14.03.2023 г. Грамота.Март. Старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Знакомство со звуком и буквой -С-; -Сь-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_gramota_mart.docx19.76 КБ
Файл shemy_k_state_1.docx12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-сценарий. Март №1 (5-6 лет)

Звук и буква С.

Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой С.

Задачи:

1.  Продолжать учить различать гласный и согласный звук.

2. Учить определять характеристики согласного звука.

3.  Развивать фонематический слух.

4.  Учить слышать заданный звук в словах.

5. Учить находить кубик с заданной буквой.

6.  Развивать мелкую моторику и графические навыки.

7. Формировать навыки чтения Оборудование:

1.Кубики и таблица Зайцева

2.Приложение 1,2

3. Карандаш (1 на 1 реб.)

Ход занятия Приветствие.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, подходите все ко мне. Поиграем в игру.

Физкультминутка  «Хомячок»

Хомка,   хомка,   хомячок   — Полосатенький бочок.

(шагают на месте)

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

(Поднимают, опускают руки)

Прибирает Хомка хатку

(имитация движений, покачивание рук из стороны в сторону)

И выходит на зарядку:

(шагают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(Поднимают, опускают руки)

Воспитатель: Какой первый звук мы слышим в имени хомячка? Х-хомка. (отв. детей: звук

Х) Конечно, звук «Х». Именно со звуком «Х» познакомились мы с вами, когда видели наших друзей

Слыша и Буковку последний раз. Сегодня они снова пришли к нам в гости, чтобы рассказать, что

же происходило с ними дальше, с какими ещё звуками и буквами они познакомились. Найдём

букву «Х» (произносить звук: не буква «ха», а «Х») на таблице и споём песенки. (пропевают слоги с  буквой «Г» по таблице).  Помните, как Слыш и Буковка услышали звук «Х».  Этот звук они услышали, когда Гусь Гога летал. Он размахивал большими крыльями. Крылья плавно взмывали вверх, а потом  опускались,  издавая  глухой  шум  —  «х-х-х».  Помните,  что  гусь  Гога  предложил  нашим друзьям покататься на его широкой спине. Прекрасный полёт завораживал наших друзей. Они смотрели вниз, слушали шум крыльев Гоги и шелест ветра. Вдруг внизу на лесной полянке чтото ярко блеснуло.

— Гога, опусти нас со Слышем вниз, — попросила Буковка. Мы хотим посмотреть, что так

ярко блестит на лужайке.

Гога  стал  медленно  и  плавно  спускаться  вниз.  Полянка,  на  которую  приземлился  гусь,

была   не   очень   большой,   но   очень   живописной    —   маленькие   колокольчики   покачивали

головками, ромашки расправили белые лепесточки, пестрые птички весело пели вокруг.

Друзья поблагодарили Гогу за удивительный полёт, и он отправился к себе домой. А Слыш

и  Буковка  решили  поискать  то,  что  так  ярко  блестело  на  солнышке.  Слыш  расправил  свои

большие  уши  и  прислушался,  и  услышал  новый  звук:  с-с-с…  Друзья  пошли  на  новый  звук  и

увидели струящийся родничёк. Это он так ярко блестел на солнышке и тихо журчал: «с-с-с».

(Приложение 1)

Слышу очень понравилась песенка родничка, и он стал тренировать свой веселый язычок.

Артикуляционные упражнения.

1.  «Почистим нижние зубки» — губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть, скользить язычком по

зубкам с внутренней стороны слева направо.

2.  «Маленькие качельки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за верхние зубы,

опускать за нижние.

—  С-с-с,   —  произнес   Слыш.   Попробуем   и   мы   произнести   звук   С…Зубки   поставим

заборчиком, язычок опустим за нижние зубки и пустим воздух по язычку. С-с-с-с…  Молодцы!

Теперь давайте опишим звук С, какой он? Проверим, может ли звук С тянуться долго? Да, может.

А тянутся у нас гласные звуки, но звук С мы не можем назвать гласным. Знаете, почему? Потому

что,  когда  мы  произносим  гласные  звуки  ротик  у  нас  открыт,  зубки  разжаты  и  воздух  изо  рта

свободно проходит наружу. Ничего ему не мешает. Вспомним гласные звуки, произнесём их и

посмотрим, как открывается наш ротик. А,О,У,И,Ы,Е,Ё,Ю,Я,Э. А теперь давайте произнесём звук

С. Видите,  у нас зубки  сжаты,  язычок  упирается в  нижние  зубки и не  хочет пропускать воздух

наружу.  Есть  такие  звуки  обманщики,  которые  могут  тянуться  долго,  но  при  этом  язычок  или

зубки мешают воздуху выходить наружу. Такие звуки называются согласные. Произнесём звук С

ещё раз. С-с-с-с… Открывается у нас ротик полностью? Нет. Губы растягиваются в улыбке, а зубы

сжаты. Значит звук С –  согласный звук. Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Проверим, какой звук С. Обнимем ладошкой шейку и послушаем звенит ли наше горлышко или

молчит. Дети выполняют упражнение и определяют характеристику звука. Мы узнали, что звук С согласный, глухой звук.      

Игра «Добавь звук [с] в конце слова».

Воспитатель: Поиграем вместе со Слышем. Я буду называть часть слова, а вы добавляйте звук С.

И посмотрим, какое слово у нас получится.

Рекомендуемые части слов: ква..; но..; кла..; уку..; анана..: Караба..; пала..; ба...

Воспитатель:  Пока  мы  с  вами  играли,  Буковка  решила  написать  букву  «С»,  подружку  звука  С

палочкой  на  песке,  рядом  с  водичкой.  Воспитатель  пишет  букву  на  доске  или  показывает

карточку с буквой.  А вот и стихотворение про новую букву:

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

- Посмотрите, буква С похожа на бублик.

Воспитатель: Найдём кубики с буквой С (называть звук). Но сначала вспомним, что С согласная, глухая. А на каких кубиках живут согласные, глухие? Правильно на коричневых кубиках. Значит, среди каких кубиков будем искать кубики с С? (отв. детей) Дети находят среди кубиков кубики с  С  и  СЬ.  После  этого  воспитатель  пропевает  песенки  на  найденных  кубиках  и  обращает внимание детей на то, что песенки на большом кубике поются твёрдо, строго, а песенки на

маленьком кубике ласково, нежно, мягко.

Игра «Какая песенка?»

Воспитатель: Я буду петь песенки, а вы должны послушать и сказать какая это песенка? Мягкая или твёрдая? Если я пропою песенку твёрдо, то надо поднять большой кубик, а если мягко, то поднимите маленький кубик. Если кубиков не хватает на детей, можно предложить следующий

вариант: если услышите твёрдую песенку, сожмите ладошку в кулачёт, если мягкую – разожмите.

Су,Со,Си,Са,Се,Сю,Сэ и т.д.

Составление слов из кубиков: совы, бусы, сани, косы, носы, сад, киса, соки, гуси.

Воспитатель разбивает детей на пары. Даёт задание: какую песенку каждый из них должен

найти,  например:  Лера,  ищи  песенку  Со,  Алёша  ищет  песенку  Вы.  Помогает  определить

характеристику звуков, чтобы определить на каких кубиках искать. Работу можно проводить

сразу с двумя парами. Одной дать слово с твёрдой С (совы), другой с мягкой (гуси). После того,

как   дети   находят   нужные   кубики,   воспитатель   помогает   поставить   их   в   правильной

последовательности.       Например,    какая   песенка   первая   слышится     в  слове   Совы.   Совы.

Правильно,  песенку  Со  мы  поставим  первой.  Какая  вторая  Со-Вы.  Кто  нашёл  песенку  Вы,

ставьте     её  за  песенкой   Со.   И.т.  с  каждым   словом.   Количество     выкладываемых   слов

определяйте самостоятельно. Достаточно 4 слов. После того, как слова будут составлены.

Переходят к групповому чтению.

Воспитатель: Прочитаем, какие слова у нас получились. Это песнека Со, это песенка Вы.

Произнесём их поочереди. Со-вы. Сначала медленно, затем темп произнесения убыстряем.

Какое слово у нас получилось? (Совы) и т.д.

Пальчиковая гимнастика «В лесу весна»

В лесу весна!

(развести руки в стороны)

Не спит лиса.

Весь день снуёт туда, сюда.  (показать кистью руки волнообразные движения) Не

спит и синица,

Ей дома не сидится.

(помахать руками, как крылышками)

Сойку с совой

Зовёт за собой.

(помахать одной рукой, затем другой)

На солнышко,

На свет дневной.

(сжимать, разжимать пальцы рук)

Затем воспитатель предлагает детям выполнить задания Приложения 2



Предварительный просмотр:

СС-С-С

СЛОГИ  ДЛЯ ЧТЕНИЯ

С

С-СА- СА- СА- СА

С-СЯ- СЯ- СЯ- СЯ

С-СО- СО- СО- СО

С-СЁ- СЁ- СЁ- СЁ

С-СУ- СУ- СУ- СУ

С-СЮ- СЮ- СЮ- СЮ

С-СЫ- СЫ- СЫ- СЫ

С-СЕ- СЕ- СЕ- СЕ

С-СЭ- СЭ- СЭ- СЭ

С-СИ- СИ- СИ- СИ

ПРИЛОЖЕНИЕ  1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год в старшей группе «Капелька»

Перспективный план работы с родителямив старшей группе на 2022-2023 учебный год...

Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год в старшей группе «Ка-пелька»

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2022-2023 учебный год...

Анализ мониторинга за 2018-2023 учебные года в старшей группе

Полный анализ мониторинга за аттестационный период с  2018 по 2023 учебные года  в старшей группе...

10.09.2023 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ".

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ"....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на основании ФОП ДО) на 2023-2024 учебный год старшая группа 5-6 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на основании ФОП ДО) на 2023-2024 учебный год старшая группа 5-6 лет...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...