Главные вкладки

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Смагина Татьяна Викторовна

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие" в старшей группе» представляет собой планирование с определением задач, описанием форм и методов организации совместной деятельности. Расписан ход НОД, который включает в себя  разнообразные дидактические игры и упражнения. Описаны задачи каждой игры. деятельность воспитателя и воспитанников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «План-конспект непосредственно образовательной деятельности

    «Мир насекомых» по образовательной области «Речевое развитие»

                                                    в старшей группе»

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

    Задачи:

    • Закрепить обобщающее понятие «насекомые»  и их видов («Познавательное развитие»)
    • Упражнять детей в умении составлять целое изображение из частей  («Познавательное развитие»);
    • Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата.  («Социально-коммуникативное развитие»)
    • Закрепить умение верно определять и называть насекомых («Речевое развитие»);
    • Отработать умения четко и правильно произносить звуки Ж,З,Л,С, развивать артикуляционный аппарат  («Речевое развитие»);
    • Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых («Речевое развитие»);
    • Упражнять в составлении простых предложений («Речевое развитие»);
    • Упражнять в умении находить первый звук в названиях насекомых («Речевое развитие»)
    • Совершенствовать внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж («Речевое развитие»)
    • Упражнять детей в делении слов на слоги («Речевое развитие»)
    • Упражнять детей в согласовании числительных с существительными («Речевое развитие»)
    • Развивать ловкость детей, крупную моторику («Физическое развитие»)

    Методы и приемы

                                          - практические: дидактическая игра, дидактическое упражнение, подвижная игра, составление целой картины из частей.

    - наглядные: метод наблюдения, рассматривание картинок с изображением насекомых;

    - словесные: чтение скороговорок, чистоговорок, чтение стихотворения про насекомых.

    Материалы и оборудование: аудиозапись со звуками насекомых, мяч, набор разрезных картинок с насекомыми, иллюстрации с изображением насекомых, набор игрушек «Насекомые».

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Физкультурная минутка, подвижная игра

    Игровая

    Игры с правилами (дидактические, подвижная)

    Познавательно-исследовательская

    Рассматривание иллюстраций с насекомыми, игрушечных насекомых.

    Коммуникативная

    Дидактическое упражнение, словесные игры, речевая разминка, беседа, вопросы.

    Музыкальная

    Слушание звуков насекомых.


    Логика образовательной деятельности

    Этап занятия

    Задачи

    ( с обозначением обр.области)

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    Мотивационно-организационный

    «Звучит аудиозапись со звуками насекомых»

     

    Воспитатель предлагает послушать какие звуки слышат ребята и ответить на вопрос : «Кто их издает?»

    Для введения в тему воспитатель читает стихотворение В. Леонова

    Их разновидностей не счесть,
    Размеры малые, но есть,
    Три пары ног, глаза и крылья,
    Вредят порой непоправимо.

    Животным могут досаждать,
    Растительность всю истреблять,
    Ну, вижу, дети их узнали,
    Стихами насекомых описали!

    Дети слушают аудиозапись и отвечают на вопрос.

    Деятельностный

    Закрепить умение верно определять  и называть  насекомых. (Речевое развитие)

    Закрепить обобщающее понятие «насекомые и их виды» (Познавательное развитие)

    Дидактическая игра «Назови насекомое», с использованием интерактивной технологии «Хоровод».

    Дети верно называют представителей насекомых, стараясь не повториться.

    Воспитатель берет мяч, предлагает детям встать в круг и,  кидает мяч конкретному ребенку «К насекомым относится …»

    Дети стоят в кругу. Тот, кому кидает мяч воспитатель, называет разных представителей насекомых. Используя предложение: «К насекомым относится …(муха)».

    Отработать умения четко и правильно произносить звуки  Ж, З, Л, С, используя в речи чистоговорки и скороговорки, развивать артикуляционный аппарат.  (Речевое развитие)

    Речевая разминка

    Воспитатель предлагает детям произнести чистоговорки и скороговорку, следя  за правильным дыханием при произношении.

    ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,

    ЗУ-ЗУ-ЗУ- мы поймали стрекозу.

    СА-СА-СА меня ужалила оса.

    ОЛ-ОЛ-ОЛ – зеленый богомол.

    Жутко жуку жить на суку.

    Дети, стоя в кругу, хором произносят чистоговорки и скороговорку

     на одном дыхании, четко выделяют звуки.

    Внятно произносят и четко артикулируют

     звуки Ж, З, Л, С, верно распределяют дыхание.

    Дидактическая игра «Кто что делает?» с использованием интерактивной технологии «Карусель»

    Упражнять в подборе глаголов, означающих возможные действия насекомых: ползать, таскать, опылять (цветы), летать, порхать, парить, прыгать, скакать,  уничтожать, жужжать,  жалить, стрекотать.  Упражнять в составлении простых предложений (Речевое развитие)

    Закреплять знания о насекомых. (Познавательное развитие)

    Педагог предлагает детям поиграть в карусель. Просит выбрать пару для диалога и встать в два круга лицом друг к другу, дает задание: «Дети во внутреннем круге будут называть насекомое, а дети во внешнем круге называть, что это насекомое делает. По звуковому сигналу дети из внешнего круга будут делать шаг, вправо, меняя партнера.

    Дети выбирают себе пару, встают в два круга. Дети, стоящие во внутреннем круге задают вопрос «Например, бабочка, что делает? », а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, составляя простые предложения, (например, бабочка порхает)

    Называют  глаголы, обозначающие возможные действия насекомых: ползает, порхает, прыгает, жалит, стрекочет, опыляет, скачет,  парит, жужжит. Грамотно составляют простые предложения.

    Деятельностный

    Физкультурная минутка «Кузнечики»

    Воспитатель предлагает детям встать врассыпную и сделать физминутку «Кузнечики». Она читает стихотворение и показывает движения.

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте, кузнечики!

    Прыг-скок, прыг-скок.

    Сели. Сели,

    Травушку покушали,

    Тишину послушали,

    Выше, выше, высоко.

    Прыгай на носках легко!

    Дети, стоя врассыпную, выполняют движения за воспитателем.

    Дидактическая игра «Разрезные картинки. Насекомые» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых группах»

    Упражнять в умении составлять целое изображение из частей; (Познавательное развитие).

    Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)

    Воспитатель предлагает сесть за столы в группы по 4-5 человек. Каждой группе раздает набор разрезных картинок с насекомым: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка.

    Дети садятся за столы, разбиваясь на  группы по 4-5 человек, собирают картинки с насекомыми из частей.

    1 группа собирает пчелу;

    2 группа собирает стрекозу;

    3 группа собирает муравья;

    4 группа собирает жука;

    5 группа собирает бабочку.

    Дети вместе собирают целую картинку из частей, взаимодействуют друг  с другом, достигают общего результата.

    Упражнять в умениях находить первый звук в названиях насекомых (Речевое развитие);

    Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)

    Дидактическое  упражнение «Назови первый звук в названии насекомого» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых группах»

    Воспитатель предлагает назвать первые звуки тех  насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.

    Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть первый звук в названии своего насекомого.

    Называют первый звук названия насекомого.

    Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.

    Развивать ловкость при выбегании из круга (Физическое развитие)

    Совершенствовать  внятное произношение и четкую артикуляцию звука Ж (Речевое развитие).

    Подвижная игра «Мухи в паутине»

    Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру. Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.  

    Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3-4 ребёнка, выбранные воспитателем. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу воспитателя «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.  

    Дети внятно произно-сят и четко артику-лируют  звук Ж.

    Ловко выбегают из круга.

    Дидактическое  упражнение «Раздели слова на слоги» с использованием интерактивной технологии «Работа в малых группах»

    Упражнять детей в делении слов на слоги (Речевое развитие)

    Учить взаимодействовать друг с другом, достигать общего результата (Социально-коммуникативное развитие)

    Воспитатель предлагает разделить на слоги названия  насекомых, которых дети собрали из разрезных картинок.

     Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. Дети совещаются в своей группе, приходят к общему мнению и делают выбор, кто будет называть количество слогов в названии своего насекомого.

    Верно называют количество слогов в  названии насекомого.

    Взаимодействуют друг с другом, достигают общего результата.

    Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.

    Дидактическая игра «Сосчитай»

    Воспитатель предлагает сосчитать насекомых от 1 до 5, выбирая из каждой группы ребенка.

    Дети сидят за столами в группах по 4-5 человек. По вызову воспитателя, ребенок из каждой группы встает и считает от 1 до 5, используя свое название  насекомого.

    Верно согласовывает существительные (названия насекомых: пчела, стрекоза, муравей, жук, бабочка) с числительными от 1 до 5.

    Заключительный

    Интерактивная технология «Интервью»

    Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:

    - Что вы сегодня делали?

    - Что для каждого из вас показалось трудным?

     - Что понравилось больше всего?

    По вызову воспитателя отвечают на вопросы полным ответом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Золушки»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе детского сада.Тема: « В гостях у Золушки»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «...

    План – конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «В гости к бабушке Агафье»

    План – конспект непосредственной образовательной деятельности. Ообразовательная область «Речевое развитие».Тема: «В гости к бабушке Агафье»...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Узнай эмоцию».

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Узнай эмоцию».Цель: развитие эмоциональной...

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности « Магазин игрушек» по образовательной области «Речевое развитие»

    laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельности« Магазин игрушек»по образовательной области «Речевое развитие»...

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Сундучок сказок» по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе»

    Тема «Сундучок сказок» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Задачи: 1) Закреплять изолированны...