Мастер- класс с помощью пособия «Складушки». Технология Вячеслава Владимировича Воскобович на занятиях по обучению грамоте»
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вандышева Валерия Ивановна

Мастер- класс с помощью пособия «Складушки». Технология Вячеслава Владимировича Воскобович на занятиях по обучению грамоте» .

Пособие«Складушки» хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким детям обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.

Вячеслав Владимирович Воскобович предлагает двадцать одну карточку – называются они «Складушки» – для обучения чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс с помощью пособия «Складушки». Технология Вячеслава Владимировича Воскобович на занятиях по обучению грамоте»

 Подготовила мастер-класс

  воспитатель 1 кв. категории

 Вандышева В.И.

структурное подразделение

МОБУ «Поздеевская СОШ»-

Детский сад «Солнышко»

«Давайте играть, читаючи,

Чтобы читать, играючи!

Развитие детей дошкольного возраста с помощью методик раннего развития Вячеслава Владимировича Воскобовича.

Тема очень обширная методик и игровых пособии им разработано много. И каждое из них достойно применяться в работе с детьми.

Я недавно начала принимать участие в обучающих вебинарах мастер- классах на тему Технология Воскобовича на занятиях ФЕМП» - «Сказочные лабиринты игры» и «Программа «Интеллектика»средствами технологии Воскобовича для детей дошкольного и младшего школьного возраста».Но хочу сказать, что я только знакомлюсь с данной технологией.

А вот игровое пособие по обучению грамоте и  чтению «Складушки», я уже применяю в этом учебном году в старшей разновозрастной группе.

(раздать пособия)

Систем обучения детей чтению существует довольно много. Идеальной и безупречной еще не придумали, и, по всей вероятности, не придумают. Каждый ребенок индивидуален и то, что хорошо для одного, неинтересно и скучно для другого. Но дело не только в этом. Можно учить читать целыми словами, но эта методика не очень оправдана для русского языка, в котором нет такого расхождения между написанием и чтением, как, например, в английском, поэтому учить зрительный образ всех слов нецелесообразно. Как правило мы готовим детей к школе по традиционной методике, анализируя звуки, разделяя их на гласные и согласные, звонкие и глухие, а главное на мягкие и твердые. Это хорошая методика, но занимает много времени.

Проще всего учить читать целыми складами. Пособие«Складушки» хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким детям обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.

Вячеслав Владимирович Воскобович предлагает двадцать одну карточку – называются они «Складушки» – для обучения чтению. Игровые упражнения с этими пособиями помогают развивать мышление дошкольников: учат их сравнивать и анализировать, сопоставлять, объединять, соотносить части и целое.

Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко. Вокруг летают «окошки в мир», внутри которых буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Под рисунком располагается «главная песенка», где красным цветом выделены все ударные гласные. По бокам картинки четко написаны те же буквы, что и на рисунке, но в определенном порядке: слева – гласные, которые делают стоящие перед ним согласный твердым, а справа – мягким. Остальные двадцать карточек построены по тому же принципу.

Только по бокам картинки располагаются уже не только гласные, а слияние с согласными. Такие слияния и называются складами.

Все рисунки – хороший повод поговорить с ребятами и  развеселить их. Вячеслав Владимирович, хорошо зная детей и то, что они любят, расположил на карточках и кошечку, и щенка, и лошадку, и гусей, барабаны и

Новогоднюю елку, возле которой обливается слезами мальчик Вова-рева, и много всего разного и интересного. Стихи под картинками разнообразны и оригинальны.

Вот щенок знакомится с зубной щеткой, трогая и обнюхивая ее, а щетка щекочет его носик и лапки.

В другом стихотворении мама-комариха учит летать своего ребенка-комаренка. На страничках «Складушек» живет болтливый Коля, плаксивый Вова, барабанщик Боря – в общем, веселая компания детям обеспечена.

Все стихи – это слова песенок, которые записаны на диске, прилагаемом к книжке с карточками. Песенки поет сам Вячеслав Воскобович (дядя Слава) и Людмила Мерзлякова (Лопушок) под гитару. Между песенками есть немного разговоров, после песенки пропеваются склады, слияния звуков, расположенных в вертикальных столбиках. Звучание очень домашнее и уютное. По мере прослушивания песенок незнакомый Вячеслав Владимирович Воскобович превращается в родного дядю Славу, а детский голосок Лопушка располагает к доверительному отношению

Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск,  а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу  (мы с детьми придумали сами название города «Буквоград») и предстоит путешествие. Целесообразно предлагать детям по одной карточке и начинать знакомство с ней с картинки.

Что нужно знать и понимать перед началом обучения детей чтению:

               Рассмотреть картинку и поработать с ней

• Рассмотрите, что нарисовано, задайте ребенку вопросы, что изображено на рисунке, что там происходит. Например, открыв страничку с буквой «Ж», спросите ребят, кого они видят на картинке. Поинтересуйтесь, как жук говорит, как жужжит или почему она так выглядит . Поговорите с ним о героях, которые изображены на заднем фоне. Можно придумать жуку имя, сочинить про него короткую сказку или фантазийный рассказ по ситуации ,которую рассмотрели на картинке.

 

                 Смысловые стихи-песенки и песенки слияния

Познакомьтесь с песенкой (точнее, с двумя песенками: первая будет смысловая, вторая – слоговая).. Показывайте пальчиком, какая строчка поется. Со второго, третьего занятия дети хорошо улавливают на слух момент когда нужно начинать следить за строкой и делают это самостоятельно.

Смысловые песенки заданы стихом, приведенным на страничке. При пропевании смысловая песенка переходит в песенку слияния. Например:

«Очень нравится жуку желтый лютик на лугу. Жук над лютиком кружит и жужжит, жужжит, жужжит»

 и переходит плавно в песенку-слияние(слоговую):

Ж, ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ, ЖЬ, ЖА, ЖЁ, ЖУ, ЖИ, ЖЕ, Ж.

                       Произношение  и чтение слогов на картинке

• Затем начинайте работу, касающуюся непосредственно чтения. Важно четко произносить слияния, сначала – расположенные слева, потом – справа. Согласные отдельные звуки нужно читать отрывисто, а сочетания с ними так, как будто это коротенькие слова из двух букв. Только гласные звуки произносятся как буквы алфавита!

                                         Поём и показываем

Пропевая, проговаривая песенки-слияния, одновременно показываю их детям сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка. Для показа букв и слияний можно и нужно звать на помощь  героя- оловянный солдатик или куколка.

 Предложите ребятам самостоятельно найти услышанные слоги. Прочитайте вместе. Петь песни можно с любимыми игрушками. Можно добавить движения, чтобы долго не сидеть на одном месте.

 

                                          Выучить песенку

При обучении нужно добиться того, чтобы ребенок хорошо знал песенку, выучить вместе с ними. Вы должны знать , что песенки- это ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» в руках ребёнка. С помощью ее он сможет  находить  и читать слоги САМ. Для этого он должен научиться петь или проговаривать эти песенки, одновременно показывая их пальчиком.

                                             Слоговый

Ребенок из песенок слияния учится выделять отдельные слоги. Например сказать ребенку, что обещали знакомому коту сложить слово КОТ. На соответствующей странице надо найти КО. Даже если он запутается, где это КО, то он знает на какой странице есть песенка про кота и там может найти

песенку-слияние(слоговую): К  КА  КО  КУ  КЫ и т.д.

Может не с первого раза , но ребенок остановит свой пальчик на КО. А если подставить Т -получится КОТ. И это будет радостным открытием для ребенка.

                                                Словестный

     После этого предстоит пройти еще два этапа обучения. Прежде всего, находить на карточках складысоставляющие короткие слова: например, КО-Т, РИ-С, ДЕ-Д. Сначала помогайте, потом постепенно усложняйте задачу преходя к более сложным словам.

Данное игровое пособие применяю на  занятиях по обучению грамоте как дополнительное пособие.

Занятия начинаю с веселого стиха или загадки о букве, затем идет работа по пособию и в завершении можно послушать песенку о букве. Занимаемся по «Складушкам» с сентября с помощью презентации.  А вот  по  книжкам   с февраля. Ребятам читать по карточкам нравится, ждут, спрашивают - с какой буквой будем читать.

«С ребенком надо играть, играть

 заинтересованно и увлеченно, и тогда

 наградой нам будут их горящие глаза

и желание играть еще и еще»

                                                                                                     Л.Г.Петерсон

ПУСТЬ   РАДОСТЬ  РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТЕПЕННО  ПЕРЕЙДЕТ   В  РАДОСТЬ  УЧЕНИЯ !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер- класс с помощью пособия « Складушки ». Технология Вячеслава Владимировича Воскобовича на занятиях по обучению грамоте» Подготовила мастер-класс воспитатель 1 кв. категории Вандышева Валерия Ивановна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 города Белогорск »

Слайд 2

Развитие детей дошкольного возраста с помощью методик раннего развития Вячеслава Владимировича Воскобович . Тема очень обширная методик и игровых пособии им разработано много. И каждое из них достойно применяться в работе с детьми. Я расскажу о игровом пособии по обучению грамоте и чтению , называется пособие « Складушки »

Слайд 3

Игра Воскобовича « Складушки » хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Вячеслав Владимирович Воскобович предлагает двадцать одну карточку – называются они « Складушки » – для обучения чтению .

Слайд 4

Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко

Слайд 5

Все рисунки – хороший повод поговорить с ребятами и развеселить их. Вячеслав Владимирович, хорошо зная детей и то, что они любят, расположил на карточках и кошечку, и щенка, и лошадку, и гусей, барабаны и

Слайд 6

И и Новогоднюю елку, возле которой обливается слезами мальчик Вова-рева, и много всего разного и интересного. Стихи под картинками разнообразны и оригинальны. .

Слайд 7

Вот щенок знакомится с зубной щеткой, трогая и обнюхивая ее, а щетка щекочет его носик и лапки.

Слайд 8

В другом стихотворении мама-комариха учит летать своего ребенка-комаренка . На страничках « Складушек » живет болтливый Коля, плаксивый Вова, барабанщик Боря – в общем, веселая компания детям обеспечена »

Слайд 9

Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск , а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу (мы с детьми придумали сами название города « Буквоград ») и предстоит путешествие.

Слайд 10

Что нужно знать и понимать перед началом обучения детей чтению: Рассмотреть картинку и поработать с ней Например, открыв страничку с буквой «Ж» , спросите ребят, кого они видят на картинке. Поинтересуйтесь, как жук говорит, как жужжит или почему она так выглядит

Слайд 11

Смысловые стихи-песенки и песенки слияния Познакомьтесь с песенкой (точнее, с двумя песенками : первая будет смысловая, вторая – слоговая).Показывайте пальчиком, какая строчка поется.

Слайд 12

Поём и показываем Пропевая , проговаривая песенки-слияния, одновременно показываю их детям сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка Выучить песенку При обучении нужно добиться того, чтобы ребенок хорошо знал песенку, выучить вместе с ними. Вы должны знать , что песенки- это ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» в руках ребёнка. С помощью ее он сможет находить и читать слоги САМ. Для этого он должен научиться петь или проговаривать эти песенки, одновременно показывая их пальчиком.

Слайд 13

После этого предстоит пройти еще два этапа обучения. Прежде всего, находить на карточках склады , составляющие короткие слова : например, КО-Т, РИ-С, ДЕ-Д. Сначала помогайте, потом постепенно усложняйте задачу , преходя к более сложным словам

Слайд 14

«С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще» Л.Г.Петерсон ПУСТЬ РАДОСТЬ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕЙДЕТ В РАДОСТЬ УЧЕНИЯ !!!

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Сказка по кругу" - коллективное сочинение сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области «Сказка по кругу»(коллективное сочинение сказок)  Речевое развитие в подгото...

Мастер-класс "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ"

Материал познакомит педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и раскроет возможности ее применением в разных формах работы в детском саду....

Календарное планирование игровых технологий В.В.Воскобовича на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе.

Календарное планирование игровых технологий В.В.Воскобовича на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе....

Мастер - класс на тему:«Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Мастер - класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича  Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»....

Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича

В.В.Воскобович по специальности инженер-физик. Углубиться в педагогику ему пришлось в начале 90-х годов, когда он стал отцом. Он стал создавать свои игры, которые способствовали полноценному развитию ...

Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»

Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Игры и упражнения с песком на занятиях по обучению грамоте детей с ТНР"

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и...