Программа дополнительного образования "Букварик"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Карсакова Валентина Сергеевна

Программа «Букварик» предназначена для воспитанников подготовительной к школе группы – от 6 до 7 лет и разработана с учетом их  возрастных, психологических особенностей.

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bukvarik.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Умение читать сегодня становится одним из главных требований подготовки ребёнка к школе. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку,  осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.Таким образом, необходимость более раннего обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования  личности ребёнка.

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задачи программы:

1. развивающие:

- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;

- развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями;

- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;

2. образовательные:

- обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- закрепление умения проводить звуковой анализ;

- определение количества слова в предложении и составление предложений;

3. воспитательные:

- формирование интереса и любви к чтению;

- воспитание аккуратности, старательности, коммуникабельности, любознательности.

За основу программы  «Букварик» взята авторская методика Шумаевой Д.Г. и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. В основе обучения дошкольников чтению по данным методикам лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения. Задания даются от простого к сложному, от звука к букве - освоение грамоты путём формирования фонетического восприятия и слуха.

Программа «Букварик» предназначена для воспитанников подготовительной к школе группы – от 6 до 7 лет и разработана с учетом их  возрастных, психологических особенностей.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю, продолжительность занятий   30 минут. Общее годовое количество часов – 32.  Занятия проводятся с октября  по май месяц учебного года.

2. Планируемые результаты

- Уметь чисто и правильно произносить звуки родного языка;

- Уметь различать понятия «звук», и «буква»;

- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;

- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

- Определять место звука в слове;

- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком;

- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

- Понимать и использовать в речи термин «предложение» составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку;

3. Содержание программы

Содержание Программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования:

- знакомство с буквой и звуком;

- характеристика звука;

- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные);

- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;

- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);

- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;

- работа над лексическим значением слов;

- слушание стихотворений, сказок;

- выполнение заданий на классификацию;

- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных направлениях);

- составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;

- пальчиковые игры;

- анализ и синтез графических букв;

- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты);

- работа с книгой.

Совершенствование навыков чтения происходит в играх различной сложности и направленности. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Игровые технологии позволяют:

- поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

- создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

- вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

- позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

-доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности;

- повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры.

Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.  На занятиях используются элементы лепки, рисования и аппликации.

Принципы построения программного содержания:

-От простого – к сложному.

-Доступность содержания программного материала.

-Систематичность и последовательность программного материала.

-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

-Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.

Форма организации занятий: групповая

Общее количество: 32 занятия

Режим занятий:

Группа

Количество детей

в подгруппе

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в год

Продолжительность одного занятия

Подготовительная группа

10 человек

1

32

30 минут

Расписание занятий:

День недели

Время

Четверг

15.30 – 16.00

Структура занятий:

1.Артикуляционная гимнастика или разминка.

2.Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого
формата и магнитной азбукой.

3.Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.

4.Физкультминутка.

5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.).

6. Всевозможные игры и упражнения.

7. Итоги.

Примечания: 1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала.

Календарно- тематическое  планирование

№ п/п

дата

Тема

Количество минут

1.

06.10

Гласные звуки [А, У, О].

30

2.

13.10.

Согласный звук [М ,М'], буква М. Закрепление.

30

3.

20.10

Согласные звуки[С, С']. Буква С.

30

4.

27.10

Согласные X (X').

30

5.

03.11.

Закрепление  звуков [А, У, О, М, С, X].

30

6.

10.11.

Звук [Ш], буква Ш.Сопоставление звуков С - Ш.

 Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО,СУ.

30

7.

17.11.

Согласные звуки[Л, Л'], буква Л. Обобщение предыдущего.

30

8.

24.11

Гласный звук [Ы].

30

9.

01.12.

Согласные  звуки [Н, Н'], Буква Н.

30

10.

08.12.

Согласные звуки [Р, Р']. Буква Р.  Сопоставление звуков Р- Л.
Обобщение
.

30

11.

15.12.

Согласные звуки [К, К'].  Буква  К.

30

12.

22.12.

Согласные звуки  [П,П'].  Буква П.

30

13.

29.12.

Согласные звуки  [Т, Т']. Буква Т.  Сопоставление  звуков Т - Д.

30

14.

12.01.

Согласные звуки [ К, К'], [П, П'], [Т, Т']. Закрепление.

30

15.

19.01.

Гласный звук [И].

30

16.

26.01

Согласные звуки[В, В'], буква В.

30

17.

02.02.

Согласные звуки[3, 3']- Сопоставление 3 и С.

18.

09.02.

 Согласный звук [Ж ]. Буква Ж. Сопоставление звуков Ж- Ш.

30

19.

16.02.

Согласные звуки [Б, Б'],буква Б.  Сопоставление звуков  Б - П.

30

20.

02.03.

Согласные звуки [Г, Г'], буква Г.

30

21.

09.03.

Согласные звуки [Д, Д], буква Д.  Сопоставление звуков  Д - Т.

30

22.

16.03.

Звук [Й]. Буква Й.  Сопоставление звуков  Й и И.

30

23.

23.03.

Ь — показатель мягкости.

30

24.

30.03.

Гласные Я, Ю, Ё.

30

25.

06.04

Согласный звук [Ц], буква Ц.

30

26.

13.04.

Согласный звук [Ч],буква Ч.

30

27.

20.04

Согласный звук [Щ], буква Щ.

30

28.

27.04

Согласные звуки [Ф,Ф']. Буква Ф. Сопоставление звуков

В-Ф.

30

29.

04.05.

Гласный  звук [Э]. Буква Э.

30

30.

11.05.

Ъ, Ь — разделительные знаки.

30

31.

18.05.

Удвоенные согласные.

30

32.

25.05.

Закрепление пройденного.

30

ИТОГО:

32 занятия.

(960 мин.)

4. Материально- техническое обеспечение:

1. Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для
тридцати трех букв
.        

2. Фланелеграф.

3. Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать

4. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой.

5. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи и пр. наглядность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016.

2. Кирилина Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению / Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М.: «Издательские решения».

3. Безруких М. М. От буквы к слову, от слова к предложению: Тетрадь 1, 2, 3, 4 / М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Н. В. Флусова. – М.: Вентана-Граф.

4. Жукова О. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день / О. С. Жукова. – М.: Астрель, 2012.

5. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – СПб: КАРО, 2005.

6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Быстрое обучение чтению. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2002.

7. Федиенко В. Учимся читать легко: рабочая тетрадь. – Харьков, 2007.

8. Колесникова Е. В. От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

9. Колесникова Е. В. Я начинаю читать: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.

10. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...