ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Буравлёва Татьяна Васильевна

Полноценное овладение языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного и нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Показатели готовности ребёнка к овладению чтением и письмом

Чему нужно научить ребёнка в период дошкольного обучения, чтобы быть уверенным в том, что готовность к овладению чтением и письмом сформирована?

1. Уметь выделять часто встречающийся в словах звук. Когда ребёнок слышит то или иное стихотворение, насыщенное определённым звуком, он определяет, какой же звук чаще всего встречаетя в прочитанном тексте. Если он слышит ряд слов, в которых повторяется один и тот же звук, он тоже должен вычленить его. Это умение является одним из проявлений фонематического слуха ребёнка.

2. Уметь называть слова по определённому фонематическому признаку. На развитие этого умения рассчитаны задания типа «Назови слова, которые начинаются со звука [c’], со звука [з] и др.».

3. Уметь менять звуковой состав слова в соответствии с игровыми правилами, называть слова с определённым звуком, слова заданной звуковой структуры. Например, задан вопрос: «Какое слово получится, если в слове «дом» мы первый звук [д] заменим на звук [с]?», а ребёнок должен суметь воспроизвести слово-ответ.

4. Проведение в процессе моделирования звукового анализа 3-5 слов. Моделирование связано с наглядно-образным мышлением, которое именно в дошкольном возрасте является ведущим. Соответственно, не любой звуковой анализ полезен для дошкольников, а только производимый в отражении качественных характеристик звуков с помощью определенных способов.

Планируемые результаты

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

Приемы обучения грамоте

Подготовка обучения чтению в подготовительной группе не имеет целью научить детей собственно читать. Воспитатель должен помочь воспитанникам максимально развить фонетический слух и приобрести способность сопоставлять графический образ (слово) с его произнесением.

Основным обучающим приёмом на занятиях становится проведение звукового анализа. Сначала воспитатель использует прямой показ разбора слов, ярко артикулируя выделяемые звуки, ребята повторяют. Затем дети называют звуки коллективно. И по мере усвоения принципа звукового анализа и накопления необходимых знаний о характеристиках звуков, каждый пробует самостоятельно выполнять задания по анализу.

Алгоритм проведения звукового анализа слова

Первый этап - произнесение слова с продвижением по схеме звукового состава слова.

Второй этап - произнесение слова с интонационным выделением первого звука на фоне слова.

Далее вводится понятие «гласные звуки», затем «мягкие согласные», «твёрдые согласные», «парность по глухости/звонкости».

Анализируемые слова должны быть визуально представлены детям. Можно использовать плакаты с картинками и словами, раздаточные карточки, рабочие тетради и др.

Памятка для родителей

1. Звук - мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим.

2. Звуки бывают гласными и согласными.

3. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).

4. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.

5. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

6. Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

7. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

8. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

9. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

10. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

11. Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.

12. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

 13. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зеленым.

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите, как можно лучше подготовить их к этому? Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Игры для обучения грамоте

Игра «Договори слово», «Добавь слог» - педагог произносит первый слог, а дети - второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).

Игра «Где живет слово?»  - ребенок должен поделить его на слоги (хлопками), просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

Игра «Закончи предложение» - дети учатся строить полные, логически завершенные предложения. Дети поочередно удлиняют предложение на одно слово.

Игра «Цепочка слов» - развивает фонематический слух, активизирует словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Сложи словечко» - помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолет - сам летает; листопад - листья падают; пылесос - пыль сосет) и т. д.

Игра «Убери звук» - детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.