Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Владимировна Семенова

Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sveta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие» (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему: «В гостях у бабушки»

Цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка.

Программное содержание:

Образовательные:

1) Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Килти чĕрчун». Введение в лексику новых слов: вăкăр, качака.

2) Закрепить слова: асанне, асатте, кукамай, кукаçи)  ял, ĕне, йытă, кушак, сысна;

3) Продолжать работу по формированию фонематического слуха, правильного произношения чувашских звуков: ĕ, ă.

4) Усвоение вопросительных слов: ку мĕн?

5) Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие:

1) Развивать умение понимать речь воспитателя и сверстников на чувашском языке.

2) адекватно реагировать на ситуативные высказывания воспитателя на чувашском языке.

3) Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

1) Воспитывать положительное отношение к изучению чувашского языка.

Материал: мелодия (песня) на чувашском языке, презентация домашние животные, маска козы (для игры), видеозапись бабушки, картины домашних животных, бумага с цветными карандашами.

Методические приёмы:

1. Сюрпризный момент: письмо бабушки приглашение в гости.

2. Игровая мотивация: В гости к бабушке

3. Игровой прием: едем к бабушке на автобусе.

4. Мелодия (песня) на чувашском языке

5.Просмотр слайдов,  картинок повторение слов по теме домашние животные.

6. Хоровое и индивидуальное повторение.

7. Введение нового слова: коза и бык.

8. Хороводная игра  «Качака»

9. Фонетическое упражнение «Я начну – а ты продолжи».

10. Игровой прием (просмотр видеозаписи) Бабушка благодарит на чувашском языке.

11. Игровой прием: возвращаемся на автобусе.

12. Анализ.

13. Рисование любимых животных.

14. Поощрение.

ООД:

1) Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты – мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Улыбаемся)

- Ырă кун пултăр, ачасем.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы с вами живём, в городе или в деревне?  ( Ответы детей).

-А кто у нас  живёт в деревне? (Бабушка, дедушка)

-А давайте вспомним, как на чувашском языке будет бабушка и дедушка?

Бабушка (асанне, кукамай), Дедушка (асатте, кукаçи).

(повторить хором и индивидуально).

Вчера в наш  садик принесли приглашение (письмо) от бабушки. Она приглашает нас с вами к себе в гости в деревню посмотреть на ее животных. Поедем к бабушке? На чем мы к ней можем поехать, как думаете ребята? (Ответы детей) Я предлагаю вам поехать на автобусе. (Слайд 2)

Дети рассаживаются на стульчики, имитирующие автобус. Звучит мелодия на чувашском языке.

Вот мы и приехали (слайд 2)  Проходите ребята. Что вы видите? (Ответы детей) Как будет на чувашском языке деревня? ( Ответы детей (Ял)).

«Акă ассаннен сарайĕ». (Слайд 3)  Вот это сарай. У неё там много домашних животных.

Бабушка очень хотела познакомить и показать их вам. А кто из вас знает, как будет на чувашском языке слово - домашнее животное.   (Ответы детей).

Правильно, килти чĕрчун. (повторить хором, индивидуально).

О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их. (Ответы детей).

Ребята,  давайте посмотрим и узнаем, какие животные там есть.

Ку мĕн? (рассматривают картинку коровы (слайд 4)).

Ку ĕне (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку  собаки (слайд 7)) .

Ку  йытă (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку овцы (слайд 8)).

Ку сурăх.  (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку кошки  слайд 9)).

Ку кушак (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: Ку мĕн? (рассматривают картинку свиньи слайд 10)).

Ку сысна (хоровое и индивидуальное повторение).

Бабушка купила новых животных. Мы с вами сегодня с ними познакомимся. Посмотрите, ребята все это кто у нас?

Ку мĕн? (рассматривают картинку козы слайд 11))..

Это у нас правильно коза. На чувашском языке мы говорим качака. Давайте все вместе скажем «качака» (хоровое и индивидуальное повторение).

А это у нас правильно бык (рассматривают картинку быка слайд 11)). 

 На чувашском языке мы говорим вăкăр. Давайте все вместе скажем «вăкăр» (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: Маттур, ачасем! Молодцы, ребята!

Воспитатель: Козочка хочет с вами поиграть. Игра «Качака» (слайд 12)

/ Дети становятся в круг, один ребенок остается в середине круга – он берет на себя роль козы. Дети водят хоровод со словами:

                         Кача ура качака

                         Икĕ вăрăм  мăйрака

                         Ачасене хăвалать

                         Ме-ке-кек  тесе калать.

/После этих слов коза выбирает и сажает на стульчик одного ребенка. Игра проводится 2- 3 раза/

Какие знакомые чувашские звуки вы услышите в этих словах: вăкăр, ĕне, сурăх.

  В этих словах правильно мы слышим звуки  «ĕ», «ă»

А в каких ещё словах живут эти звуки: йытă, чĕрчун.

При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки, затем дети за воспитателем  проговаривают:

Сейчас мы поиграем игру «Я начну – а ты продолжи»

ăр-ăр-ăр – ку вăкăр,

ăх-ăх-ăх – ку сурăх,

тă-тă- тă – ку йытă,

    ак –ак-ак – ку кушак,

  на-на-на – ку сысна.

Воспитатель: Маттур, ачасем! Молодцы, ребята!

На экране появляется слайд № 13 с изображением бабушки. Благодарит детей на чувашском языке и прощается (видеозапись на чувашском языке).

Дети: Тавтапуç, асанне!

Дети: Сывă  пул,  асанне!

Воспитатель: нам пора возвращать в группу. Доедем мы назад в детский сад на автобусе. Дети рассаживаются на стульчики, имитирующие автобус. Звучит мелодия на чувашском языке.

Воспитатель: Вот мы доехали в детский сад.

Каких домашних животных  вы встретили у бабушки, но вы мне должны ответить только на чувашском языке. (Ответы детей)

Ребята, какие вы молодцы! Маттур, ачасем!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать любимое животное. Самостоятельная работа детей. Молодцы! Маттур, ачасем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 2 младшей группы. Тема: «В гости к бабушке в деревню».

Закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных.Уточнить представления о домашних животных, их внешнем виде, повадках,  питании, значении для человека.Развивать...

конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"

Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми,  кишер,  сухан, ...

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей второй младшей группы №3 «В гостях у бабушки и дедушки»

Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течении года.Задачи:Обучающие задачи:Закрепить знание  детей о домашних животных.Обобщить и систематизировать знания детей ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ" для детей старшей группы Тема «В гостях у сказки»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ" для детей старшей группы Тема «В гостях у сказки» ...

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому языку» в старшей группе на тему: «С чего начинается РОДИНА?»

Организованная образовательнаядеятельность по образовательной области «Речевое развитие»в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскомуязыку» в старшей группе ...