Обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Харсекина Екатерина Викторовна

В данном раздее содержатся конспекты занятий по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка про королеву Лжи
(занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе)

Цели:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Формирование слоговой структуры (Деление слов на слоги, выделение ударного слога);
  • Предупреждение дизграфии;
  • Воспитание нравственности.

 

Ход занятия

Логопед: Ребята, вы помните сказку «Снежная королева»? Что там случилось? (Ответы детей)

Логопед: Кто спас Кая и почему? (Ответы детей)

Логопед: Так вот, случилась беда: появилась королева Лжи и украла мальчика и девочку, которые не всегда говорили правду, и унесла их в свое королевство. Вы согласны спасти детей? (Ответы детей)

Логопед: Чтобы найти, где находится замок, нам нужно собрать разрезную картину.

(Дети собирают картину и определяют, что замок находится в лесу).

Логопед читает стихотворение о лесе:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Что в глуши твоей таится?

Дети проходят и видят «лес» (макеты деревьев), читают: «Замок королевы Лжи».

Логопед: Ребята, посмотрите, что я нашла. По-моему, это шифровка, её надо прочитать. Сможете? (Дети читают.)

шифровка

Логопед: Молодцы! Спасаем Алёшу и Надюшу.

Королеве Лжи в замке помогает служанка Ошибка, она расставляет «ловушки» всем, кто пытается спасти детей. Будьте осторожны, внимательны.

Ошибка предлагает детям сок. Мы должны взять только ту посуду, на которой правильно написано её название, а то уснем (на посуде наклеены правильное и неправильное название).

(чашака – чашак – чашка - чшак)

(кужка – кружка - кужак)

(саткан – стакна - стакан)

Логопед: Никто не ошибся? Молодцы! Мне нашептала сорока, что у Надюши были бусы, но они рассыпались. Если мы соберем их, мы узнаем, где девочка.

Выделяем слоги в слове бусы (БУ - СЫ) и находим их в словах

Сугробы               бутылка               усы               сумка

Сыр                       гусыня                 сын               сок

Автобусы             бумага                 сырок           бабуля

Логопед: Надюшу знаем, где искать, а Алешу? Но всезнайка сорока и про Алешу шепнула. Оказывается, мальчик крошки от еды складывал в карманы, а карманы были дырявыми. Если мы узнаем, что ел Алеша, то его найдем по крошкам.

Задание 1: в слове ПАЛКА надо заменить первую букву БАЛКА, затем заменить вторую БУЛКА.

Задание 2: берем первые буквы слов и получаем нужное

(брат – апельсин – танк – осы – ноты = БАТОН).

Логопед: Бусы и крошки булки и батона привели нас в комнату, где спали дети. Чтобы они проснулись, нужно их побрызгать живой водой из бутылки. Перед нами две бутылки: в одной живая вода, в другой мертвая вода, как определить?

(На одной бутылке слоговая схема - - - - -  в первом слове ударение на первый слог, во втором слове ударение на второй слог. На другой бутылке такая же слоговая схема, но в первом слове ударный второй слог, во втором слове также второй ударный слог).

Логопед: Молодцы! Выбрали вторую бутылку. Дети проснулись, обрадовались и пообещали всегда говорить правду. Чтобы покинуть замок, нужно вспомнить пословицы, где есть слова ПРАВДА и ЛОЖЬ.

Дети вспоминают пословицы: «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Логопед: записать правильно предложение.

Я прож…ву без лж… и ош…бок.

 

Итог занятия.

Логопед: Как вы думаете, какой поступок мы сегодня совершили?

(Ответы детей)



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Морское путешествие за сокровищами»

подготовила

учитель-логопед

Харсекина Екатерина Викторовна

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать зрительное внимание.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: карта, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (картинки).

Ход занятия

I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1.Орг.момент

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра. (Дети по кругу передают мяч и каждый ребенок называет соседа по имени лаского : «Доброе утро Сонечка», «Доброе утро Сашенька»).

 

  1. Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня я шла на работу и на крыльце лежала вот эта посылка с письмом. Давайте прочитаем от кого оно.

Дорогие ребята, пишет вам золотая рыбка1

Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие за сокровищами, но чтобы до них добраться, нужно выполнить все задания и пройти препятствия. Поможет вам карта. Удачи!

Логопед: Ну что ребята отправимся в путешествие за сокровищами? (да)

Давайте рассмотрим карту. На карте много синего цвета, что он означает? (воду). А зеленый и коричневый? (суша)

Логопед: нам придется путешествовать по воде, на каком транспорте можем отправиться в путешествие? (на корабле, т.к. это водный вид транспорта).

Логопед: Хорошо, корабль ждет нас, занимайте места, поплыли.

(дети под музыку садятся в корабль)

Нам нужно добраться до острова попугаев

(Логопед смотрит в подзорную трубу).

Логопед:  вижу остром. Вот мы и добрались до острова. (на пальме сидит попугай).

Логопед и дети: Здравствуйте!

Попугай: здравствуйте ! Вы кто такие? Зачем пожаловали на мой остров?

Логопед: мы ищем сокровища!

Попугай: Аааа! Сокровища находятся на острове пирата, туда не просто попасть и сокровища он просто так вам не отдаст. Я подскажу как вам туда добраться если выполните мои задания.

Логопед и дети: хорошо.

 Задание 1.

На пальме висят картинки, определите первый звук на каждой картинке и составьте из этих звуков слово.

Поезд, окно, пудинг, утка, гусь, арбуз, индюк- «ПОПУГАИ»

Задание 2.

Разделите на слоги картинки: пальма, ракушка, рыбка, попугай, песок, солнце.

Попугай: Молодцы! Отправляйтесь на остров крабов, они подскажут дорогу к пирату.

(Дети с логопедом садятся в корабль)

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)

Развитие зрительного внимания

Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Мы плывем к острову крабов.

Пока поиграем , я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)

Дети отгадывают  картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.

Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

Дорожка звуков.

  Кораблик  наш плывет по дорожке    Звуков. 

Первый звук какой ребята? (на полу в один ряд лежат звуки).

Дети: звук Б

Логопед: Дайте ему характеристику и мы продвинемся дальше (он согласный, твердый, звонкий)

(аналогично проводится работа с другими звуками).

Логопед: Мы приплыли на остров крабов. (На берегу сидят два краба).

Задания от крабов.

Краб: Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)                                                        

Лодка плыла по волнам.

ЛогопедДайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что  есть преграда – язычок.                                          

Логопед: Еще он какой?  

Дети: Твердый, звонкий.                                                                        

Логопед: Можем плыть дальше.

Логопед:  Итак, мы приблизились к  озеру Пирата.

Задание на развитие фонематического восприятия

(По пальмой сидит пират)

Логопед: здравствуйте!

Пират: Здравствуйте! Зачем пожаловали? (за сокровищами)

Пират: да, они спрятаны у меня на острове, может быть, я поделюсь с вами если вы выполните мои задания.

Задание 1.Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Пират: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:                                                          

сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.

Пират: Ребята, а что такое звуки?    

Дети:  Звуки – то, что мы слышим и произносим

Пират: А где живет звук ? (в букве )                                                

Задание 2.Развитие мелкой моторики

Пират: Ребята, а сейчас вы попробуете выложить  буквы из камней какие вы знаете на берегу озера. Молодцы!

У меня есть на острове цветочная поляна, пойдемте я вам покажу.

Задание 3. Игра “Собери цветы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.                                                                                                                                                                                                              

Задание 4. Закончить предложение  словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)                                          

Суп горячий, а компот - … (холодный)                                              

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    

Дедушка старый, а внук  - … (молодой)

 Волк летом сытый, а зимой … (голодный)                                          

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)                                                

Лужа мелкая, а река … (глубокая)                          

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

Пират: молодцы, справились со всеми моими заданиями, хорошо я отдам вам мои  сокровища. (пират отдает сундук)

 Итог.

Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к  сокровищам.  Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

Пират: Я вспомнил, у меня же  есть ключик.

(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

         - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.



Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте

в подготовительной группе с ТНР.

«Маша идет в школу»

Цели:

Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах; обобщать знания о твердых и мягких согласных; закрепить умение детей делить слова на слоги; подбирать слова- антонимы, закрепить умение детей составлять предложения и выкладывать к ним схемы; подбирать прилагательные к существительным;  закреплять умение описывать время года, используя алгоритм.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

  Воспитательные. Воспитывать, доброту, взаимовыручку, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. 

Ход занятия.

I. Организационный момент занятия.

- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Давайте вспомним нашу речевку, с которой мы начинаем наше занятие.

Каждый день, всегда- везде,

На занятиях и в игре,

громко четко говорим,

никуда мы не спешим.

Наше занятие мы начнем с игры  «Что такое школа?»

«В какое время года дети начинают учиться?»

 «Как называется здание, в котором дети получают знания?»

«Как называют детей, которые учатся в школе?»

«Как в школе называется комната, где дети учатся?»

 «Кто встречает детей в классе?»

 «Где пишет учитель, когда объясняет задание?»

«Чем пишет учитель на доске?»

 «Как ты узнаешь, что пора идти на урок?»

«Что такое перемена?»

II. Основная часть занятия.

Воспитатель: Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Сегодня нам придется вспомнить, чему мы с вами учились на занятиях  и помочь одной девочке во всем разобраться.

А кто эта девочка вы сейчас скажете мне сами, послушав мелодию.

(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

Ребята, вы догадались, откуда эта мелодия?

Кто главная героиня мультфильма?

Правильно, это Маша. (Воспитатель показывает куклу Машу).

Какая Маша по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная)

 - А вы знали, что Маша, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс? Но Мишка решил проверить, готова ли Маша к школе и дал ей несколько заданий. Маша боится ошибиться и просит у вас помощи.  Ребята, Вы согласны помочь Маше и выполнить задания Мишки?

- Дааааа

 Мишка приготовил несколько заданий в конвертах с номерами. Посмотрите сколько их!  Подумайте и скажите, с какого задания мы начнём.

Дети: С первого задания. (буквы)

Воспитатель: Правильно! Ну, что начнём? (открываем конверт под №1)

Что это ребята?

Дети: Буквы, звуки.

Мишка, наверное, хочет, чтобы мы ему рассказали все, что мы знаем про буквы и звуки.

- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков?  / звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим.

Какие звуки бывают? (гласные и согласные)

-Гласные это какие? которые поются.

Назовите гласные звуки,  а, о, и, у, .......

 - А согласные звуки это какие? (которые не можем пропеть)

- Какие бывают согласные? твердые и мягкие.

Сейчас мы с вами сыграем в игру

Я показываю картинку, а вы  определяете  первый звук в слове и называете какой он.

Пенал- п*, согл, мягк; ручка, тетрадь, доска, парта, мел, карандаш, портфель.

Как вы думаете, мы справились с заданием Мишки?

Я  думаю, Маша сможет уже сама многое рассказать Мишке про буквы и звуки.

Воспитатель: Молодцы!  С первым с заданием справились.

Под каким номером будем выполнять следующее задание?

Дети: под номером 2 (раздели на слоги)

Игра "Собери портфель" (дети берут по одному предмету на столе и делят на слоги, складывая в портфель: линейка, ручка, мел, тетрадь, азбука)

Игра "Скажи наоборот" (презентация)Конверт №3

Низкий- высокий

тяжелый-легкий

старый-новый

белый- черный

чистый-грязный

мягкий-твердый

хороший- плохой

злой- добрый

    Физминутка: с Машей (зайцы встали на зарядку) аудио

Воспитатель: Ну что, продолжаем выполнять Мишкины задания. Открываем следующий конверт под номером…?

Дети: под номером 4 (схема предложения)

Воспитатель:  следующий конверт под номером…

  (алгоритм описания времени года «Весна») 5 мин.

Задания от Миши. Прислал нам картину и просит рассказать о ней, а для того чтобы нам было легче он отправил для нас схему.

 «Составь описательный рассказ», тема – Весна

III. Заключительная часть занятия.

Рефлексия:

- Чем мы сегодня занимались? 

- Как вы считаете, мы помогли Маше? Теперь возьмут ее в первый класс?

- Тяжело было Маше помогать?

- Что было самым интересным? Весёлым?

Ребята у меня есть вот такое солнышко, если вам понравилось занятие и вы считаете что вы справились со всеми заданиями, прикрепите к солнышку лучики желтого цвета, если вам было трудно, прикрепите лучики синего цвета.

Видите сколько нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. 1 сентября Маша как и вы пойдет в школу и будет учиться на одни четверки и пятерки. Маша говорит вам спасибо  и в благодарность оставила вам подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...