ООД обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чистоступова Надежда Васильевна

Звук и буква"Н"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звук и буква "Н"20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с.Серафимовский Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

По обучению грамоте

« Звук и буква «Н» »

подготовительная - логопедическая группа (6-7 лет)

Подготовила и провела воспитатель:

Чистоступова Н.В.

Высшая квалификационная категория

Пед.стаж:11 лет

2023

Тема: «Звук и буква «Н»

Цель: Уточнить артикуляцию звука Н. Знакомить с буквой Н.

Задачи:

1. Образовательные: продолжать знакомить с понятием: «звук», «буква», «согласный звук». Уметь выделять звук среди других согласных звуков, определять место звука в слове.

2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие. Развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.

3. Воспитательные: воспитывать уважение к ответам товарищей, желание активно работать на занятии.

Оборудование: Магнитная доска, магниты.

Демонстрационный материал: кукла, цветок, картинки, указка,  звуковые карточки,

Раздаточный материал: зеркала, аэробусы, карточка №1, карточка №2,  карандаши, ручка,  указка,  звуковые карточки

Словарная работа: носки, барабан, нож, банка, баклажан

Методы и приёмы: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, ответы детей, самостоятельная работа детей, самоанализ воспитанников, сюрпризный момент.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Предварительная работа: беседы,  разучивание загадок, физ.минутки по теме: «Весна».

Планируемый результат: сформированность знаний у дошкольников по теме «Звук и буква «Н».

Образовательная область: речевое развитие.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность

воспитателя и воспитанников в организованной образовательной

деятельности.

Форма организации детей: групповая.

Ход организованной образовательной деятельности:

I.Организационный момент.

Дети стоят в кругу:

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Игра-приветствие с цветком.

Сюрпризный момент: стук в дверь.

Воспитатель: К нам на занятие пришла башкирская красавица Нурия, что-то она нам принесла? «Нурия что ты нам принесла? Скажи мне на ушко»

Дети Нурия принесла нам карту и хочет, что бы мы вместе с ней отправились в путешествие в  страну «Звуколандию».

А чтобы начать наше путешествие,  нужно выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика  «Весна»

Снова солнце в небе улыбается,

(Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем)

Снег растаял, ручейки звенят.

(Разводим руки в стороны, рисуем волну)

И подснежник первый распускается,

(Соединяем кисти рук «бутончик», пальцы разводим в стороны)

С юга птицы с песнями летят.

(Машем ручками,изображаем крылья птиц)

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Садимся на свои места. Сядьте ровно, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая

Вот посмотрите это карта нашего путешествия, мы с вами выполнили первое задание, переходим ко второму (открыть второе задание на карте)

2. Артикуляционная гимнастика. (вызвать ребёнка)

3. «Дыхательная гимнастика». 

4.Знакомство со звуком и буквой.

Воспитатель: Сегодня мы с вами  познакомимся с новым звуком и буквой. А чтобы узнать его, нам нужно разгадать загадки. (Тимур, Ульяна, Салават)

Два конца,

Два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

У меня есть лезвие,

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Им порезаться ведь можно. (Нож)

Поле чёрно-белым стало.

То дожди, то сыплет снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи. (Ноябрь)

Воспитатель: Какой  первый звук в словах - отгадках мы услышали? («ножницы» и «нож» и «ноябрь»? [Н])

- Так о каком звуке мы с вами будем говорить? (звук [H]

5. II. Основная часть

Воспитатель: Давайте определим, какой это звук, возьмите зеркало. При произношении звука  [н] язык находится за верхними зубами.  Произнесите его перед зеркалом н. Дети как вы думаете какой это звук гласный или согласный?

Ответ ребёнка – согласный.

-Почему согласный? (Потому что воздух выходит через нос, есть препятствие)

-Что мешает воздуху свободно выходить? (язык и зубы)

-Давайте определим, какой он звонкий или глухой? Давайте проверим при помощи ладони, положим ладонь на горлышко и произнесём н (звонкий)

-Почему? (горлышко дрожит)

-Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

-Обозначаем каким цветом? (синим)

Молодцы!

Игра «Поймай звук».

Дети хлопают, услышав звук [н] среди других согласных звуков: к, н, п, н, х, к, н, п Дети послушайте внимательно и повторите слоги за мной.

Дети повторяют слоги за воспитателем: на-ны, повтори , ну-но, ан-ун, ны-ну.

Придумай слова на звук н

Молодцы! И с этим заданием вы справились!

6.Физминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)

Сядьте ровно, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая

7.Место звука в слове.

Воспитатель: Возьмите карточку №1 мы будем определять место звука в слове.

-Как вы думаете, какого цвета карандаш нам понадобится? (нам понадобится карандаш синего цвета)

-Почему? (потому что звук твёрдый)

-Кто хочет поработать у доски?

-Первая картинка носки, подумайте и отметьте на схеме, где мы слышим звук н в начале, середине или в конце и т.д. Давайте проверим (в слове носки звук н в начале слова, в слове барабан звук н в конце слова и т.д.)

-Дети у вас также? Поднимите руки у кого так же

-У кого по другому исправьте ошибки (пройти по рядам)

8.Составить звуковую схему.

-Нужно составить звуковую схему слова нота

Давайте для начала определим сколько слогов в слове нота, поставьте руку к подбородку и произнесите нота (произносят)

-Сколько гласных звуков в этом слове? (два)

-Какие? (о,а)

-Давайте определим какой слог ударный (рукой определяем) (первый)

-Назовите ударный звук в этом слоге (гласный о)

-А сколько всего звуков в этом слове? (произнести по звукам н о т а) (4)

Кто хочет выйти к доске? Выкладываем схему слова нота (пройти по рядам) Сидим  ровно, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая

-Давайте проверим(в слове нота 4 звука, первый н он согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом

2 звук о он гласный, ударный обозначается красным цветом

3 звук т  он согласный глухой, твёрдый обозначается синим цветом

Последний звук а  он гласный, безударный, обозначается красным цветом.)

Молодец! У всех так? Проверьте, исправьте ошибки.

9.Звук н обозначается буквой н. (повесить картинку н на доску)

Давайте пропишем её в воздухе, начинаем сверху вниз (1,2,3)

-Сколько линий мы провели? (3)

-Возьмите карточку номер два, теперь пропечатайте букву , держим ручку в правой руке, тремя пальцами, сидим ровно, ноги вместе, спина прямая, левой рукой придерживаем карточку, выполняем. (пройти по рядам) Молодцы!

10.Читаем слоги.

У нас осталось прочитать слоги. Будем читать слоги по цепочке, прочитанный слог закрываем фишкой, начинает Глеб остальные следите пальчиком(на), закрываем фишкой, следующий слог (подхожу к каждому ребёнку с ручкой)

Дети посмотрите на нашу карту, мы выполнили все задания и наше путешествие подошло к концу. Нурие очень понравилось наше путешествие, она говорит, что узнала много нового и интересного.

III. Итог: -С каким звуком вы сегодня познакомились? («Н»).

-Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом)

- Что нового вы узнали на занятии?

- Ну что ж, вы справились со всеми заданиями и помогли кукле Нурие. Молодцы! А за то, что вы  старались, были активными, умными и внимательными она принесла вам раскраски. Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...