"Путешествие в страну Знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Хлычева Надежда Николаевна

Конспект занятия по "Обучению грамоте" для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №2 «Солнышко».

Конспект  ООД по обучению грамоте

«Путешествие в страну Знаний»

Подготовительная к школе группа.

Воспитатель:

                                                                                            Хлычева Надежда Николаевна

Городской округ город Шахунья

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, проставлять ударение.

Совершенствовать навык чтения у детей.

Развивающие:

Развивать умение ставить цель и достигать поставленной цели.

Развивать у детей умение слышать звук и находить место в слове.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления, разговорной речи детей.

Воспитательные:

Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков.

Воспитать у детей нравственные качества, умение работать в коллективе

Предварительная работа:

Беседы о путешествиях, транспорте, рассматривание альбомов, чтение научно-популярной и художественной литературы, обучение звуковому анализу и навыкам слогового чтения.

Составление предложений из слов.

Методы и приемы:

словесные (вопросы, художественное слово, поощрение);

здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ

наглядный;

практический (физкультминутка, выполнение заданий).

Средства ТСО: мультимедийное оборудование, аудиозаписи со звуками воды, видеозапись корабля.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям: воспитывать  у Даши Б. умение делать самооценку.

Оборудование и материалы к занятию: красные, зеленые, синие фишки, текст, касса со всеми буквами, письмо от Мюнхаузена, презентация, «зашумленные буквы», мольберт, картинки со звуком «с»., проектор, сундук.

Форма организации деятельности: индивидуальная, индивидуально-подгрупповая.

Этапы занятия

Содержание занятия

Дидактическое обеспечение теоретическое обоснование (технологии, методы, приемы, формы организации)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть.

-Занятие наше необычное,

Даже очень символичное.

Ребята вы любите путешествовать?

Я вчера получила письмо от великого путешественника и выдумщика барона Мюнхаузена. Интересно что находится в конверте? Давайте скорей откроем его.

-Да это же карта. Сейчас мы её поместим на доску. СЛАЙД 2

- Ой, а тут ещё и записка. Я её прочту:

“Уважаемые ребята! Эта тайная карта приведёт вас в удивительную страну Знаний, где спрятаны истинные сокровища. Эти сокровища будут служить вам всю жизнь. Счастливого пути, ребята! С уважением - Мюнхаузен”.

Итак, нам предлагают отправиться в интересное путешествие, где нас ожидают испытания. И только преодолев их, мы скорей всего можем найти удивительный клад.

-В страну Знаний

Попасть совсем не сложно.

Она ведь исключительно

Удобно расположена.

Посмотрите на карту, страна Знаний расположена на 3 островах в океане.

1 остров - “Звуков”.

2 остров — “Умников и умниц”.

3 остров - “Остров сокровищ”, где мы найдём клад.

 На чем вы предлагаете отправиться?

В. Много вы предложили вариантов, и мы отправляемся на корабле. Закрывайте глаза, а я волшебной палочкой коснусь вас, и мы окажемся на корабле. СЛАЙД 3Открывайте глаза, вот мы на корабле. Займите свои места. Звучит музыка.

В: Внимание! Мы подплываем к острову “Звуков”.СЛАЙД 4.

На этом острове живут звуки. Для нас приготовлены  интересные задания.

- Первое задание – необходимо вспомнить после твердого или мягкого согласного звука  пишется гласная букваСЛАЙДЫ 5-14

(Дети выполняют задания)

-Молодцы, справились с заданием, теперь следующее задание звуковой анализ слов сокровища.СЛАЙД 15,16

Сколько звуков в слове?

- Сколько слогов в этом слове?

- Сколько гласных звуков?

- Назовите их.

- Сколько согласных звуков?

- Назовите их.

Справились с этим заданием, замечательно!

- Следующие задание - “Новосёлы”.СЛАЙД 17

(На доске висит трехэтажный дом с окнами-карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук [с]).

Посмотрите, какой красивый домик! Вам нравится?

- Ребята, а теперь внимательно послушайте меня.

- В этом доме будут жить картинки, в названии которых есть звук [с]. На первый этаж надо поселить картинки, в названии которых звук [с] находится в начале слова. На второй этаж - звук находится в середине слова, а третий этаж - звук [с] находится в конце слова.

- Сейчас вы по очереди подходите, берёте любую картинку, и заселяете на нужный этаж.

(Дети выполняют задание с пояснением)

В: Молодцы, вы справились со всеми заданиями! Но я смотрю, вы подустали. Сейчас мы отдохнём. А ну-ка, делай как я!

Физкультминутка.СЛАЙД18

К океану мы спустились (шагают на месте)
Наклонились и умылись (имитируют движения)
1, 2, 3, 4 - вот так славно освежились! 
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (“гребут вёслами”)
Вместе раз, дружно два!
В дальний путь нам плыть пора!

В:СЛАЙД 19 Ребята, вот мы и приплыли к острову “Умников и умниц”. На этом острове нас ждут новые задания.

СЛАЙД 20(На доску выставляется картина, нарисованная из букв)

Вот и первое задание.

- Посмотрите внимательно и скажите, из каких букв нарисована картина.

- А можно я первая отвечу? Труба дома — это буква Г. А теперь вы.

(Дети дают полные ответы)

В: Молодцы! Следующие задание — “Путаница”.СЛАЙД 21

- Жители острова перепутали слова в предложениях. Вам нужно правильно составить предложения.

• цветы, много, в цветник, разные. (В цветнике много разных цветов)

• курица, цыплята, двенадцать, у, пёстрая. (У пёстрой курицы двенадцать цыплят)

• светит, на, яркое, солнце, улица. (На улице светит яркое солнце)

• пять, рука, на, пальцы. (На руке пять пальцев)

• хлебница, стол, стоять, на. (На столе стоит хлебница)

• конфетница, в, конфеты, лежат. (В конфетнице лежат конфеты)

В.-Еще одно задание, зашумленные буквы. Нужно заштриховать буквы«А», «Ю»СЛАЙД 22

В: Умницы! Лихо справились с заданиями. Продолжим путь. Занять свои места на корабле!

Держим путь к острову Сокровищ! СЛАЙД 23

(Капитан смотрит в бинокль)

- На горизонте земля! СЛАЙД 24 Это он - Остров сокровищ! Наконец-то мы добрались до него, преодолев столько препятствий. Теперь надо найти сундук с кладом.

(Дети ищут сундук)

А вот и он! Давайте скорей его откроем и посмотрим, что внутри.СЛАЙД 25 (Дети открывают сундук)

Это же буквы. Ребята, это и есть истинное богатство. Зная буквы, человек учится читать, а умея читать, мы узнаём многое, можем путешествовать сидя дома. Ведь знания - это тоже богатство.

В: Знаете, а в сундуке ещё что-то есть, (Смотрит) Это же книжки. Давайтепрочитаем, что написано в книжках-малышках.

- Ну что, ребята! Пора возвращаться на родную землю, в наш садик. Вы молодцы! Многое успели и хорошо поработали, справились со сложными заданиями. Но нам пора возвращаться домой.

СЛАЙД26Звучит музыка.

В.-Что вам запомнилось в путешествии?

Ответы детей.

В. Мне тоже понравилось путешествовать с вами. Вы были в волшебном путешествии, а скоро вы отправитесь в долгое путешествие по стране Знаний, где узнаете много нового и интересного, знания полученные в д\с вам пригодятся, вы будете узнавать новое, неизведанное.

(Дети под музыку выходят из группы).

-Спасибо за приглашение, обязательно приду. До свидания.

-Вы настоящие друзья, научили Незнайку.

-Как вы расцениваете свой поступок?

-Что вам понравилось?

-Мне тоже очень понравилось, как вы помогали Незнайке, не оставили его в беде, научили всему, что знаете сами. Вы будите хорошими друзьями, все знания вы передали своему другу!

Мотивация.

Групповая.

Сюрпризный момент.

Сюрпризный момент.

-На самолете, на ковре-самолете, на поезде, на корабле

Наглядно-зрительный прием.

Наглядно-зрительный прием, способствует развитию внимания, мышления.

Вопросы, способствующие развитию мышления.

Словесная инструкция, которая позволяет выполнить задание, опираясь на имеющиеся знания

Задание, способствует развитию внимания, мышления.

Мотивация.

Сюрпризный момент.

.

Открываем письмо.

Показ слайда.

Чтение письма.

Показ слайда

Показ слайдов

Показ слайда.

Физкультминутка.

Задает вопросы

Анализ занятия.

Анализ занятия

Дети выполняют задание

Дети выполняют задание.

Дети внимательно слушают вопрос и отвечают на него.

.

Показ слайда.

Дети составляют предложения.

.

Дети отвечают на вопросы.

Aнализ занятия

Думаю, что дети справятся.

Думаю, то справятся.

Дети выполняют движения под стихотворение.

Думаю, что справятся.

Думаю, что не вызовет затруднений.

Думаю, что должны справиться.

Думаю, что не вызовет затруднений.

Думаю, что справятся.

Думаю, что не вызовет затруднений.

Думаю, что справятся

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

    Для проведения занятия я взяла подгруппу детей из 10 детей. Такие занятия я провожу по подгруппам.

   Перед проведением занятия была проведена влажная уборка, проветрено помещение.

   Данное занятие является одним из занятий по обучению дошкольников грамоте по спецкурсу Л.Журовой, для детей подготовительной к школе группы, считаю, что задачи соответствуют программным задачам подготовительной к школе группы, конкретно выделены те задачи, которые реализовались на протяжении занятия.

При разработке и проведении данного занятия я опиралась на целевые ориентиры ФГОС. Одним из которых является поддержка детской инициативы и самостоятельности. Дети любят искать, узнавать, сами находить, поэтому на протяжении занятия я предоставляю детям возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Данное занятие итоговое.

Содержание занятия детям доступно, новизны в занятии нет, моя цель-показать, чему дети научились, показать тот объем умений и навыков, который они получили для перехода из д/с в школу.

Все задачи реализовывались через игру. Задания разнообразны, способствуют развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, тех психических процессов необходимых для первоклассника. Практическая значимость  заключается в том, что ребенок, овладев звуковым анализом,  выкладыванием слов, навыком чтения имеет прекрасную основу для последующего систематического изучения родного языка в школе.

В своей работе использовала технологию ИКТ, элементы ТРИЗа, игровых приемов: «Путаница», «Угадай букву на картинке», «Зашумленные буквы», «Новоселы»использование детского опыта, способствовали активации умственной деятельности детей.

Воспитывала у детей навыки само- и взаимоконтроля, приучала слушать и слышать ответы детей, воспитывала умение работать в коллективе.

На занятии старалась создать благоприятный психологический климат и ситуацию успеха для каждого ребенка, а занятие построено таким образом, чтобы на всем его протяжении дети были активны и заинтересованы.

Мы можем отследить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладает развитым воображением, которые предполагают формирование у детей дошкольного  возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Занятие носит общеобразовательный характер,способствует развитию мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребенка. А это способствует более легкой адаптации ребенка в школе. Занятие состоит из 3 частей. В организационной части поставлены цели, которые реализовались через выполнение заданий на протяжении занятия. Обучающая задача решалась в основной части занятия. Задания давала в порядке нарастающей сложности, задания логически связаны.

В заключительной части занятия  дана дифференцированная оценка работы каждого ребенка с акцентом на позитивные успехи.

Занятие динамично один вид деятельности сменяется другим.

Положительным является то, что все задания способствовали развитию интеллекта, научить Незнайку, тому, чему дети научились сами. На протяжении занятия   для достижения поставленной цели, я  использовала новые технологии объяснительно-репродуктивный,  и такие приемы как сообщение, объяснение, художественное слово, инструкция, постановка вопросов, задания.

Для привлечения внимания, побуждению интереса использовала игровой прием, ТРИЗ. Использование игровых приемов: « Ищем звук в словах», «Угадай звук в словах»,                                                     использование детского опыта, способствовали активации умственной деятельности детей.

Воспитывала у детей навыки само- и взаимоконтроля, приучала слушать и слышать ответы детей, воспитывала умение работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»

Сценарий для разновозрастной группы детей...

Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....

Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...

Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»

Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет

Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...