НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Татьяна Петровна Жаворонок

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Формировать умение делить слова на слоги.

4. Совершенствовать грамматический строй речи

 

Развивающие:1. Развивать внимание, память, речь;

 

2. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

Возрастподготовительная к школе группа.

Подготовила: воспитатель Жаворонок Т. П.

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

ЦельПодготовка к обучению грамоте в детском саду.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Формировать умение делить слова на слоги.

4. Совершенствовать грамматический строй речи

Развивающие:1. Развивать внимание, память, речь;

2. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Демонстрационный материал:

Цветик – семицветик, изготовленный из цветного картона;

карточки с рисунками; тренажеры для развития речевого дыхания «Подснежник»

Раздаточный материал:

цветные кружочки (красные, синие, зеленые); карточки с цифрами 1,2,3,4; карточки с индивидуальными заданиями, карандаши красного цвета

Организация детей: в кругу, за столами;

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

-Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите. Какой красивый цветок оказался в нашей группе!

Восп-ль: - Сколько на нём лепестков? (7). Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Это цветок волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что, Женя загадывала?

/Дети перечисляют. /

-Ой! Ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! И желания Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Поможем Жене? (садятся на скамеечки)

- Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками!

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

1 задание (жёлтый лепесток):

ВОтправляет нас на тропинку загадок. Слушайте внимательно:

-Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят.

(Буквы)

-Его не видно, в руки не взять,

но зато слышно (звук).

Звуки тянутся, поют, без преград они живут.

Цветом они красные, это звуки. (гласные)

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук. Они все разные,

А называются они. (согласные)

- Каким цветом обозначаем?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

А называется строй …

(Алфавит)

В: - Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками.

Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание: разбитая вазочка сделалась целой.

/дети проговаривают слова/

2 задание (красный лепесток):

- А на этом лепестке новое – второе задание.

Лепесток отправляет нас на весеннюю полянку:

Вам нужно подобрать слова – действия к разным весенним словам. Итак, лепесток друг другу передавайте, и на вопрос «что делает?» отвечайте:

(солнце, сосульки, птицы, ручьи, листья, трава, капель, снег, животные, подснежники, почки, природа)

- Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела.

В: Ребята, мне кажется вы немного устали, помогая Жене. Давайте немного отдохнем.

(массаж «Весенний»)

Дети встают паровозиком и выполняют следующие движения:

«Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам! (хлопки ладонями по спине)

Бом, бом, река ревет

И разламывает лед! (поколачивание кулачками по спине)

Кап, кап, пришел апрель,

С крыши капает капель» (постукивание пальчиками по спине)

Ну а ясно солнышко припекло,

И повсюду золото разлило! (поглаживание спины ладошками)

Дети поворачиваются на 180% и делают массаж заново

В:- Отдохнули?

3 задание (синий лепесток):

В: - Сорвем третий лепесток (слова)

Этот лепесток поможет Жене оказаться на Северном полюсе

- А чтобы выполнить это задание лепестка сначала отгадайте загадку:

Пушистые комочки

Расселись на пруточке.

Весною зацветает,

И Пасху зазывает. (верба)

Вам нужно составить

Звуковую схему для слова «верба» (давайте пройдем за столы на свои места)

У вас на столе лежат кружочки синего и красного, и зеленого цвета для обозначения звуков. Напомните, какие звуки они обозначают?

Итак, выкладывайте звуковую дорожку для слова ВЕРБА на столе.

Ну что давайте проверим, как вы справились, кто хочет составить схему у доски?

У кого кружочки расположены в том же порядке, что и на доске, поднимите руки.

-Ребята, а сколько звуков в слове «верба»?

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

- Сколько слогов? Давайте вспомним правило.

-Молодцы! И с этим заданием вы справились.

- Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь! /Дети повторяют слова, срывают лепесток. /

4 задание (зелёный лепесток):

В: - Лепесток отправляет нас на цветочную полянуА задание такое«Подели слова на слоги и определи их количество».

В:У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (роза, мак, одуванчик, ландыш, подснежник, дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно. Женя вернулась домой.

Следующее желание Жени, чтобы все игрушки мира были у нее.

Давайте сорвем лепесток и скажем слова

5 задание (розовый лепесток):

- Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Просьба»

Внимательно слушайте каждое задание, а затем точно выполняйте его, но только тогда, когда услышите перед заданием слово- «просьба». Будьте внимательны!

- просьба: встань

- руки в стороны

- просьба: похлопай в ладоши и попрыгай

- просьба: подними руки вверх

- руки вниз

- просьба: руки на пояс

-руки за голову

- просьба: топни правой ногой

- а теперь левой

- руки вперед

- просьба: покружись

-просьба руки в стороны

-руки к плечам

- просьба: присядь

- Ребята! Пока мы с вами выполняли это задание, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и помочь ей…

Дети повторяют слова«Лети, лети, лепесток…», срывают ещё один лепесток.

6 задание (фиолетовый лепесток):

В: - Этот лепесток предлагает выполнить вам индивидуальные задания

Задание1 «Найди букву»

Какие предметы у вас нарисованы, назовите их?

Определи первый звук в названии каждого предмета и соедини этот предмет стрелочкой с нужной буквой.

Задание2 «Где прячется звук?»

Нарисуй красный квадрат в прямоугольнике на том месте, где слышится звук «О» (в начале, середине или в конце слова)

В: - Молодцы, вы справились и все игрушки вернулись обратно в магазины.

А сейчас я предлагаю опять отдохнуть, чтобы настроится на последнее задание. Давайте выйдем на коврик. Ребята, мы снова оказались на цветочной поляне, посмотрите, сколько подснежников на ней выросло, только вот на них остался еще последний снежок. И мы сейчас этот снежок с них сдуем. Только делать это мы будем правильно.

Дыхательная гимнастика «Подснежник»

Вдыхаем воздух через нос, плечи не поднимаем

выдыхаем очень плавно, губы складываем трубочкой, щеки не надуваем,

и сдуваем снежок отдельно с каждого цветочка.

Молодцы! Присаживайтесь на скамеечки.

- И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой, и проговорила слова…

Дети повторяют слова«Лети, лети, лепесток…»

7 задание (голубой лепесток):

В: - Женя очень хотела поиграть с альчиком. Мы тоже поиграем, чтобы помочь этому желанию исполниться. Задание такое:

Игра «Чепуха»: Я буду читать предложения, и если оно составлено правильно, хлопните в ладоши,

Если есть ошибка –поднимайте руку, и ошибку исправляйте.

Готовы?

-За домом стоит деревянная беседка

- Дети, на, сидеть, кожаный, диван.

-Под было яблоней много яблок.

-Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

-Чайная посуда стоит на столе.

-Руки мыть туалетное мыло

Воспит-ль: - Вот ребята, какие вы молодцы! Помогли Жене, старались и все её желания исполнились. Осталась у нас одна серединка от цветка.

- Скажите в этой сказке какое желание девочки Жени было самым добрым и полезным? Почему?

- А у вас есть желания? /Ответы детей. / Для вас Женя приготовила сюрприз! Вот вам сладкие цветики, пока одноцветики. Надо раскрасить лепестки, чтобы ваш цветок стал цветиком – семицветиком и ваше желанье исполнится.

А теперь я попрошу вас оценить свою работу сегодня, только честно. Подойдите к столу, и выберите смайлик- желтый, если вы справились со всеми заданиями, красный- я все понял, но было трудно выполнять задание, и синий – если у вас не все получилось.

А теперь покажите ваши смайлики гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...