НОД. по обучению грамоте
материал по обучению грамоте

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

НОД. по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._po_obucheniyu_gramote.docx72.87 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие № 1

Тема: «Звуки»

Цель:Дать представления о звуках различного происхождения.

Задачи:

Обучающая задача:Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа.

Развивающая задача:Развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,музыкальные детские инструменты: маракасы, треугольник, металлофон, бубен, барабан, дудочка, фонограмма звуков природы и отрывок музыкального произведения, письмо Пиши-Читая, музыкальный центр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай». Мы познакомимся с жителями этой страны. А жители этой страны раскроют нам свои секреты.  Научат нас отличать звуки и буквы, слова и предложения. Помогут стать нам грамотными людьми, готовых отправиться в другое, увлекательное путешествие по стране «Знаний».

А встречает нас в стране «Пиши-Читай» ее хранитель мудрейший,из мудрейших сам Пиши-Читай

Он прислал нам письмо

Письмо Пиши-Читая

«Дорогие ребята! Я рад приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране. Надеюсь, вы будите внимательными, любознательными, добрыми, отзывчивыми детьми. Получите знания, которые помогут вам хорошо и отлично учиться в школе. Удачи вам. Ваш друг Пиши-Читай.»

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, досчитайте до 10, мы отправляемся в путь. (звучит фонограмма звуков природы). Вот мы с вами и оказались в стране «Пиши-Читай».( на доске карта страны).

Воспитатель шёпотом:Послушайте, ребятакак тихо, ни звука. А как вы думаете, что можно услышать на улице в обычном городе или поселке?(ответы детей - разговор, щебет птиц, самолёт, лай собаки, мяуканье кошки, шум машин).

Мы оказались с вами в городе волшебной страны, который называется «Звукоград». Как вы думаете, кто в этом городе живет?(ответы детей).Конечно это звуки. Их очень много и они все разные.

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.

Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты.

(Все звуки, по возможности, демонстрируются).

Эти звуки не всегда приятны.

А есть звуки очень приятные: это звуки музыки. Вот послушайте.(звучит фонограмма маленького отрывка)

Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём.

Воспитатель:

  • На чём играет Катя? (на дудочке). (просить, чтобы дети давали полный ответ)
  • Что делает дудочка? (дудит).

По аналогии строятся все вопросы и ответы: треугольник - звенит, бубен — гремит, барабан — барабанит, металлофон — играет.

Воспитатель:Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? (ответы детей).Это называется — оркестр. Я хочу, чтобы у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе.

(Все дети играют на инструментах).

Игра «Чего не стало?»

На столе лежат музыкальные инструменты. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: — Чего нет? Дудки... Чего нет? Барабана... металлофона...бубна. (полный ответ -  на столе нет…)

Игра «Отгадай, что звучит»

За ширмой воспитатель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.

Разминка в форме релаксации.

Воспитатель:А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем... А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.

Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.

Воспитатель:Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря — вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?

В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.

Воспитатель:

  • Что делают наши ушки? (слушают)
  • Что они слышат? (звуки)
  • Какие бывают звуки? (звуки природы, музыки, предметов)

Молодцы! Конечно, это звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. На сегодня наше путешествие по городу «Звукоград» заканчивается. В следующий раз мы продолжим изучать этот удивительный город и его удивительных жителей.

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие № 2

Тема: «Гласные звуки»

Цель:Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Задачи:

Обучающая задача:Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас,прививать интерес к игре со словом,развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,предметные картинки, карточки со звуками, фонограмма песни «Вместе весело шагать», красные карандаши, карточки красного цвета из картона, музыкальный центр, 5 кукол.

Ход занятия:        

Воспитатель:

  • По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз?(по стране «Пиши-Читай»)
  • Как зовут мудрейшего жителя этой страны?(Его зовут -  Пиши-Читай)
  • В каком городе волшебной страны мы побывали?(Звукоград)
  • Кто живет в этом городе?(Звуки)
  • Какие бывают звуки?(Звуки музыки, природы, предметов)

Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь?(Да).

Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?(звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

 Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки. (звуки находятся на доске, воспитатель показывает и называет их вместе с детьми) – [а, о, у, э, ы, и].

Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите?(Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук.(игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Игра " Куклы заблудились "

Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились.  Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то  есть назвать тот звук,  который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.

Физкультминутка.

 Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О–О…"(звук голоса звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы–Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

        Игра «Назови гласный звук и найди его место»

Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Воспитатель: У меня в руках картинка.

  • Что изображено на картинке?
  • Сколько звуков в слове?
  • Какой гласный звук слышим?
  • Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова?(нужный квадрат закрывается красной карточкой.)

Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок.(Карточки у всех детей одинаковые.Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).

Игра "Поймай звук"

        Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто позвал»

Вызванный воспитателем ребенок, с завязанными глазами, должен отгадать голос другого ребенка, который произносит любой гласный звук на распев.

Игра "Утки и окуни".

Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.

  • Вам понравилась играть со звуками?
  • Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
  • О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).
  • На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).
  • Сколько гласных звуков? (их 6).
  • Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).

Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие № 3

Тема: «Согласные звуки»

Цель:Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

Задачи:

Обучающая задача:Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,карточки с картинками предметов, карточки с согласными звуками, альбомные листы, цветные карандаши, карточки синего и зеленого цвета из картона, колокольчики, письмо Пиши-Читая, звуковые деревья.

Ход занятия:

Воспитатель: Наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Мы с вами сегодня вновь побываем в гостеприимном городе, который называется…Как же он называется (ответы детей). Молодцы! Но чтобы попасть в страну «Пиши-читай» нам нужно с вами пройти пароль. Вы готовы? (ответы детей).

  • Вспомните, как зовут жителей города? (звуки).
  • Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки и звуки речи).
  • На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
  • Сколько гласных звуков? (гласных звуков 6)
  • Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)
  • Назовите гласные звуки.
  • Придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук.(ответы детей)        

Молодцы, ребята. Вот мы и попали с вами в волшебную страну и в городе «Звукограде» нас уже встречают. Как вы думаете, кто нас встречает? (на доске размещены согласные звуки)(дети выдвигают свои версии)

А встречают нас согласные звуки.

Согласные согласны

      Шелестеть, шептать, скрипеть,

      Даже фыркать и шипеть,

      Но не хочется им петь.

 Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда.Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).

Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей).

Это значит, что звуков два: и,твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите.(воспитатель показывает звуки на доске).

Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки)  - [ж][ш][ц].

А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’].

Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.

Игра «Назови согласный звук в начале и в конце слова»

Предметные картинки (дом, мёд - согласный звук в начале слова;аист, рысь – согласный звук в конце слова). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Воспитатель: У меня в руках картинка.

  • Что изображено на картинке?
  • Сколько звуков в слове?
  • Какой согласный звук слышим в начале слова, в конце слова?

(нужный квадрат закрывается зеленой или синей карточкой.)

Воспитатель: Следующая игра называется

«Угадай, каких звуков больше».

 Я буду читать стихи, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь сказать, какой из звуков встречается чаще и в каких словах.

А-а-а,— заплакала Аленка.

На-а-а,— сказала ей сестренка.

Алый цветик подняла

И Аленушке дала.(чаще встречается звук [а], он гласный)

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.(чаще других встречается звук [д] и[ д’], он согласный твердый и мягкий)

В тишине лесной глуши,                    

Шёпот к шороху спешит,                  

Шёпот к шороху спешит,                  

     Шёпот по лесу шуршит. (чаще других встречается звук [ш], он согласный твердый)

Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру

«Угадай, какой звук».

Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите.(воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)

Физкультминутка.

Воспитатель:Ребята, давайте жителям города «Звукоград» покажем, как мы умеем весело играть и научим их одной нашей игре. Выходите на ковер.

Игра «Зоопарк».

(девочки загадывают животных, а мальчики их изображают и наоборот)

Игра " Слышишь ли ты звук? "

Игра проводится на местах. Воспитатель  показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят:     РАК.     Затем показывает картинку, на которой изображен МАК. Дети громко произносят: МАК.

Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Воспитатель  предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак-РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словамиКИТ - КОТ.

Игра " Какое слово задумала? "

Воспитатель показывает картинку с  изображением  ромашки  и  говорит:   Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю? -   Да. Вы пропускаете звук Р.

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Пиши-Читая. "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова, второе слово – ды…. Что же это за слово, подскажите мне дети? – корова, дым

  • Что же прозвучало не так?
  • Чего не хватает в моём слове?

Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли.Как вы себе представляете  страну«Пиши-Читай»?(Ответы детей.)В этой стране, как и в любой другой, есть реки, озера, деревни, города и горы. Но это страна необычная, так как живут в ней необычные жители. Мы даже побывали с вами в одном из городов. Кто в нем живет? (звуки)В этом городе даже деревья необычные, а звуковые.На этих чудесных деревьях растут листья красного синего и зеленого цвета.

        Игра "Звуковое дерево"

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Ну а нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?

  • На какие две группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)
  • Как отличить гласный звук от согласного звука?(гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
  • Назовите гласные звуки.
  • Какими бывают согласные звуки?(твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по стране «Пиши-Читай».

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие № 4

Тема: «Алфавит»

Цель:Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

Задачи:

Обучающая задача:Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, воображение, развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы,

Воспитательная задача:Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,алфавит, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр.

Ход занятия:        

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие по волшебной стране. Кто из вас помнит, как называется эта страна? (называется она «Пиши-Читай».).

Для того чтобы попасть в страну «Пиши-Читай» нам с вами нужно выполнит задание, пройти пароль. Вы готовы? (Да). И так, слушайте внимательно.

Пароль:

  1. Какие бывают звуки?(звуки природы, звуки музыки, предметов и звуки речи)
  2. Какие звуки называются гласными?(те которые можно петь)
  3. Сколько их?(их шесть)
  4. Назовите гласные звуки.
  5. Какие звуки называются согласными?(те, которые произносятся при помощи языка, зубов, неба, десен; согласные звуки петь нельзя)
  6. Закончите предложение:
  • Согласные бывают(твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель:Ребята, мы с вами и оказались в стране «Пиши-читай». И нас с вами встречают жители города Алфавит. А вот как зовут жителей этого города, попробуйте отгадать, послушав загадку.

Тридцать три сестрички

 Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.(Буквы)

Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно это буквы.

Воспитатель: Жители города «Алфавит» приготовили для нас очень интересную и поучительную историю. Хотите послушать?(Да) Тогда слушайте…

Сказка про Алфавит.

Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась «А». Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква «Я» бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.

Физкультминутка

(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)

Детям показывается алфавит. Звучат стихи про буквы.

«А» - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Буква «Б» с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Вот буква «В»

Видна вдали -

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

Не гусь, не галка буква «Г»,

А цапля на одной ноге.

Букву на плече носил.

На лугу траву косил.

«Д» - это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

В слове ель мы «Е» услышим,

Букву «Е» мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветки.

Букву «Е» запомним, детки.

Буква «Е» передохнула,

Как тотчас же на нее

 Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква «Ё».

«Е» и «Ё» — родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Посмотри-ка: буква «Ж»

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

На калитку посмотри:
Чем она не буква
И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой «К» на нас глядит.
Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.
(В. Степанов)
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

Буква Н как лесенка,
Лесенка-Чудесенка.
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н
Получилась лесенка.

Посмотри на колесо —
И увидишь букву О.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали. —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.

Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок подставить
И друг другу Р представить
.

Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Буква Т
Тебя укроет
От дождя,
От снега,
Зноя.
На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.

Буква Ф надула щечки,
Сама стала ручки в бочки.

Хохотушка буква X
Рассмеялась:
— Ха-ха-ха!

Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.

Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ах, табуретка хороша!
Перевернул — И буква Ш!

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!

Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!

Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.

А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.

Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.

Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!

Воспитатель:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

Игра «Угадай букву»

Дети встают в круг на ковер и по очереди выходят в центр круга и своим телом показывают любую букву. Остальные дети должны угадать букву.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу.

  • В каком городе волшебной страны «Пиши-Читай» мы с вами

сегодня побывали?(Алфавит).

  • Сколько букв живет в Алфавите?(33).

Молодцы, ребята. В следующий раз мы продолжим экскурсию по городу Алфавит и узнаем про жителей этого города еще много интересного и важного.

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие №5

Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Задачи:

Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Активизировать знания детей о гласных и согласных буквах.  Дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь». Обогащение словарного запаса детей.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление,  развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность,  воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,буквы разного цвета, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр, лента букв, карточки с буквами и словами, алфавит, карточки со звуками, простые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня нас с вами ждет новое путешествие в волшебную страну «Пиши-Читай». Мы снова встретимся с жителями города Алфавит. А как же их зовут? (буквы). Конечно, это буквы. Сегодня мы узнаем, что буквы, так же как и звуки, бывают гласные и согласные. Что среди букв есть особые буквы. И почему они особые мы тоже узнаем. Ну что,в путь?(Да). Давайте встанем и споем песенку про Алфавит.

Разминка.

(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)

Воспитатель: Под нашу веселую песенку мы с вами вновь оказались в волшебной стране, в городе под названием «Алфавит». А кто из вас помнит, что это за город такой? И кто в нем живет? (ответы детей). Сколько жителей-букв в городе «Алфавит»?(33 буквы).

До города «Алфавит» мы с вами побывали в другом городе этой волшебной страны. Кто помнит, как он называется?(ответы детей).«Звукоград».  А кто там живет? (там живут звуки).

Ребята, как вы думаете, чем буква отличается от звука. Вспомните, звуки мы(ответы детей – слышим и произносим), а буквы? (дети высказывают свои предположения).Буквы мы видим, читаем, пишем.

Звуки четко произносим,

 Слушаем внимательно.

 Буквы правильно читаем.

 Пишем их старательно.

Буквы уже нас встречают. Они сегодня нарядились. Посмотрите, одни красные одели сарафаны, другие синие и зеленые, а есть буквы и в черных костюмах.(буквы размещены на доске).

Может кто-то из вас уже догадался, почему буквы так нарядились? (дети высказывают свои предположения).

Буквы, также как и звуки бывают гласные, а бывают согласные. Те буквы, которые одеты в красные костюмы – это гласные. Посчитайте, сколько их? (10 гласных букв). А гласных звуков сколько, кто помнит? (6 гласных звуков). Я думаю, вы обратили внимание на разницу в количестве гласных букв и звуков. Надо разобраться.

Давайте назовем гласные буквы,– это «А», «О», «У», «Э», «И», «Ы» . (воспитатель помещает буквы в ленту букв, дети называют буквы хором).Сколько букв мы назвали? (мы назвали 6 букв). Сколько еще не хватает, чтобы их стало 10? (не хватает еще 4 буквы). Есть еще четыре ОСОБЕННЫЕ гласные буквы. Давайте их назовем – это«Я», «Е», «Ё», «Ю».Эти гласные  могут обозначать два звука. Давайте понаблюдаем за этими буквами.(данные буквы тоже помещаются в ленту букв.)

На доске таблички со словами:

ЯБЛОКО – [й’] [а]

ЁЖИК –

ЕЛЬ –

ЮЛА -

Воспитатель:Первое слово «Яблоко». Какая буква стоит первой в этом слове?(буква «Я»)А теперь закройте ушки и послушайте, какие звуки будут слышны в начале слова.(дети закрывают уши и произносят слово) – [й’] и [а] прикрепляется табличка рядом с словом.

Точно также ведется работа и с другими словами.

Воспитатель: Назовите еще раз особенные гласные буквы. («Я», «Е», «Ё», «Ю»). Почему они особенные? (эти гласные  могут обозначать два звука).Эти гласные называются йотированными.

        Физкультминутка.

Игра на внимание

Называются слова, если слово начинается с йотированнойгласной, то прыгаем, как зайчики, если с обычного гласного, то шагают, как солдаты, если слово начинается с согласной буквы, то тогда стоим, как часовые.

Яблоко, апельсин, слон, яхта, ослик, утка, ёж, ель, машина, игрушка, якорь, юла, барабан.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как называются синие и зеленые буквы? (ответы детей – согласные буквы). Это согласные буквы. Ребята, а как вы думаете, почему одни буквы надели сине-зеленые сарафаны, а другие буквы или синие, или зеленые? (предположения детей – одни согласные звуки имеют и твердую и мягкую пару, а другие согласные имеют или только твердую или только мягкую пару.)

Давайте назовем согласные буквы, которые имеют только твердую пару (воспитатель помещает буквы в ленту, дети хором их называют). Это буквы – «Жэ», «Ша», «Цэ».

А теперь назовем согласные, которые имеют только мягкую пару – «Чэ», «Ща», «И краткая»(буквы помещаются в ленту).Остальные согласные буквы имеют и твердую, и мягкую пары. Давайте их тоже назовем.(буквы называются хором и убирают в ленту на свои места). Кто сможет посчитать, сколько же всего согласных букв? (дети считают и говорят свои ответы). Согласных букв в русском алфавите 21.

Физкультминутка.

Игра на внимание

Игра проводится на ковре. Называются слова. Если слово начинается с согласной буквы, которая имеет только твердую пару прыгаем, как зайчики. Если слово начинается с согласной, которая имеет только мягкую пару, то шагаем, как солдаты. А если слово начинается с согласного, который имеет и твердую, и мягкую пару, то стоим на месте, как часовые.

Часы, шарик, щетка, самолет, вертолет, цапля, жук, йод, медведь.

Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами остались еще две буквы.Эти буквы одели на себя черные костюмы. Это особые буквы, буквы, которые не относятся ни к гласным, ни к согласным. Это буквы «Ъ» и «Ь». Эти буквы звуков не обозначают, но они очень важные. Вот послушайте:

Твёрдый знак и мягкий знак –

 Буквы нам нужны.

 Не читаются никак,

 Но в словах важны.

Мы без них совсем не можем,

 Песни петь, стихи читать.

 И в газету очень сложно

 Объявление подать.

        Запомнили? Молодцы.

        Игра «Найди лишнюю букву»

На карточках записаны буквы, среди которых нужно найти лишнююбукву.

Воспитатель: Ребята, буквы хотят с вами поиграть и проверить, как хорошо вы запомнили всето, что про них сегодня узнали. Но для этой игры вам нужно разбиться начетыре группы.

1-я группа:

А, О, Ё, И

Е, Ё, А, Я

И, Ю, Ъ, У

Ж, Ш, В, Ц

2-я группа:

Ю, У, Ы, Э

Ю, О, Я, Е

П, Ж, Ч, Ь

Ч, Й, Щ, Л

3-я группа:

И, Е, У, Э

Ы, Ё, Ю, Я

У, Е, Ь, Ы

Х, Н, Г, Ц

4-я группа:

О, Ы, А, Я

Я, Е, Ё, У

Д, Ш, Щ, Ъ

Й, С, М, Т

Дети находят лишние буквы и обводят их в кружок. Проверка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и буквы с нами прощаются, но чтобы покинуть город Алфавит и волшебную страну, нужно пройти пароль.

  1. Сколько букв в русском алфавите?(33)
  2. Сколько гласных букв?(10)
  3. Назовите особенные гласные буквы?(Я, Ё, Е, Ю)
  4. Почему они особенные?(могут обозначать два звука)
  5. Сколько согласных букв?(21)
  6. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным?(Ь и Ъ)
  7. Назовите согласные буквы, которые имеют только твердую пару?(Ж, Ш, Ц)
  8. Назовите согласные буквы, которые имеют только мягкую пару?(Ч, Щ, Й)
  9. Чем отличается звук от буквы?(звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, читаем и видим)

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие №6

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель:Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая задача:Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.

Ход занятия:

Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий  согл., 1 глухой согласный.

Воспитатель:

  • Что это?(Это буквы)
  • А это что?Послушайте:  [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)
  • Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)
  • Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой  согласной — синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)

Воспитатель:Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, также как и все в этой стране.(воспитатель обращает внимание детей на карту страны).Он называется «Фонетический». «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички.  

Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо.(зачитывает письмо вслух…)

Письмо Пиши-Читая.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейкаОпечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху!Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена. Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель: Бедные Звуковички, нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».

Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво!(Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3)В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют!  Давайте постучим и войдем. (Слайд 4)Посмотрите это же Звуковички!   Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички.

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная  буква.)

Воспитатель:Какие это звуки? (это гласные звуки).Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Физкультминутка.

 Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

 Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

 Утром солнышко взошло,

 Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

 Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

 Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте,  в домике кто-то рычит(как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит»)шипит(как?…),жужжит (как?), фыркает(как?..).. Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)

Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6)Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.

Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками.

Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог.(такая работа проводится и с другими слогами).

А теперь давайте превратим слоги в слова.(«до» - м, получается дом, «ма» - к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)

Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.

Игра «Хитрый гласный звук»

Воспитатель предлагает детям  прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].

Игра «Ушки на макушке»

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Игра “Волшебный мешочек”

Воспитатель  предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

Физкультминутка

 Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть,  прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] -  во внутрь слов забрался,

СЫромтЫкву закусил

И добавки попросил!

Игра " Подскажи звук "

Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально   недоговаривать   последний   звук.   Его   должны   подсказать   дети.  

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухийкотёно... На него смотрел белоухийщено ... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрыйдяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру«Прочти слово».

Перед нами — «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр -получается слово «кот».

Дети читают слова по картинкам-схемам.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да).А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)

Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки.(наклейки с изображением животных)

Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.

Цикл занятий по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 Занятие №7

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель:Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Развивающая задача: Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,презентация, мяч, коричневый картон вырезанный в виде камней, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр.

Ход занятия

Воспитатель: Мы продолжаем  с вами путешествовать по стране «Пиши-Читай». И сегодня нам с вами предстоит переправиться через бурную, очень сердитую и глубокую реку. Она течет с высоких и непреступных гор.(воспитатель обращает внимание детей на карту). Именно в этих горах живет зловредная Опечатка, которая так и смотрит из своего непреступного замка, где бы еще напакостить, кого бы ей обидеть. Поэтому и река, которую мы будем сегодня переходить очень опасная. Перейти ее могут только те, кто все знает про буквы и звуки. Надеюсь, у нас с вами все получится, так как мы многое уже успели свами узнать. Вы готовы, ребята? Тогда отправляемся в путь.

Воспитатель: Посмотрите, на экране появилось слово звуки. (Слайд 2)

  • Какие бывают звуки?(звуки природы, предметов, музыки, звуки речи)
  • Что со звуками можно делать? (слышать и произносить)

Давайте проверим, правильно мы ответили или нет, можно нам отправляться дальше? (проверка – анимация на слайде)

Молодцы, мы сделали с вами первый шаг.(воспитатель прикрепляет камень к реке и так каждый раз после выполнения заданий). Отправляемся дальше. (Слайд 3)

Воспитатель: А на экране появилось слово буквы.

  • Сколько букв в алфавите? (в алфавите 33 буквы)
  • Что можно делать с буквами? (буквы видят, пишут, читают)

Проверим (анимация на слайде). Молодцы, и мы отправляемся дальше.

Воспитатель:

  • Чем отличается гласный звук от согласного звука? (гласные можно петь)(Слайд 4)
  • Назовите гласные звуки (Слайд 5 )

Физкультминутка

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть,  прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

           [У] – на Улицу глядит,

           [Э] – на Эхо отозвался,

Игра «Кто больше»

Проводится на ковре. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга. Бросает мяч по очереди каждому ребенку, называя гласный звук, ребенок, возвращая мяч, говорит слово, которое начинается с этого звука.

Воспитатель:

  • А как же произносятся согласные звуки? Что нам помогает их произносить? (произносим при помощи губ, языка, зубов и неба)(Слайд 6)
  • На какие группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие)
  • Давайте вспомнить звонкие согласные. (Слайд 7)
  • А теперь назовем глухие согласные звуки (Слайд 8)
  • Послушайте внимательно, все ли правильно я скажу: «Все согласные бывают и твердые и мягкие»(нет, есть согласные, которые не имеют либо мягкой пары, либо твердой пары) (Слайд 9)
  • Назовите согласные, которые не имеют мягкой пары ([ж],[ш],[ц])
  • Назовите согласные, которые не имеют твердой пары([й‘],[ч‘],[щ‘])

Игра «Узнай звук»

Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звонкий звук.

Зима, игра, санки, коньки, лыжи, дерево, ком, лопата, сугроб, лед, веселье, праздник.

Скороговорки

Скороговорки произносятся сначала медленно, постепенно ускоряя темп.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка,

Чертили черными чернилами чертят.

Игра «Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы,называя звуки на распев, чтобы получилась песенка.  

А-У-О-И; И-О-У-А

 У-А-И-О; О-У-А-И

Дальше воспитатель говорит: «А вот пришел Павлуша и принес букву. Какую?» (Букву «П»). Какой звук она обозначает?

Сам Павлуша петь не умеет, но очень хочет попеть с подружками-веселушками и с нами. Давайте споем все вместе. (буква «П» подставляется к гласным, чтобы получились слоги – перед гласными и после гласных. Дети и воспитатель поют получившиеся слоги. Игра может продолжится с другой согласной. Напимер, «А вот пришел Митрошка и принес букву…)

Воспитатель: Ребята, мы почти переправились с вами через эту бурную реку, осталось совсем немного.

  • Какие особенные гласные буквы вы знаете? (Я, Е, Ё, Ю) (Слайд 10)
  • Почему они особенные? (иногда они обозначают два звука)

Два звука они обозначают в начале слова (примеры приводят дети), после гласного (примеры приводит воспитатель) и после разделительного ъ и ь знаков (примеры приводит воспитатель).

  • Какие два звука они обозначаю?

Воспитатель: В русском языке есть еще две особые буквы.

  • Какие это буквы?
  • И в чем их особенность? (это буквы ъ и ь знаки, они не обозначают звуков).
  • А для чего они тогда нужны? (чтобы смягчать другие звуки или разделять звуки в словах)

Воспитатель: Ребята, мы с вами перебрались через реку. Что нам помогло переправиться через нее? (ответы детей)

В следующий раз мы продолжим путешествие по стране «Пиши-Читай». А закончить наше путешествие я предлагаю веселой песенкой про алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...