук «мешает» язычок.

Это согласный звук. Произносится он твердо, обозначаем его синей

фишкой.

Игл-л-ла — третий звук [л]. Это согласный звук, произносить его

«мешает» язычок. Этот звук обозначаем синей фишкой.

Игла-а-а - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Проходите на палас.

Деление слов на слоги «Невероятный куб»

Дети встают в круг. Ребята, посмотрите, что это за фигура? (куб) Но это не простой куб, а волшебный. Посмотрите, на каждой грани есть цифра. Вы  по очереди будете кидать куб и вам будет выпадать цифра. Каждая цифра скрывает в себе слово. Когда я назову вам слово, вы должны посчитать, сколько слогов в этом слове.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились и смогли помочь Незнайке. А теперь подойдите к столу. Посмотрите у меня есть вот такое дерево, но чего на нем не хватает? (листьев) Я предлагаю вам наклеить сюда листочки. Если на занятии вам всё было легко, то берите себе зеленый листок, если вам что-то было сложно, то красный. Дети наклеивают листочки.



https://master-lok.ru/wp-content/uploads/image16.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.

Цель:  развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками  [Г]  и [Г\']....

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio

Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»

Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш....

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"

Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....