"Знакомство со сложными (Йотированными) гласными"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект Образовательной Деятельности по подготовке к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yotirovannye_glasnye.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема совместной деятельности: «Сложные (Йотированные) гласные»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: познакомить детей с Йотированными гласными

Задачи:

- закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова;

- продолжать учить сравнивать слова по звуковой структуре и выделять слова с определённым звуком.

Оборудование: доска, маркеры (красный, зелёный, синий), тетради, карандаши (красный, зелёный, синий), карточка с изображением ежа.

Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей, и совместная деятельность детей и педагога:

Этапы:

Мотивационно-ориентированный

- Ребята, не забывайте о том, что вы будущие первоклассники, которые осенью перешагнут порог уже не детского сада, а школы. Это значит, что скоро главным сигналом к началу образовательной деятельности для вас станет звук звенящего звонка. Давайте сейчас мы с вами вспомним, с чего уже в подготовительной группе у нас начинается детсадовский урок.

(воспитатель звонит колокольчиком)

(дети хором произносят) «Если слышим мы звонок – начинается урок!»

- Дети, для того, чтобы настроиться на сегодняшнюю работу, я предлагаю вам немного размяться с помощью интересного блиц-опроса. Напоминаю, что ваша задача – быстро и молча покопаться в своих головках, найти верный ответ на мой вопрос, поднять руку и дождаться того, что я могу спросить именно вас. Готовы? (возможные ответы детей: «Да!») Значит, начинаем!

- Все звуки мы можем разделить на две группы. Какие? (гласные и согласные)

- Красным цветом мы обозначаем.. (гласные)

- Синим? (согласные твёрдые)

- Зелёным.. (согласные мягкие)

- Молодцы! Своей активностью вы заслужили интересную сказку! Послушайте её внимательно..

Основной этап

- Давным-давно жили-были шесть певцов-звуков. Умели петь-то они все, но каждый делал это по-разному. А – весело и радостно; У – угрюмо и задумчиво; О – удивлённо; И – игриво, улыбчиво; Э – медлительно, рассудительно; Ы – серьёзно и хмуро. Жили эти звуки в одном доме, но часто мешали друг другу своим пением. И вот однажды решили они построить каждый свой дом и зажить отдельно друг от друга.

(дальнейший рассказ воспитателя сопровождается изображением букв на доске)

А да И нашли себе по три палочки: А сделал шалаш с перекладиной, И к двум столбикам перекладину наискосок прикрепил. У и Ы отыскали по две палочки себе: У смастерил дом, похожий на дерево с сучком, Ы к одной палочке приделал половинку найденного им колеса, поставив вторую палочку для надёжности рядом. О тоже отыскал колесо, но делать с ним ничего не стал, а таким и оставил. Э долго смотрел на оставшуюся часть колеса, которая не пригодилась Ы и решил приделать к нему палочку, которая так никому и не понадобилась при строительстве. Так и появился у каждого звука свой дом, и дома эти они назвали БУКВАМИ. С тех пор, глядя на домики-буквы, все сразу же догадываются, кто в них живёт.

Услышали как-то звуки, сидя и распеваясь в своих домах, что-то неизвестное им «Й Й Й..». Выглянули из своих окошек и увидели на улице незнакомца в зелёной рубашке, который пытается им что-то объяснить, но слишком уж кратко он говорит. Внимательнее всех прислушался И да узнал в нём своего родственника, которого зовут И-краткий, потому что звучит он отрывисто и коротко всегда. Поняли все звуки, что И-краткий тоже петь хочет. Вышли гласные из своих домов, встали в кружок и начали думать, как же его петь-то научить. Сначала решили дом ему построить, чтобы было, где жить их новому знакомому. Соорудили такой же, как у И, но с козырьком, чтобы не перепутать. Обрадовался И-краткий, ставший соседом гласных. Сидит он однажды в своём доме, слушает песни гласных и сам подпевать им пытается.. Подпевает А и получается Й-А.. (дети аналогично проговаривают) подпевает У – Й-У, О – Й-О, Э – Й-Э.. и песенки эти звучали всё быстрее и быстрее.. (дети увеличивают темп) с И И-краткий петь не стал, потому что голоса их родственные похожи и не различат их слушатели, а хмурый Ы сам не захотел становиться частью дуэта, а так и остался певцом-одиночкой. Так складно пары сложились, что решила четвёрка гласных к своим домам пристройки приделать для И-краткого на случай его прихода к ним в гости. А назвал свою пристройку Я, У – Ю, О – Ё, Э – Е. Так до сих пор и распеваются дуэты – каждый в своей комнате. За то, что И-краткий согласился парами петь с некоторыми гласными, назвали его согласным, а так как он был добрым и громким – ещё и прибавляли, рассказывая о нём, что он МЯГКИЙ И ЗВОНКИЙ. На концертах выступал И-краткий всё так же в своей зелёной рубашке, а гласные в паре с ним – в красных. Глядя, на И-краткого и остальные мягкие звуки пошили себе в дальнейшем зелёные рубашки, а твёрдые решили в синие одеваться. Так и повелось с тех пор, что в русском языке звуков гласных шесть, а букв – десять.

Понравилась вам сказка, ребята? (возможные ответы детей: «Да!»)

- Давайте проверим теперь, кто внимательно её полностью прослушал и сможет справиться с моим заданием.. Посмотрите, что изображено на картинке? (ёж) Произнесите чётко ЁЖ.. (медленнее) Й-О-Ж. А теперь попробуем сделать звуковой анализ этого слова на доске. (выходит ребёнок к доске, остальные на своих местах смотрят и помогают отвечающему)

Й – согласный, мягкий (зелёный); О – гласный (красный); Ж – согласный, твёрдый (синий).

Рефлексивно-оценочный этап

- Дети, вам понравилось знакомство с новыми гласными? (возможные ответы детей: «Да!») А кто был самым внимательным и скажет мне, сколько у нас появилось новых знакомых и как их зовут? (четыре: Е, Ё, Ю, Я) Что оказалось для вас сложным в процессе ознакомления и почему? (возможные ответы детей) Ребята, вы все умнички! Спасибо вам за сегодняшнюю совместную деятельность, ведь именно вместе, а не в одиночку, можно справиться с любыми трудностями в освоении чего-то нового!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова «роза»

Конспект по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова "роза".

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Знакомство со способом образования гласных звуков.

Коллеги предоставляю вашему вниманию презентацию на тему "Гласные звуки"...

Конспект НОД "Йотированная гласная"

Конспект для подготовительной к школе группы по теме "Буква и звук [йо]". Задачи: знакомство с буквой Ё; обучение чтению слогов, слов с буквой Ё; обучение печатанию буквы Ё, слогов и слов; развитие...

" Знакомство с йотированными гласными буквами Я,Е, Ё, Ю".

Правильно Незнайка.Ребята, Незнайка пришёл к нам в гости не просто так, ему нужна помощь. Незнайка узнал что в космосе, живут буквы  ( Я,Ё, Е,Ю), буквы непростые . Он очень хочет узнать почему? Н...