Звуковой анализ слова
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковой анализ слова

Звуковой анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

Существуют понятия «буква» и «звук».

Буквы мы видим и пишем,

а звуки слышим и произносим.

В русском алфавите 10 гласных букв  (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю),  21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ. 

На наших занятиях мы с детьми чаще всего говорим о звуках: учимся их слышать, различать, произносить.

Итак, подробнее о звуках.

В нашем языке есть гласные и согласные звуки. Мы учим детей

различать их по нескольким критериям:

        1. Если звук можно долго тянуть (петь), то это гласный звук;

        2. Если звук не поется и при произнесении его на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда, то это согласный звук.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, например: трон – тронь. В слове трон [н] – твердый согласный звук, в слове тронь [н’] –мягкий согласный. Запомните, звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б] - [б'], [р] - [р'] и т. д. Гласные звуки А, О, У, Э, Ы делают согласные звуки твердыми, а гласные звуки И, Я, Е, Ё, Ю делают согласные звуки мягкими.

Согласные звуки могут быть глухими и звонкими, например: звук [п] – глухой, звук [б] – звонкий.  Учим детей различать глухие и звонкие звуки по работе голосовых связок. При этом используется тактильный контроль: ребенок трогает ладонью горлышко. При произнесении звонкого звука ощущается вибрация.

Гласные буквы   Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук, например: белка - [б'элка] и два звука, например: ёлка - [йолка].

 Напоминаем вам условные обозначения звуков и схему их разбора.

             - Гласный звук (красный квадрат)

             - Твердый согласный звук (синий квадрат)

             - Мягкий согласный звук (зеленый квадрат)

 Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм)

1. Произнести слово и послушать себя.

2. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.                                                  

  3. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).

4. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.

Дидактические игры

 «Придумай слова со звуком Р» (или любым другим): взрослый с ребёнком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова с определённым звуком (например,  С), а ребёнок определяет его позицию в слове.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...