ННОД по обучению грамоте в старшей группе «Умники и Умницы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ярыгина Татьяна Николаевна

познакомить с согласным звуком «р» и его условным обозначением – синий квадрат, учить определять место звука в словах и обозначать на схеме; 

-познакомить с буквой «р» как письменным знаком звука «р», учить выкладывать и писать букву «р», писать слоги с «р», учить определять первый слог в названиях предметов;

- продолжать знакомить с понятием «предложение», его условным обозначением;

- закреплять гласные звуки, деление слов на слоги, постановку ударения;

- способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; мелкой моторики рук; логического мышления.

- формировать умение оценивать свою работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

            ННОД по обучению грамоте в старшей группе

                               «Умники и Умницы»

Цель: познакомить с буквой  «Р» и звуками  «Р» и «Р»

Задачи:

- познакомить с согласным звуком «р» и его условным обозначением – синий квадрат, учить определять место звука в словах и обозначать на схеме;  

-познакомить с буквой «р» как письменным знаком звука «р», учить выкладывать и писать букву «р», писать слоги с «р», учить определять первый слог в названиях предметов;

- продолжать знакомить с понятием «предложение», его условным обозначением;

- закреплять гласные звуки, деление слов на слоги, постановку ударения;

- способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; мелкой моторики рук; логического мышления.

- формировать умение оценивать свою работу.

Оборудование: игрушка- сова, предметные картинки со звуком «Р», зеркала, карточки-настроения, схема слова, шарики су-джок, муляжи овощей, фруктов, тетради Е.В.Колесниковой, карандаши, фасоль,  квадраты для звуко-буквенного анализа, схемы предложений, значки «Умники», «Умницы».

Ход

Воспитатель приглашает детей к себе и предлагает пожелать друг другу доброго утра. «Придумано кем-то просто и мудро:  при встрече здороваться «Доброе  утро!». «Доброе утро» - солнцу и птицам, «доброе утро» - улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера.

Сегодня к нам в гости прилетела Мудрая сова.  Она открыла школу лесных наук и ищет самых лучших. Кто хорошо занимается, тому  она вручает особый знак умников и умниц, с которым можно попасть в школу лесных наук.  Хотите попробовать получить значки? Тогда надо очень постараться.

Я предлагаю игру «Подскажи словечко».

1.В огороде он живёт, овощ это, не зверёк.

Круглый, красненький сеньор,

Это спелый…(помидор)

2.В реке большая драка –

Поссорились два…(рака)

3.Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я …(комара)

4.Верещунья  белобока,

А зовут её - …(сорока)

5.До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься,

Дал бы кто мне пару ног, Что бы сам я бегать мог,

Я б  такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный …(ранец)

Помидор,  рак, комар, сорока,  ранец .

Какой согласный звук слышится в каждом слове? (Р) Сегодня мы знакомимся с новым звуком «Р». Возьмите зеркала и произнесите звук «р». При произнесении язычок широкий , кончик упирается в верхние бугорки за зубами и вибрирует, дрожит. Какой это звук?(Согласный) Почему?(Нельзя пропеть, при произнесении воздух встречает преграду). Условное обозначение звука «Р» синий квадрат.( Помещают букву в синий домик)

Следующая игра «Найди место звука « Р». Детям показывают картинки с изображением  ручки, забора, сороки. Дети с помощью схем определяют место звука. Где находится звук в слове ручка? Почему прищепка приколота в середине? Где слышится звук в слове забор?

Ребята, Сова принесла  дары с огорода  и просит найти ей овощи, в названии которых есть звук «Р». Дети по очереди отбирают в корзину картофель, помидор, морковь, огурец, горох, перец, репу.

Пришло время отдохнуть и поиграть в игру «Вороны»- физкульминутка

А теперь я приглашаю вас за стол. Можно увидеть звук «Р»? (нет). Его можно записать с помощью буквы ЭР. Буква состоит из двух элементов - вертикальной палочки и полукруга.(Показ буквы и её написание на доске).

Попробуйте теперь вы выложить из фасоли букву ЭР. Вы все справились, а теперь напишите букву Эр синим карандашом в шариках перед гласными. Давайте прочтём слоги, которые у нас получились.

Следующая игра «Слова и слоги» . Давайте назовём первый слог в названиях картинок. (Роза-ро, ракета-ра, рыба-ры). Соедините картинку с шариком, в котором есть этот слог.

Давайте покажем мудрой сове, как мы играем с шариками.  Су-Джок игра

«Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну».

Следующее задание. Давайте вспомним: слова образуют предложение, которое мы можем изобразить схемой. Начало предложения пишется с большой буквы. В конце ставится точка. Прочитаем предложение на доске. Мама мыла раму. Сколько слов в предложении? Назовите первое, второе, третье слово. (Выкладывание схемы на столах)

И последнее задание: фонетический разбор слова МАМА.(работа с квадратами)

С каким звуком и буквой мы познакомились? (Ответы)

Ну что, пора спросить у нашей мудрой совы справились ли мы  сегодня, заработали значки умниц и умников. Сова раздаёт с воспитателем значки. Сова хочет у нас ещё погостить. А вы, ребята, возьмите карточки на столе и поднимите  карточку с солнышком кому понравилось занятие, с облаком- кто скучал. Теперь поднимите солнышко, кому было легко, а с облаком те, кому было трудно.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание». Старшая группа. «Умники и умницы»

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание». Старшая группа.«Умники и умницы» Цель:Закрепить знания, умения,  навыки детей в математике, обучению грамот...

Интеллектуальный марафон по математике в старшей группе "Умники и умницы"

Конспект интеллектуального марафона для старшей группы "Умники и умницы" направлен на совершенствование знаний, умений и навыков по формированию элементарных математических представлений....

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «Умники и умницы» «Путешествие по дорожкам радуги»

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «Умники и умницы»«Путешествие по дорожкам радуги»...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «Умники и умницы»

Цель. Определение уровня знаний  детей в группе старшего возраста....

Турнир в старшей группе "Умники и умницы"

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса....

Конспект по математике в старшей группе "Умники и умницы для детей 5-7 лет"

поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры сматематическим содержанием;• развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание,находчивость, смекалку, н...