Конспект Обучения грамоте "Звук Ч"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Сапронова Марина Александровна
Цель: продолжать формировать правильное произношение у детей звука Ч словах и предложениях.
 
Задачи 
Образовательные:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- способствовать правильному произношению звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);
- продолжать учить определять наличие звука Ч в слове или его отсутствие
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать высшие психические функции детей;
- развивать музыкальные способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать любовь к родному языку
 
Словарная работа: паровоз, вагон, челюсть.
Предварительная работа с детьми: чтение худ.литературы, просмотр картинок где в слове есть звук Ч.
 
Оборудование, материалы
-паровозик, аудиозаписи, дождинки (капельки), картинки где в слове присутствует звук Ч.
-дождинки
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.sred_zvuk_ch_21god.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МАДОУ «детский сад №30 «Елочка»

Конспект ОД

Образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Для детей средней группы

Тема: «Звук Ч» (Обучение грамоте)

Подготовила и провела:

Сапронова М.А.,

Воспитатель

2021 год

Цель: продолжать формировать правильное произношение у детей звука Ч словах и предложениях.

Задачи

Образовательные:

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- способствовать правильному произношению звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);

- продолжать учить определять наличие звука Ч в слове или его отсутствие

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать высшие психические функции детей;

- развивать музыкальные способности детей.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать любовь к родному языку

Словарная работа: паровоз, вагон, челюсть.

Предварительная работа с детьми: чтение худ.литературы, просмотр картинок где в слове есть звук Ч.

Оборудование, материалы

-паровозик, аудиозаписи, дождинки (капельки), картинки где в слове присутствует звук Ч.

-дождинки

ОД

  1. Организационный момент

Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

-Кто это?

Ответы детей: паровоз.

- Правильно. Ой, а что это? Послушайте. (звучит фонограмма - звук паровоза) .Появляется иллюстрация  паровоз.

- И как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие?

Ответы детей: на паровозе.

- Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.

- Приготовились? Поехали! ( звучит фонограмма «Песня паровозика»)

Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.

- Приехали ! Вагончики паровозик отцепил (дети садятся )

2. Основная часть:

а) Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.

    Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

- артикуляционные базовые упражнения

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить

Дыхательная гимнастики

 Послушный ветерок ( для выработки воздушной струи)

- А теперь поиграем в игру. Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас? (весна)

- И с неба падают ……(дождинки). Я каждому на ладошку положу дождинку и вам нужно ее сдуть.

- Итак начали… молодцы!  (каждому ребенку раздается по одной капельки дождя)

Теперь я вижу вы готовы.

 б)  Знакомство со звуком Ч.

- Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

губки округлены

зубки не смыкаются

язычок поднят вверх и с силой произносим звук Ч

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч.  Чувствуете,  как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

в) Развитие фонематического слуха

– А теперь я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 2 раза, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса,суп,часы,костюм,матрос,насос,чебурашка,чемодан,мальчик,мама,дед.

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

Физминутка .

Мы в вагончиках сидим,

 Мы сидим, мы сидим

И в окошко мы глядим

Весело глядим

Повороты головы вправо, влево

Едет, едет паровоз 

Чух-чух-чух, чух-чух-чух 

Ребятишек он повез 

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперед-назад

А колесики стучат – 

Так-так-так, так-так-так,

Будто с нами говорят

Так-так-так, так-так-так.

Ударить ладонями по коленям

Громко подаем гудок 

Ту-ту-ту, ту-ту-ту, 

Подъезжает паровоз

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку

 г) Автоматизация звука Ч в словах

 - Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)

Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, наступила ночь.

Уч-уч-уч, а на небе яркий луч.

 –Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей)

У них усы не для красы —
Они показывают время
И называются...
(часы).

Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая … (Чашка)

Когда лежу на месте.
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести.
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я ...
 (чемодан).

Поезд едет тук — тук – тук…
К нам в купе приносят вдруг,
Что за жидкость? Отвечай!
Проводник принёс нам … (Чай)

Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит ... (черепаха).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)

Ходят весь век,
А не человек. (Часы)

3. Заключительная часть

Итог

- С каким звуком мы играли? (со звуком Ч)

- Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).

- Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.

(под песенку паровоз уезжает домой).

Литература

  1. От рождени я до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – 6-е изд., доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020-368с.
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обучения детей подготовительной группы технике квиллинг. Тема: Сирень.

Научить детей скручивать форму "капля" из половины бумажной полосы. Учить размешать детали цветка на общей ветке....

Конспект: Обучение счёту детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТЕМА: «Цветик- Семицветик»Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и...

Конспект обучения плаванию в старшей группе «Моряками стать хотим»

Конспект  обучения плаванию в старшей группе«Моряками стать хотим»Составила:   Детистова  В.П., инструктор по физической культуре, МАДОУ ЦРР  д/с № 83Цель: об...

Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.

Конспект обучения пересказу. Рассказ К. Д. Ушинский «Бишка» средняя группа.    ...

План-конспект «Обучение связной речи по теме «Весна – красна»» «Речевое развитие» в старшей группе

План-конспект «Обучение связной речи по теме «Весна – красна»» «Речевое развитие» в старшей группе КАБАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНАГБОУ ШКОЛА 21...