Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме « Домашние животные »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

 Воспитывать любовь к домашним животным;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитывать любовь к животным28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме

« Домашние животные »

Тема: «Домашние животные»

Цель: закрепление представлений о домашних животных

I.Образовательные:

 1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

 2. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где

живут, какую пользу приносят.

3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные

 4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую

пользу приносят;

 II. Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

 2. Совершенствовать мыслительные процессы;

 III. Воспитательные:

 Воспитывать любовь к домашним животным;

 Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

 Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей,

игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.

Ход

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!  Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:

"Дружно, дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

(в центре круга лежит мячик)

Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами подарили хорошее настроение друг другу.

 Посмотрите ребята сегодня к нам в гости пришел «веселый  мячик» и он хочет познакомить вас со своими друзьями и поиграть в игры, чтобы узнать друзей мячика нужно отгадать загадки

Мы пойдем направо раз –два- три, (дети идут по кругу)

мы пойдем налево раз-два-три

мы пойдем вперед раз-два-три (дети идут в круг)

мы пойдем назад раз-два-три

Ребята чтобы узнать друзей мячика нужно отгадать загадки

 Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и раскладывать в кругу.

1) Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме - ме – ме, дайте вкусной мне». (Коза.)

 2) С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

 3) Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка. (Свинья.)

4) Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива,  Цок, цок. (Конь.)лошадь

5) Пушистая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки.             (овца)

6) Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.               (кошка)

7). И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…                       (корова)

8) Комочек пуха — длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.   (кролик)

Давайте ребята сядем по кругу ( рассаживаются по кругу на ковер).

 Воспитатель: Чтобы вы ребята говорили правильно четко, мы сейчас потренируем наш речевой аппарат:

Артикуляционная гимнастика «Ферма»

Собачка сердится (зубки «заборчиком»)

Корова мычит (губы «трубочкой»)

Чередуем 1 и 2 (« заборчик »-«трубочка»)

Лошадка скачет («цокаем» языком)

Кошка облизывается (широкий язычок скользит по верхней губе)

 Воспитатель берет в руки мяч и обращается к детям:

- Давайте, еще раз с вами назовем этих животных. ( коза, собака, свинья, лошадь, корова, лошадь, овца, кошка, корова, кролик)

- Как можно  назвать,   этих животных?  (Домашние животные.)

-Почему этих животных называют домашними? (потому что они живут рядом с человеком и человек о них заботится).

-Как человек заботится о животных? (кормит, строит им жилища, в которых им тепло и уютно).

 -Как называется  жилище домашних животных?

(Воспитатель кидает мяч ребенку задает вопрос, ответ  и ребенок  бросает мяч воспитателю )

-свинья живет в свинарнике.

-кролики живут в крольчатнике.

-собака живет в будке.

-лошадь живет в конюшне

-корова живет коровнике

-кошка живет в доме.

Воспитатель: Молодцы!

-Какую пользу приносят человеку домашние животные?

Ответы  детей  (Шерсть, мясо, кожу, молоко.)

Воспитатель:   Посмотрите ребята как прыгает наш мячик, наверно что-то случилось (дети встают в круг) ловите его и передавайте друг другу (мяч передают в правую сторону потом  в левую   затем возвращается к воспитателю)

Ребята наш мячик просит найти детенышей его друзей

(дети ищут разложенные спрятанные картинки с детенышами домашних животных и правильно прикладывают к картинкам с животными ( корова-теленок и т.д.)

Игра «Помоги маме найти своих детенышей»

Корова – теленок – телята.

 Собака – щенок – щенята.

 Кошка – котенок – котята.

 Овца – ягненок – ягнята.

 Лошадь – жеребенок – жеребята.

 Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

Физкультминутка

Воспитатель: Нам пора немного отдохнуть и мы поиграем в  игру  «Лошадка»

Как лошадки мы скакали, (прыжки по кругу)

Очень сильно все устали. (останавливаемся, опускаем голову и руки)

Шагом медленно пойдем, (маршируем по кругу)

Постепенно отдохнем. (шаг постепенно убыстряется)

Воспитатель: молодцы ребята нашли детенышей для друзей «веселого мячика» он очень рад и

приглашает вас сесть за столы, где мячик приготовил для вас игры

   Скороговорки про животных:

-Раз, два, три, четыре

Кошку грамоте учили

Не читать, не писать

А за мышками скакать.

-От топота копыт, пыль по полю летит.

-Белые бараны били в барабаны.

-Шла с базара кошка, у кошки лукошко.

-У 33 полосатых поросят

33 хвостика висят.

Животных не обижай, животных уважай.

И еще одна игра

Дидактическая игра «Кто, чем питается».

 На столе разложены картинки с изображением продуктов питания. Детям дается задание

найти животное и выбрать только те картинки, на которых изображены продукты питания

пригодные для данного животного, назвать их.

После выполнения задания дидактическая игра «Выложи из букв слово»

Детям раздают карточки с изображением животных и словом по слогам (ко-ро-ва, со-ба-ка и т.д.) и раздаточный материал – буквы на каждого ребенка.

Дети выкладывают из букв слово согласно своей карточки , по окончанию работы дети проговаривают слово, которое выложили из букв

 Итог:

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, играли, отгадывали загадки и выполняли задания.

Что вам понравилось?

 Кто к нам  в гости пришел?

  О ком мы сегодня говорили?

   Что вы узнали о домашних животных?

Воспитатель: Ребята наш гость «веселый мяч» благодарит вас, что вы познакомились с его друзьями и поиграли с ним, он дарит вам всем веселые смайлики(воспитатель раздает детям смайлики) и желает вам всего самого хорошего.

 

 

 

 

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий

Автор:                           

                                  Тема занятия: «Домашние животные»

 

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

 

Используемые интерактивные технологии: «Хоровод», «Аквариум», «Работа в парах», «Цепочка», «Карусель», «Интервью»;

 

Формы организации взаимодействия: парная, групповая, фронтальная.

 

Цель: обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи по теме «домашние животные», развитие навыков фонематического анализа.

     Задачи:

Образовательные:

– активизация словаря по теме «Домашние животные»; 

– образование притяжательных прилагательных, употребление существительных в косвенных падежах;

– упражнение в делении слов на слоги; 

– совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами – их, -иц, -онок, – енок, – ат, -ят , употребление в речи предлогов: за, в, под,  из, из-за, из-под, расширение глагольного словаря).

Воспитательные

– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в команде, в парах, вести диалог;

– проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;

Развивающие

– развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

 

Планируемый результат:

У детей накоплен активный словарь по теме, могут изменять слова, называя животных обоего пола и их детенышей; 

– умеют образовывать притяжательные прилагательные, 

– употребляют существительные в дательном, родительном падежах;

– умеют правильно производить фонематический анализ, выполняют операции деления слов на слоги (1,2,3,4-сложные слова); 

– могут правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами – их, -иц, -онок, – енок, – ат, -ят , 

– используют в речи предлоги: за, в, под,  из, из-за, из-под, могут составить предложение, используя опорную схему предлога;

– у детей накоплен глагольный  словарь по теме.

– сформированы навыки сотрудничества, доброжелательности.

– развито зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, микрофон, конверт, пособие «слоговой поезд», карточки-схемы предлогов, паззлы.

ТСО: проектор, ноутбук, аудиозапись «поезд едет», интерактивная игра «кто где спрятался»

 

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                    Ход занятия

          Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые  результаты

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивационный этап

Знакомство  с проблемной ситуацией

Здоровается, приглашает детей пройти, занять свои места. Сообщает: «Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо, адресовано вам, детям старшей группы. Как вы думаете, от кого оно? Как узнать?» Воспитатель говорит: «Конечно, нужно прочитать» Читает адрес: «Деревня Простоквашино. От  Матроскина. Вот как интересно! (задает вопросы) Вы поняли, от кого письмо? А что такое Простоквашино? Давайте узнаем, что же пишет нам кот Матроскин». Читает: «Дорогие ребята, здравствуйте, у нас в деревне стоит прекрасная погода, и я вас приглашаю всех в гости. Приезжайте, я познакомлю вас с моими друзьями. Но сначала отгадайте загадки, и вы узнаете, кто мои друзья».

Интерактивная технология «Хоровод»

Воспитатель предлагает детям порассуждать, какие же друзья могут быть у Матроскина. «Ребята, я предлагаю вам сейчас, передавая друг другу этот конверт, высказать предположения, какие друзья могут быть у нашего кота Матроскина в деревне, ведь там очень много разных животных, людей…»

Воспитатель: «Отлично, вы назвали очень много вариантов, а теперь давайте отгадаем загадки Матроскина и узнаем, кто же его друзья»

1. Голодна- мычит, сыта- жует,

  Малым ребятам молока дает. 

2. Громко лает во дворе,

Отдыхает в конуре,

 Сторожит хозяйкин дом

 И виляет мне хвостом.

3. Розовая спинка, 

на спине щетинка,

  Хвост крючком, а нос пятачком.

4. Даёт молоко нам, хотя не корова,

  Шерстью своею делиться готова. 

Она непоседа и егоза. 

Как называем её мы? 

5. Подкованы ноги, 

Бежит по дороге:

 Грива дугою, А хвост метлою.

6. Он зубастый и мохнатый,

   Как есть начнет – песенку поет.

7. У меня живёт подружка

   Вся в весёлых завитушках.

   Щиплет травку возле речки

   В шубке беленькой…

8.  Разных расцветок бывает,

   Ушки стоят иль свисают,

   Капусту, морковку грызёт,

   И в клетке просторной живёт!

9. С жарой легко справляется,

    Колючками питается.

   В пустыне она не заблудится, 

   Горбатая дама…

Воспитатель: «Ну что, догадались, кто друзья Матроскина? Хорошо, отправляемся в Путешествие в Простоквашино. А на чем мы туда поедем?»

Воспитатель предлагает встать «паровозиком», включает аудиозапись, затем сообщает, что приехали.

Дети проходят, присаживаются в круг на ковер.

Дети слушают, предлагают варианты ответов, приходят  к выводу, что нужно прочитать.

Дети отвечают, что письмо от кота, из деревни.

Дети передают конверт друг другу по очереди и называют свои варианты: Почтальон  Печкин, дядя Федор, Шарик, галчонок, другие коты, собаки, коровы и так далее.

Дети отгадывают загадки, называют домашних животных:

-корова;

– собака;

– свинья;

– коза;

– лошадь;

– кот;

– овца;

– кролик.

– верблюдица.

Называют обобщающее слово, предлагают варианты, на чем можно путешествовать, приходят к общему мнению, что поедут на поезде.

Дети встают друг за другом, делают круг по группе, подходят к столам, где находится пособие «Слоговой поезд», и предметные картинки «домашние животные»

Организация, мотивация и настрой детей на дальнейшую деятельность.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Развитие памяти, активизация речи.

Развитие мышления. памяти

2.

Организционный этап 

Разбивка детей на группы

«Вот мы и на месте. Поезд прибыл на конечную станцию «Простоквашино». А вот и друзья Матроскина. Кого вы видите тут? Ребята, а животным, наверное, тоже хотелось бы прокатиться на поезде». Поможем разобраться, кому в какой вагон сесть, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть четыре человека. Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей».

Дети слушают, называют, кого они увидели, договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», разделяются на 2 группы,  уточняют правила сотрудничества.

 

У детей накоплен активный словарь по теме, умение употреблять существительные в родительном падеже; сформированы навыки сотрудничества, доброжелательности; развивается умение вести диалог.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Обсуждение проблемы, проектирование решений проблемной ситуации, начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Интерактивная технология «Аквариум»

Воспитатель  предлагает детям  (первая подгруппа) разделить животных на 4 группы и рассадить их таким образом, чтобы в первом вагоне ехали те, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3, в четвёртом – 4. 

После выполнения задания воспитатель предлагает детям «наблюдателям» проанализировать, дать оценку выполненной работы.

 «Вы согласны, что ребята правильно расселили животных по вагонам? Докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать?» 

Интерактивная технология «Работа в парах»

Воспитатель: «Прокатились животные и приехали назад в свою деревню. И тут мамы встретились со своими детёнышами. Предлагаю вам игру «Найди детеныша». Ребята, чтобы вы быстрее справились с заданием, найдите себе пару, договоритесь, с кем бы вы хотели сегодня поиграть. Каждая пара находит себе карточки с картинками, изображающими маму и детенышей, затем нужно назвать, у кого сколько детенышей»

Дети первой подгруппы проводят слоговой анализ слова и, активно взаимодействуя, выясняют, кто в каком вагоне поедет, распределяют предметные картинки по вагонам.

Дети второй подгруппы наблюдают, анализируют работу, затем оценивают, правильно ли дети первой подгруппы выполнили работу, договариваются, кто будет отвечать в их подгруппе. 

После проведенного анализа делают вывод:

1 вагон: кот;

2 вагон: свинья; коза; лошадь; овца; кролик.

3 вагон: собака; корова;

4 вагон: верблюдица.

Дети распределяются парами, среди разложенных на столе предметных картинок каждая пара собирает изображения самки животного и ее детенышей, затем договариваются, кто будет отвечать.

( у крольчихи 5 крольчат; у верблюдицы- 1 верблюжонок; у овцы- 1 ягненок, у свиньи- 7 поросят…  и т.д)

умеют правильно производить фонематический анализ, выполняют операции деления слов на слоги (1,2,3,4-сложные слова); 

сформировано умение следовать правилам, работать в команде, анализировать, оценивать. учитывать мнение партнера.

– могут правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами – их, -иц, -онок, – енок, – ат, -ят , 

Умеют осуществлять взаимоконтроль, умение работать в парах, вести диалог, учитывать мнение партнера

4.

Актуализация уже имеющихся знаний, выполнение работы

Интерактивная технология «Цепочка»

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой изображены фрагменты тел животных, спрятавшихся в разных местах. «Ребята, посмотрите, Матроскин писал нам про хорошую погоду, но вдруг начался сильный дождь и животные все спрятались. Вы их видите? Нет. Только части тел. Предлагаю вам каждому по очереди назвать, чья часть тела видна. Если правильно назовете слово, то животные появятся на экране. А для того, чтобы правильно образовать слово, вспомните нашу игру «чей хвост» по русской народной сказке «хвосты»»

Интерактивная технология «Карусель»

После того, как задание будет выполнено, воспитатель  предлагает поиграть в игру «Карусель». Напоминает: «Для того, чтобы сыграть в эту игру,  вам необходимо найти себе пару и договориться, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем». 

Воспитатель раздает каждой паре символы предлогов и дает первое задание:

1. Вспомните и назовите, кто из животных куда спрятался от дождя.

(Подходит по очереди к каждой паре, помогает им, по необходимости, сформулировать вопрос, с учетом того предлога, который у них, и дать верный ответ)

Воспитатель хлопает в ладоши, раздает другие символы предлогов и дает второе задание:

2. «А теперь, глядя на символы предлогов, скажите, откуда появились животные, когда дождь закончился»

Воспитатель приглашает детей занять свои места на ковре, напоминает, что, приходя в гости, принято дарить подарки. Предлагает обсудить, кому из животных что можно подарить. Обсуждение проводит с помощью технологии «Хоровод»

Интерактивная технология «Хоровод»

«Ребята, мы сегодня очень хорошо играли, веселились вместе с животными, но вы ведь не забыли, что мы у них в гостях? А что принято дарить, когда идешь в гости? Конечно, подарки, сюрпризы.  Предлагаю вам сейчас присесть и придумать, что бы каждый из вас подарил, какому животному,  и почему?»

Дети поочередно называют слово,  образовывая притяжательное прилагательное, сочетая его с названием части тела (свиной хвостик, козья борода, верблюжий горб, собачья лапа и т.д), после того, как каждый выполнил свою задачу, на экране появляются все животные. 

Дети распределяются на пары, договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют правильное употребление предлогов. 

1. Дети, стоящие во внутреннем круге, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, куда кто спрятался на картинке, используя данный предлог. 

1 пара: 

-куда спряталась свинья? (показ предлога «в»);

– свинья спряталась в кусты.

2 пара: 

-куда спряталась корова?

(показ предлога «за»);

– корова спряталась за дерево.

 3 пара:

– куда спрятался кролик?

(показ предлога «под»)

– кролик забрался под бочку и т.д

2. Дети по сигналу меняются местами, стоящие во внутреннем круге, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге, отвечают, откуда кто появился, используя данный предлог. 

1 пара: 

-Откуда вышла свинья? (показ предлога «из»);

– свинья вышла из кустов.

2 пара: 

-откуда появилась корова?

(показ предлога «из-за»);

– корова появилась из – за дерева.

 3 пара:

– Откуда вылез кролик?

(показ предлога «из-под»)

– кролик вылез из – под бочки и т.д.

Дети рассаживаются на ковре в круг, и по очереди отвечают на вопросы воспитателя, сочетая существительные в дательном падеже. Рассуждают, предлагают различные варианты подарков. При необходимости помогают друг другу, уточняют.

(1 реб: «Корове я бы подарил пучок сена. Чтобы она потом угостила нас молоком»;

2 реб: «А я бы свинье подарил новое корыто, старое у нее ведь наверное развалилось».. и так далее.

– умеют образовывать притяжательные прилагательные, развито зрительное  восприятие, память.

у детей накоплен глагольный  словарь по теме.

– используют в речи предлоги: за, в, под,  из, из-за, из-под, могут составить предложение, используя опорную схему предлога;

– сформированы навыки сотрудничества, 

– развито внимание, мышление, память.

– проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;

– Сформировано чувство доброжелательности;

– употребление существительных в дательном падежах;

-формирование умения работать в команде, вести диалог; 

– проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания;

– развитие мышления. 

5.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог

Представление полученного результата.  Рефлексия.

Воспитатель: «Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд! А к кому сегодня в гости мы ездили? (дети отвечают, что в деревню Простоквашино, к коту Матроскину, к его друзьям)». В это время в группу заходит персонаж Матроскин, с микрофоном в руках, сообщает, что он, как всегда, был очень занят своими кошачьими делами и не смог их встретить в Простоквашино, но очень хочет узнать, удалось ли ребятам побывать в деревне, познакомились ли они с его друзьями, и что делали. Берет у них интервью

Интерактивная технология «Интервью»

Дети встают друг за другом, делают круг по группе, встают в круг.  

Отвечают на вопрос воспитателя, затем отвечают на вопросы кота Матроскина, анализируя свою деятельность на занятии:

– где были;

– что делали;

– что узнали нового;

-что понравилось;

– что было легко, а что трудно?; и т.д

Умение анализировать, оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы.

Умение рефлексировать, понимать и принимать свои особенности.

6.

Открытый временной конец. Перспективы применения полученных знаний, способов действий в самостоятельной деятельности

Матроскин: «Ребята, я очень рад, что вам понравилось в нашем Простоквашино. А скажите, кто-нибудь из вас летом поедет в деревню отдыхать? Все поедете? Ну вот и отлично, а вы ведь там можете встретить не только домашних животных, но и домашних… кого? Конечно, птиц. Чтобы вы заранее были готовы к этому, не забыли их названия, я приготовил вам вот такие игры- это паззлы «Чей? Чья? Чье?»Когда вы будете их собирать, сможете разобраться, где чей клюв, где чья шея(голова), и где чье крыло.

Дети вступают в диалог с Матроскиным, отвечают на его вопросы.

Разбирают подарки, благодарят, прощаются.

Эмоциональный отклик от совместной  партнерской деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Занятие по развитию речи для средней группы на тему "Домашние животные"

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

Конспект открытого занятия по Развитию речи в младшей группе на тему:"Домашние животные и их детеныши"

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши»Цели занятия:• продолжать учить детей различать домашних животных и их детенышей;Задачи:1. Образо...

Занятие по развитию речи в старшей группе по теме: «Домашние животные и птицы»

Занятие развивает творческое воображение, мышление через осмысливание характеров и поступков персонажей....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Домашние животные"

К ребятам приходят в гости игрушки домашние животные. Ребята по плану-схеме составляют небольшой рассказ о своем домашнем животном....