Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова «роза»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Самойлова Александра Валерьевна

Конспект по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_no13.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию (грамота) № 13.

На тему: «Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова «роза»».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепить умение определять и называть количество слогов в словах, находить место звуков в словах, развивать память, внимание, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

.

Программное содержание:

  1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
  2. Учить проведению звукового анализа слова.
  3. Закреплять знания о гласных звуках; познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков;
  4.  Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

 Демонстрационный материал: картина-схема слова роза, серые фишки, 3красные фишки; указка; фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова роза, серые фишки (по 3 на ребенка),

указки.

Часть занятия

Методы и приемы

Содержание занятия

Вводная часть

Основная часть

Итоговая часть

Словесный. Сюрпризный момент.

Практический.

Словесный. Беседа.

- Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной  сегодня утром. Когда я пришла в детский сад, то увидела, у дверей нашей группы лежало вот это письмо. Сейчас я его прочитаю. Ребята, вам пишет Белоснежка из сказки ”Семь гномов”. Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. Заданий будет пять. За каждое правильно-выполненное задание даётся фишка. Если к концу пути у вас будет пять фишек, то вы сможете освободить меня. Ну, а если вы не справитесь с заданием, то я навсегда останусь в каменном замке.

- Ребята задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?  (да)

Задание № 1

- Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».

1.В зоопарке покрасили (забор)

2.По полю бегал трусливый (заяц)

3.На ворота повесели (замок)

4.У Зины белоснежные (зубы)

5.Зоя раскрыла красивый (зонт)

6.Мама повесила новые (занавески)

- Молодцы с первым задание вы справились. За это вы получаете фишку.

Идём  дальше.

Задание№ 2

-  Ребята становитесь в круг. Я буду отдавать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне.

Начинаем игру.

Слова: дом, машина, диван, качели, луна, лиса. Молодцы вы снова получаете фишку.

Задание № 3

- Посмотрите, что нарисовано на рисунке? (роза)

- Сколько звуков в слове роза? (четыре)

- Как вы узнали? (под картинкой нарисовано четыре клеточки).

- Рроза – какой первый звук в этом слове? (р)

Когда мы его произносим нам мешает язык. Какой фишкой обозначаем этот звук?

- Рооза – какой второй звук в этом слове? (о)

Произносить этот звук ничего не мешает. Какой это звук? (гласный). Какой фишкой обозначаем этот звук? (красной).

- Розза – какой третий звук в этом слове? (з) Произносит этот звук мешает язык и зубы. Какой фишкой будим обозначать этот звук?

- Розаа – какой четвертый звук в этом слове? (а)

Какой это звук? (гласный) Его можно долго тянуть, сказать громко и тихо, во рту ничего не мешает. Какой фишкой будим обозначать этот звук? (красной).

- Сколько всего звуков в слове роза? (четыре)

- Сколько гласных звуков? (два)

- Какой первый гласный звук?

- Какой второй гласный звук?

- Сколько слогов в слове роза? (два)

- А сколько гласных звуков в этом слове? (два)

- В каком слоге первый гласный звук? (в первом)

- В каком второй? (во втором)

- В словах всегда столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть обязательно есть гласный звук.

 - Молодцы, ребята, с этим заданием тоже справились. Получайте еще одну фишку.

Задание№ 4

- Какой звук, гласный или согласный?

Звук «А» гласный или согласный?

Почему вы так думаете?

Звук «К» гласный или согласный?

Звук «М» гласный или согласный?

Звук «Р» гласный или согласный?

Звук «И» гласный или согласный?

Звук «Д» гласный или согласный?

Звук «Ю» гласный или согласный?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Чем отличается буква от звука?

- Молодцы  ребята вы заработали ещё одну фишку.

Задание № 5

Работа в тетрадях.

- Молодцы, ребята, получайте еще одну фишку.

- Данил, посчитай сколько у вас фишек ( ПЯТЬ)

- Значит вы победили. А что же находится в этом конверте? Давайте откроем его и посмотрим.

Здесь лежит письмо и ключ.

Воспитатель читает письмо.

Ребята, если вы читаете это письмо, значит, вы выполнили все задания.

Спасибо вам за помощь. Этим ключом гномы смогут открыть двери каменного замка и освободят меня.

- Кого сегодня мы спасали?

- Какое задание было самое трудное?

- Какое самое легкое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова "роза".

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...

Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...