План-конспект «Обучение связной речи по теме «Весна – красна»» «Речевое развитие» в старшей группе
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Кабакова Татьяна Александровна

 

План-конспект «Обучение связной речи по теме «Весна – красна»»

 «Речевое развитие» в старшей группе

 

КАБАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ГБОУ ШКОЛА 2120 Д-8 ГРУППА «РАДОСТЬ»

МОСКВА 2021

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1) Формировать связную речь; Обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде мнемотаблицы; Упражнять в подборе существительных мужского, женского и среднего рода и их согласовании с прилагательными;
Обогащать словарный запас детей по теме «Весна» (проталинка, проталина); Развивать навыки словообразования; Обучать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Упражнять детей в умении подбирать слова с противоположными значениями (антонимы) («Речевое развитие»)
2) Закрепить с детьми характерные признаки весны («Познавательное развитие»)
3) Формировать умение взаимодействовать со сверстниками, доброжелательное отношение к своим товарищам. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
практические: игры, игровые упражнения;
наглядные: рассматривание картинок;
словесные: беседа, вопросы.
Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение в виде собственной презентации; солнце с лучиками, мяч, мнемотаблица, картинки с изображением природных явлений.

 

Логика образовательной деятельности

Мотивационно-организационный этап.
Игровая ситуация «Солнышко просит помощи» (видеосообщение)
(Деятельность воспитанников) Дети смотрят видеосообщение (говорит Солнышко).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Заколдовала меня Зима, спрятала мои лучи за снежными тучками. Помогите мне, пожалуйста! Освободите мои лучики. А для этого надо выполнить задания, я без вашей помощи не справлюсь».
Воспитатель: Поможем Солнышку, ребята?
(Воспитатель обращает внимание детей на изображение на мультимедийной доске.)
Воспитатель: Каждый лучик - это отдельное задание, чтобы помочь Солнышку – нам необходимо их правильно выполнить.
(Деятельность воспитанников) Дети слушают, встают произвольно, предлагают помощь

Деятельностный этап.
Задачи:
- Формировать связную речь.
- Закрепить с детьми характерные признаки весны.
- Обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде мнемотаблицы

Дидактическая игра «Назови признаки весны»
(Деятельность воспитанников) Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями.
Знают характерные признаки весны.
Связно и последовательно рассказывают с наглядной основой в виде мнемотаблицы
Воспитатель предлагает выполнить первое задание: посмотреть видеосюжет и ответить на вопросы. (воспитатель включает видеосюжет о весне)
- О каком времени года говорилось?

- Какие признаки весны вы знаете?
- Какие весенние месяцы знаете?
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, у Солнышка освободился первый лучик
(Деятельность воспитанников) Дети встают произвольно, смотрят на экран.

По мнемотаблице дети вспоминают признаки весны.
Дети отвечают на вопросы полным предложением.
Задачи:
Упражнять в подборе существительных мужского, женского и среднего рода и их согласовании с прилагательными;
Обогащать словарный запас детей по теме «Весна» (проталинка, проталина)

Словесная игра «Подскажи слово»
(Деятельность воспитанников) Подбирают существительные мужского, женского и среднего рода и согласовывают их с прилагательными. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

Воспитатель предлагает встать в круг и поиграть в игру с мячом «Подскажи слово».
Задание: образуем слова от слова солнце.
• Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)
• Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)
• «зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна
• Какой сегодня день? (весенний)
• Какое небо? (весеннее)
• Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.
Воспитатель: Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково?
Молодцы, еще один лучик появился у Солнышка
(Деятельность воспитанников) Дети, стоят в кругу. Передают мяч друг другу по очереди, называют слова.

Физминутка
Воспитатель: Произносит текст и показывает движения.
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.

Воспитатель: Еще одна снежная тучка расстаяла и у Солнышка появился новый лучик
(Деятельность воспитанников) Повторяют слова и движения за воспитателем.
Задачи: Развивать навыки словообразования; Обучать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Словесная игра «Назови ласково»
(Деятельность воспитанников) Образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Воспитатель предлагает повторить слова, но ласково: солнце —... (солнышко), облако —... (облачко), ветка - ... (веточка), луч —... (лучик), лед —... (ледок), дерево —... (деревце), ветер —... (ветерок), сосулька—... (сосулечка), проталина—... (проталинка), ручей —... (ручеек).
Воспитатель: Молодцы, еще один лучик Солнышка освободился.
(Деятельность воспитанников) Дети встают произвольно, по очереди выполняют задание
Задачи:
Упражнять детей в умении подбирать слова с противоположными значениями (антонимы)

Игровое упражнение «Скажи наоборот»
(Деятельность воспитанников) Умеют подбирать слова с противоположным значением
Воспитатель предлагает подобрать слова с противоположным значением
Зимой снег белый, а весной –
Зимой снег чистый, а весной –
Зимой дни холодные, а весной –
Зимой дни короткие, а весной –
Зимой солнце тусклое, а весной –
Зимой небо серое, а весной –
Зимой ветер холодный, а весной –

Воспитатель: Молодцы, ребята, наше Солнышко сияет все ярче и ярче.
(Деятельность воспитанников) Дети встают в круг, по очереди ловят мяч и подбирают слово с противоположным значением.

Заключительный этап. Рефлексия
Воспитатель: Вы справились со всеми испытаниями и помогли Солнышку.
(Деятельность воспитанников) Дети рассказывают, что им понравилась помогать Солнышку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna-krasna.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект «Обучение связной речи по теме «Весна – красна»»

«Речевое развитие» в старшей группе

КАБАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ГБОУ ШКОЛА 2120 Д-8 ГРУППА «РАДОСТЬ»

МОСКВА 2021

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1) Формировать связную речь; Обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде мнемотаблицы; Упражнять в подборе существительных мужского, женского и среднего рода и их согласовании с прилагательными;
Обогащать словарный запас детей по теме «Весна» (проталинка, проталина); Развивать навыки словообразования; Обучать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Упражнять детей в умении подбирать слова с противоположными значениями (антонимы) («Речевое развитие»)
2) Закрепить с детьми характерные признаки весны («Познавательное развитие»)
3) Формировать умение взаимодействовать со сверстниками, доброжелательное отношение к своим товарищам. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
практические: игры, игровые упражнения;
наглядные: рассматривание картинок;
словесные: беседа, вопросы.
Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение в виде собственной презентации; солнце с лучиками, мяч, мнемотаблица, картинки с изображением природных явлений.

Логика образовательной деятельности

Мотивационно-организационный этап.
Игровая ситуация «Солнышко просит помощи» (видеосообщение)
(Деятельность воспитанников) Дети смотрят видеосообщение (говорит Солнышко).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Заколдовала меня Зима, спрятала мои лучи за снежными тучками. Помогите мне, пожалуйста! Освободите мои лучики. А для этого надо выполнить задания, я без вашей помощи не справлюсь».
Воспитатель: Поможем Солнышку, ребята?
(Воспитатель обращает внимание детей на изображение на мультимедийной доске.)
Воспитатель: Каждый лучик - это отдельное задание, чтобы помочь Солнышку – нам необходимо их правильно выполнить.
(Деятельность воспитанников) Дети слушают, встают произвольно, предлагают помощь

Деятельностный этап.
Задачи:
- Формировать связную речь.
- Закрепить с детьми характерные признаки весны.
- Обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде мнемотаблицы

Дидактическая игра «Назови признаки весны»
(Деятельность воспитанников) Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями.
Знают характерные признаки весны.
Связно и последовательно рассказывают с наглядной основой в виде мнемотаблицы
Воспитатель предлагает выполнить первое задание: посмотреть видеосюжет и ответить на вопросы. (воспитатель включает видеосюжет о весне)
- О каком времени года говорилось?

- Какие признаки весны вы знаете?
- Какие весенние месяцы знаете?
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, у Солнышка освободился первый лучик
(Деятельность воспитанников) Дети встают произвольно, смотрят на экран.

По мнемотаблице дети вспоминают признаки весны.
Дети отвечают на вопросы полным предложением.
Задачи:
Упражнять в подборе существительных мужского, женского и среднего рода и их согласовании с прилагательными;
Обогащать словарный запас детей по теме «Весна» (проталинка, проталина)

Словесная игра «Подскажи слово»
(Деятельность воспитанников) Подбирают существительные мужского, женского и среднего рода и согласовывают их с прилагательными. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

Воспитатель предлагает встать в круг и поиграть в игру с мячом «Подскажи слово».
Задание: образуем слова от слова солнце.
• Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)
• Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)
• «зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна
• Какой сегодня день? (весенний)
• Какое небо? (весеннее)
• Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.
Воспитатель: Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково?
Молодцы, еще один лучик появился у Солнышка
(Деятельность воспитанников) Дети, стоят в кругу. Передают мяч друг другу по очереди, называют слова.

Физминутка
Воспитатель: Произносит текст и показывает движения.
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.

Воспитатель: Еще одна снежная тучка расстаяла и у Солнышка появился новый лучик
(Деятельность воспитанников) Повторяют слова и движения за воспитателем.
Задачи: Развивать навыки словообразования; Обучать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Словесная игра «Назови ласково»
(Деятельность воспитанников) Образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Воспитатель предлагает повторить слова, но ласково: солнце —... (солнышко), облако —... (облачко), ветка - ... (веточка), луч —... (лучик), лед —... (ледок), дерево —... (деревце), ветер —... (ветерок), сосулька—... (сосулечка), проталина—... (проталинка), ручей —... (ручеек).
Воспитатель: Молодцы, еще один лучик Солнышка освободился.
(Деятельность воспитанников) Дети встают произвольно, по очереди выполняют задание
Задачи:
Упражнять детей в умении подбирать слова с противоположными значениями (антонимы)

Игровое упражнение «Скажи наоборот»
(Деятельность воспитанников) Умеют подбирать слова с противоположным значением
Воспитатель предлагает подобрать слова с противоположным значением
Зимой снег белый, а весной –
Зимой снег чистый, а весной –
Зимой дни холодные, а весной –
Зимой дни короткие, а весной –
Зимой солнце тусклое, а весной –
Зимой небо серое, а весной –
Зимой ветер холодный, а весной –

Воспитатель: Молодцы, ребята, наше Солнышко сияет все ярче и ярче.
(Деятельность воспитанников) Дети встают в круг, по очереди ловят мяч и подбирают слово с противоположным значением.

Заключительный этап. Рефлексия
Воспитатель: Вы справились со всеми испытаниями и помогли Солнышку.
(Деятельность воспитанников) Дети рассказывают, что им понравилась помогать Солнышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие" в старшей группе» представляет собой планир...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «Пр...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Сундучок сказок» по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе»

Тема «Сундучок сказок» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Задачи: 1) Закреплять изолированны...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Весна. Прилёт птиц" для детей старшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Весна. Прилёт птиц"  для детей старшей группы ДОУ...

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…»

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «Пр...

План – конспект образовательной деятельности «Прозрачное чудо» по образовательной области «Познавательно – речевое развитие в старшей группе»

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательно - речевому                                  ...