План – конспект образовательной деятельности «Прозрачное чудо» по образовательной области «Познавательно – речевое развитие в старшей группе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васина Любовь Сергеевна

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательно - речевому                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               развитию в старшей группе

Образовательная область: познавательно - речевое развитие;

Тема образовательной деятельности: «Прозрачное чудо»;

Возрастная группа: дети шестого года жизни (старшая группа);

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие,  физическое развитие;

Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звуки посредством игровых  упражнений.

Задачи:

«Речевое развитие»:

-упражнять детей в четком и правильном произнесении звуков изолированно, в слогах, в словах;

-формировать у детей интерес к устному народному творчеству, сказкам, загадкам;

-закрепить умение различать слова со звуками;

-развивать фонематический слух, восприятие и внимание в процессе реализации словарных упражнений и игровых ситуациях;

«Познавательное развитие:

-развивать  способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

-осуществлять поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

-формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

«Физическое развитие»:

-развивать подвижность органов артикуляции, речевое дыхание  при произнесении звука;

-развивать  интонационную выразительность

-способствовать развитию мелкой моторики, глазомер, воображение при выполнении различных приемов работы.

«Социально – коммуникативное развитие»:

-воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом,

-наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений;

-осуществлять воспитание культуры общения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_nod_prozrachnyy_molbert_1._2.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа № 1 с.Хворостянка

муниципального района Хворостянский Самарской области

План – конспект

образовательной деятельности «Прозрачное чудо»

по образовательной области

«Познавательно – речевое развитие в старшей группе»

Выполнили:

Булгакова Ольга Александровна

Васина Любовь Сергеевна

воспитатели старшей группы

Хворостянка 2024 г.

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательно - речевому                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 развитию в старшей группе

Образовательная область: познавательно - речевое развитие;

Тема образовательной деятельности: «Прозрачное чудо»;

Возрастная группа: дети шестого года жизни (старшая группа); 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие,  физическое развитие;

Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звуки посредством игровых  упражнений.

Задачи:

«Речевое развитие»:

-упражнять детей в четком и правильном произнесении звуков изолированно, в слогах, в словах;

-формировать у детей интерес к устному народному творчеству, сказкам, загадкам;

-закрепить умение различать слова со звуками; 

-развивать фонематический слух, восприятие и внимание в процессе реализации словарных упражнений и игровых ситуациях;

«Познавательное развитие:  

-развивать  способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

-осуществлять поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

-формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

«Физическое развитие»:

-развивать подвижность органов артикуляции, речевое дыхание  при произнесении звука;

-развивать  интонационную выразительность

-способствовать развитию мелкой моторики, глазомер, воображение при выполнении различных приемов работы.

«Социально – коммуникативное развитие»:

-воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом,

-наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений; 

-осуществлять воспитание культуры общения.

Методы и приемы: 

Практические: рисование, физкультминутка, игровые упражнения.

Словесные: рассказ педагога; беседа, объяснение..

Наглядных: демонстрация наглядного пособия;  показ изображений.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная;

Предварительная работа: заучивание скороговорок, чистоговорок, рассматривание предметных картинок со звуками, провидение артикуляционной гимнастики, физкультминутки;

Словарная работа: звук, слог.

Материалы и оборудование: прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в деревянной рамке, краски (водорастворимые), кисти, геометрические фигуры, розетки для воды: дополнительно можно использовать: ватные палочки, поролоновые губки, мятая бумага, маркеры. Картинки. Магнитная доска, картинки: тучка, солнышко, цветные бантики.

Логика образовательной деятельности

Этапы деятельности

Задачи этапа

Деятельность  воспитателя

Методы, формы и приемы

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

1.1.

Вводный этап.

Психологический настрой.

Организационно-мотивационный.

Создать хорошее настроение, организовать детей и с мотивировать на предстоящую деятельность.

-Ребята: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

-Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться  в увлекательное  путешествие в страну звуков.

-Вы согласны?

Словесный метод-объяснение, беседа.

Стоят в центе в кругу.  Внимательно слушают воспитателя. Эмоционально откликаются.

Получен заряд хорошего настроения.

Дети с мотивированы заинтересованы,          обладают установкой положительного отношения к деятельности.

2.

2.1

Основной этап.

Деятельностный

Физкультминутка

Создание проблемной ситуации.

Развивать артикуляционный аппарат, навыки самоконтроля,  при выполнении упражнений.

Учить выполнять автоматизацию звука изолированно.

Развивать фонематический слух.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать умение делить слова на слоги.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание.

Развивать внимание, память, речь, мелкую моторику.

-Как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие?

-Отгадайте  загадку и мы узнаем, на чем отправимся в путь:

«Она доставит без труда

Тебя в другие города.

Но если ты собрался в путь

Её заправить не забудь!

- Что это? Правильно, ребята. Конечно, это машина

-В наше путешествие мы отправимся на машине. Наша машина везде бывает, много видит и слышит. Ей нравится  слушать правильную речь, особенно слова с её любимым звуком.

- Я буду шофером, а вы пассажирами.

-Приготовились? Поехали! (звучит фонограмма песни «Мы едем на  машине»)

-Ребята, мы приехали с вами в страну звуков, и наша машина хочет познакомить вас со своим любимым звуком.

-Разбудим наш язычок, зубки и губки.  

-Присаживайтесь на стульчики за столы.

На столе на подставке стоит прозрачный мольберт. В нижнем левом углу с обратной мольберта прикреплена картинка машины, и в нижнем правом углу – домик.  

 - Проведи  пальчиком  по дорожке (рисуй  дорожку, произнося  отчетливо: Р-Р-Р…)  

 Аналогично проводиться работа по автоматизации других звуков:

Звук С – нарисуй (покажи пальчиком) как падают снежинки (течет водичка);

Звук Л – помоги пароходу доплыть до пристани;

Звук Ш – проводи пальчиком по дорожке (рисуй дорожку, произнося отчетливо : Ш – Ш –Ш)

- Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Не ошибись!»

Прикрепите на мольберт геометрические фигуры, когда услышите звук С. Например: снег, мороз, слон, оса, дом и другие.

- У вас получилось верно выполнить упражнения, теперь потренируемся правильно находить картинки, в названии которых есть звук З и соединять их между собой линией.(Картинки: заяц, зонт, змея, белка, зебра , лиса)

- Ребята, а сейчас предлагаю немного поиграть.

-Слушайте четверостишия и повторяйте за мной.

Перед зеркалом стою (стоят прямо)

И себя не узнаю (Качают головой).

Ставлю руки на бочок (ставят руки на пояс):

Я − отважный морячок (правая нога - на носок, подбородок вверх).

Вы еще не сели (соединяют руки)?

Я теперь качели (качают ими влево-вправо).

Ну-ка, угадай-ка,

Что за птица? (машут руками, как крыльями)

Чайка (кисти рук заострены вверх).

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась (руки в стороны, ноги широко расставлены).

- Наше путешествие продолжается. Прикрепите к мольберту столько кружков, сколько слогов в слове (ма-ши-на, са-ни, са-мо-лет…)

-Молодцы!  Теперь я вижу,  вы готовы выполнить следующее задание. Выберите картинки с определенным звуком и прикрепите их на мольберт. Звук Р. (Картинки: мухомор, машина,  рот, санки, цветок, рак, ворона, паровоз).

- Дети, вы любите отгадывать загадки? Предлагаю отгадать загадки, а отгадки нарисовать на мольберте. 

- Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… 
(луна)

 - Нарисуйте луну с помощью поролоновой губки.


- Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно все сошло.  
(снег)

- Снег нарисуйте мятой   бумагой.
- Его весной и летом.
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. 
(дерево)

- Дерево нарисуйте   пальчиком или ватной палочкой, кисточкой)

 - Дети, сейчас я вам буду рассказывать сказку, а потом мы с вами будем рисовать героев сказки.

- Дети, расскажите сказку по рисункам, которые мы с вами нарисовали.

- Молодцы!

Словесный метод-беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядно-слуховой метод звучание фонограммы.

Игровой метод

Наглядный метод-показ движений.

Словесный метод-объяснение, разъяснение.

Практическое выполнение движений.

Словесный метод-объяснение, поощрение.

Показ упражнения.

Двигательная деятельность.

Словесный метод-художественное слово.

Показ движений

Словесный метод – объяснение.

Загадываем загадки.

Словесный метод – объяснение, рассказ.

 Рассказывание.

Отгадывают загадку, предполагают свои варианты ответов.

Становятся позади воспитателя и передвигаются по группе.

Присаживаются на стульчики.

Смотрят на мольберт и выполняют самостоятельно задания.

Дети прикрепляют геометрические фигуры при помощи воды.

Дети соединяют линией картинки маркером.

Дети играют с воспитателем, выполняют движения по тексту 2 раза.

Дети прикрепляют к мольберту столько кружков, сколько  слогов в слове.

Дети прикрепляют картинки со звуком Р.

Дети отгадывают загадки, рисуя отгадки на мольберте.

Дети слушают сказку.                      

Дети рассказывают по рисункам

Умение внимательно слушать, отгадывать загадки.

Умение принимать самостоятельно решение.

Умение договариваться со сверстниками.

Умеют выполнять упражнения.

Умеют находить слова с заданным звуком.

Умеют находить картинку со звуком З.

Умение выполнять движения, повторять слова за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности.

Умеют делить слова на слоги

Умеют находить картинки с определенным звуком

Умеют выполнять рисунок, используя разные техники рисования.

Выполняют совместные зарисовки по содержанию сказки с воспитателем.

Умеют передавать содержание сказки.

3.

3.1

Заключительный этап.

Подведение итогов деятельности,

обобщение полученного опыта.

-Скажите, какие задания вам  понравились больше всего выполнять на прозрачном мольберте?

-Какой любимый звук у  машины?

-Порадуйте ее, правильно произнесите  слова со звуком [р] (на основе предметных картинок)?

Словесный  метод-вопросы, беседа.

Демонстрация полученного опыта.

Дети вспоминают, отвечают на вопросы, демонстрируют приобретенные знания.

Умение вступать в беседу, не перебивая сверстников, отвечать на вопросы, обобщать полученный опыт.

3.2

Рефлексия

Развивать умение оценивать результат своей деятельности.

-Как вы думаете,  у вас получилось правильно произнести   звуки?

«Бантики»Изображение улыбающегося солнышка и грустной тучки со снежинкой, бантики по количеству детей разных цветов. 

-Если сегодня вы легко справлялись со всеми заданиями, то украсьте своим бантиком солнышко, оно так радуется вашему успеху.

- А если сегодня было немного сложно и вы затруднялись при выполнении заданий, подарите свой бантик тучке, она грустная, но мы пообещаем ей, что в следующий раз будем стараться еще лучше, и она тоже будет улыбаться!

Словесный метод-беседа, вопросы, поощрение.

Рефлексия метод-«бантики»

Дети активно взаимодействуют с педагогом, анализируют свою деятельность, оценивают свои результаты. Проявляют эмоциональное состояние.

Делают выбор.

Умение анализировать свою деятельность, делать выводы

Умение проявлять эмоциональное состояние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие" в старшей группе» представляет собой планир...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе «Ваза с листьями для мамы»

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе «Ваза с ...

Конспект НОСД по ФГОС ДО по образовательной области "Познавательно-речевое развитие" на тему: "Поможем зайке"

Конспект направлен на формирование умения группировать по величине однородные предметы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе. Тема: « Белочка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе.Тема: « Белочка»....

Конспект образовательной деятельности по техническому конструированию образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Парк отдыха» (имени Атласа Булатова)

Образовательная  деятельность по ЛЕГО конструированию на тему «Парк отдыха» способствует развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Представленное занятие направлен...