конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием методик и технологий по программе ПРОДЕТЕЙ
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
Технологическая карта совместной деятельности педагога и детьми старшей группы, по области «коммуникация» с использованием методик и технологий по программе ПРОдетей: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Цель: Создать условия для активизация развития связной и грамотной речи посредством участия в словесно-речевых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

совместной деятельности педагога и детьми старшей группы, по области «коммуникация»

с использованием методик и технологий по программе ПРОдетей:

«Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Составила: Головачёва Е. В.,

воспитатель Iкв. категории МБДОУ «ДСОВ № 1»

Цель: Создать условия для активизация развития связной и грамотной речи посредством участия в словесно-речевых играх.

Задачи:

Образовательные: Учить детей полно отвечать на вопросы. Продолжать учить детей заканчивать предложение в рифму. Совершенствовать умения у детей составлять простые предложения по картинке и умение его написать в виде схемы - технологией «Модель письма». Закреплять умения отгадывать предмет по его описанию, находить по картинкам слова антонимы и называть их.

Развивающие: Развивать умение последовательно составлять и связно рассказывать рассказ по картинкам. Продолжать развивать речь, как средство общения. Развитие у детей творческих и мыслительных способностей, посредством дорисовывая детали дома, в которых есть звук «Р». Развитие умений изобразить пространственную букву при построении.
Воспитательные: Воспитывать разную активность, самостоятельность, внимательность, двигательную. Воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности. Формировать положительные эмоции и взаимоотношения детей.

Словарная работа: грамотность, мудрость, антонимы, чистоговорка, ковёр самолёт, ступа, метла, печь.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: Беседы по темам: «Дикие животные и птицы», «Мой дом, моя семья», Д/игры: «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Угадай сказку по картинкам», составление рассказов на темы: «Кто где живёт?», «Кому что нужно?», составление предложений по схемам, чтение литературы: «Емеля», «Гуси лебеди», просмотр мультфильмов: «Алладин», «Уроки тётушки Совы», отгадывание загадок, выполнение физкультурных разминок: «Изобрази фигуру», «Замри».

Оборудование: мультимедиа, аудиозапись звуки «Волшебный лес» и физминутка «Мальвина», Д/ игра Найди антонимы», мягкая игрушка Сова, планшеты и карандаши на каждого ребёнка (для модельного письма), речка, мост, атрибуты для имитации леса (деревья, грибочки, пенёчек), образцы домиков на каждого ребёнка, сюжетные картинки для составления рассказа.  

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Планируемые результаты: дети закрепили умение последовательно составлять и связно рассказывать рассказ по картинкам, заканчивать предложение в рифму. Сформировались умения составлять простые предложения и писать его на бумаге в виде схемы «Модель письма, сформировались понятия нахождения антонимов.

Компетенции: Знание специфики организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Знание общих закономерностей развития ребенка в дошкольном детстве, особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте. Умение организовывать совместную и самостоятельную деятельность.

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть:

Организация детей установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал под весёлую музыку, здороваются со взрослыми.

Приветствие «Посмотрите вы на нас!».

Воспитатель:

- Сегодня в группу к нам залетела птица. А что бы узнать, что это за птица, вы должны будете её угадать.

Д/ИГРА «Угадай по описанию?».

-У неё большие круглые глаза.

- Она питается мышами, лягушками, крупными насекомыми.

- Хорошо видит в темноте.

- Днём отдыхает, а ночью вылетает на охоту.

- Живёт в лесу, а дом - дупло.

 (Дети угадывают, появляется игрушка сова).

Что вы ещё знаете о сове? Правильно, а еще сова символ ума и мудрости. Сегодня сова приглашает вас к себе в гости в волшебную страну и называется она «Страна Грамотной и красивой речи».

2. Мотивационный компонент.

Воспитатель:

- Ребята, если страна волшебная, то на каком волшебном транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей).

- Мы с вами отправимся в «Страну Грамотной и красивой речи» на ковре самолёте. Нам нужно будет преодолеть разные вопросы и задания, которые будут встречаться на пути. Мы вместе с вами попробуем правильно выполнить, все задания и упражнения. Вы готовы, ребята? Ну что ж тогда мы отправляемся в путь.

(дети встают на край ковра, закрывают глаза, звучит музыка «Волшебный лес», дети попадают в волшебный лес. На одном из деревьев висит конверт с первым заданием).  

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Умение детей отгадывать птицу по её описанию.

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Основная часть:

Актуализация имеющихся у детей знаний.

.

Актуализация имеющихся у детей знаний.

3. Ход

Воспитатель:

Ребята, в конверте находятся разные картинки к которым вам нужно подобрать картинки антонимы, т.е. слова «наоборот» - противоположные признаки предметов.

Дети берут картинки по желанию, на обратной стороне изображены картинки «Рот» или «Ухо». Картинок «Рот» и «Ухо» должно быть одинаковое количество. У кого на антониме изображён «рот», тот кричит свой признак предмета, у кого ухо внимательно слушает выкрики и находит себе пару.

Задание № 1.Парные коммуникации: «Подбери антонимы».

Черный - белый)                                 

Густой - жидкий                

День- ночь

Горячий - холодный                                 

Старый - молодой   

Веселый - грустный  

Итог: Какое задание вы сейчас выполняли?                                       

Воспитатель: Хорошо, ребята! Молодцы, вы отлично справились с 1 заданием. Мы с вами можем отправляться в путь.

На пути у детей протекает речка, через которую проложен мост. На мосту сломаны дощечки.

Задание № 2. Модель письма.

Воспитатель: 

- Ребята посмотрите, пред нами мост, но он сломанный.  Для того чтобы на пройти через мост, мы должны его с вами починить. У нас есть подсказка – картинка. Скажите сколько не хватает дощечек на мосту? (три).

- Мы с вами должны составить предложение по картинке из трёх слов и записать его на планшетах в виде схемы.

(дети составляют предложение по предметной картинке из трёх слов. Затем воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какое у него получилось предложение, ребёнок читает).

Итог: Что мы сейчас с вами делали?

Физминутка «Посмотрите на нас» (видео).

Задание № 3 «Скажи в рифму чистоговорку».

На пеньке лежит следующий конверт с заданием. Воспитатель читает начало предложения, а дети должны закончить в рифму предложение.

1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)

2. Су-су-су – я боюсь … (осу)

3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми (свечу)

4. Жу-жу-жу – волк не страшен лишь (ежу)

5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)

6. Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу)

7. Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)

8. Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)

9. Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)

10. Ра-ра-ра! Ра-ра-ра! Дом собаки ….. (конура)

11. Лу-лу-лу! Лу-лу-лу! Нитку вдели мы в ……..(иглу)

12. Са-са-са! Са-са-са! К нам в окно летит ……. (оса)

13. Ши-ши-ши! Ши-ши-ши! На болоте ………(камышы)

14. Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Футболист бьет по ……(мячу).

Итог: Что делали? А что такое чистоговорка?

(Дети находят следующий конверт с заданием).

Задание№ 4 «Дорисуй дом, где есть предметы со звуком «Р»».

Детям предлагаются образцы дома, они должны дорисовать детали дома со звуком «Р» (дверь, труба, крыльцо, ворота и т.д)

Итог: Какое задание вы сейчас выполняли?

Задание № 5 Лаборатория историй:

 Воспитатель: 

- Тётушка Сова предлагает выполнить последнее задание. В помощь тётушка Сова предлагает вам картинки – подсказки.

- Нужно составить общий рассказ о том, какой путь мы преодолели, какие задания и испытания мы прошли в «Стране Грамотной и красивой речи» с самого начала и до конца.

После своего рассказа вы должны будете ответить на этот вопрос карточки. Кто из вас знает какой вопрос изображён на этой карточке? (показ карточки). «Что больше всего понравилось в путешествии?».

(Дети совместно составляют рассказ, о том чем занимались на занятии. По очереди каждый говорит по предложению).

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Умение детей находить свою пару – антоним.

Способность детей к принятию собственных решений.

Обеспечена потребность детей в движение

Закреплять умения детей заканчивать предложение в рифму.

Развитие у детей творческих  и мыслительных способностей.

Умение детей взаимодействовать в коллективе

Заключительная часть:

Подведение итогов деятельности.

4. Итог образовательной деятельности.

Лаборатория историй:

Воспитатель: 

- Ответьте на вопрос: «Что больше всего вам понравилось в путешествии?».

(Дети передают по очереди друг другу в руки волшебный вопросик и отвечают на данный вопрос).

Рефлексия.

Открытый показ.

Что бы ваше путешествие вам запомнилось тётушка Сова хочет вам подарить логопедические игры, что бы вы могли играть в группе и учились говорить красиво, правильно и грамотно.

(Дети встают в круг)

Чтобы нам из волшебства вернуться:

Вкруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Что увидели не позабыть.

Дружно всем сказать пора:

Нам домой пора» (звучит сказочная музыка)

Закрепляют знания через д/и: «Логопедические улитки» на активизацию звуков «В», «Л», «Т», «К», «Ш», «Щ», «З», «С».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотаблиц и слайд-презентации «Весенний лес».

Задачи:Образовательные: закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам), названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму; совершенствовать грамм...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие по сказкам"

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий"Путешествие по сказкам"...

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.

                            Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....