Конспект занятия в подготовительной группе по области «Коммуникация»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Беленкова Светлана Николаевна

Тема: «Буква «Д» в мире животных  красноярского края»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по области «Коммуникация»

Тема: «Буква «Д» в мире животных  красноярского края»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о животных родного края.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Интеграции с другими образовательными областями.

физическая культура: физкультминутка

здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами

безопасность: самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место

социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

труд: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места

познание: закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения, дать понятия о дёгте, как о природном веществе, используемом в медицине; хатки, как о доме для бобров, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.

музыка: прослушивание аудиозаписи: пение птиц в музыкальном сопровождении.

Предварительная работа: рассматривание фото и видео материалов фауны Красноярского края; рисование и лепка животных (как в отдельности, так и в среде обитания).

Оборудование: киндер-сирпризы для деления детей на команды; картинки для игры «Четвёртый лишний»; магнитная доска, разноцветные магниты; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; слоговая таблица.

Ход занятия:

Организационный момент: - «Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень! 
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

- Сейчас мы с вами разобьёмся на команды. Согласны? (дети делятся на команды, используя киндер-сюрпризы, начинённые различными запахами: духи, дёготь, дерево)

I. - Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. - Но сначала давайте разомнём свои пальчики.

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом,

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели,

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу,

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры,

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

III. - Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о животных средней полосы).

- Посмотрите внимательно на картинки: выдра, бурундук, медведь, синица и назовите «лишнюю». («Лишняя» синица, потому что это птица, а остальные дикие животные нашего края)…

- медведь, волк, лиса, заяц;
- кошка, медведь, заяц, белка;
- бельчонок, кабан, рысь, олень;
- белка, волк, лось, заяц;
- лось, рысь, сова, куница.

IV. - Ребята, проговорите картинки, которые на доске расположены, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).

- Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Когда мы произносим звук Д кончик языка находится за верхними зубами, стучим  языком по бугорочкам за верхними зубами как дятел долбит дупло Д-Д-Д. Стучим громко, звонко. А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове Дюй – мо – воч – ка – 4 части)… (Динозавр, диван, дорога, дерево, дикобраз, дым, дупло).

V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую».

- Что мы сейчас делали?

Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисованы полоски с тремя клеточками. Как мы играем с ним? (закрашиваем). Возьмите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко, а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?

VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

- В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

- Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

-А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

- Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

- Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,
А ну-ка, посмотри!

VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе пальчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».

X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Миша, ты сможешь напечатать букву «Д»! Софа, у тебя получиться! Данил, тоже хочет! Никита, есть настроение!

XI. игра «Доскажи словечко».переделать

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил…(дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом построил…(домик).

5.- Интересное слово «домик». Давайте разберём это слово.

- Сколько слогов в слове до-мик? (2 слога).

- Назовите первый слог, второй слог.

- Назовём  все звуки  в слове домик по порядку. А сначала выложите одну схему на столе сообща.

- Назовите первый звук в слове домик.

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

- Каким цветом его обозначим? Почему?

- Какой второй звук в слове домик?

- Какой это звук? (гласный, твёрдый, звонкий), обозначим его…(красным)

- Какой 3-ий звук в слове домик?

- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий), обозначим его…(синим)

- И т.д.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько гласных звуков, назовите их?

- Сколько согласных звуков, назовите?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках найти букву «Д» среди других? Обведите её в кружок»:

- Что вы сейчас сделали?

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».

XY. Для каждого из вас я приготовила конверт, в котором написано название животного, но у меня плохо писал карандаш, поэтому некоторые буквы не прописались, посмотрите и подумайте какое животное написано у вас на листочке и исправьте мою ошибку.

ЛИСА

МЕДВЕДЬ

ЗАЯЦ

ВОЛК

КАБАН

БЕЛКА

ЁЖИК

РЫСЬ

КРОТ

XYI. Игра «Составь слово».

- Буквы поссорились их надо помирить, если соберём их правильно, то получим слово, вы скажите слово мне на ушко. (Домино).

- Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).

XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово —ДУ-ХИ. Что это такое? Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДЫ-НЯ. Что такое дубы? Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДЕ-РЕ-ВО. Что это такое? Соедините и это слово с его картинкой».

- Что мы сейчас делали?

XIX.  Упражнение “Найди букву”.

- Подойдите к столу с песком. Я спрятала в песке буквы, которые мы уже знаем. По одному ищете букву закрытыми глазами и определяете на ощупь, что это за буква. Составьте слово с этой буквой, найдите картинку и раскрасьте.

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Образовательная область..Коммуникация. Тема. "Овощи и фрукты"

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ  непосредственно для проведения образовательной деятельности в старшей группе в рамках тематической недели "Овощи и фрукты". Цель данного...

Конспект занятия в подготовительной группе образовательная область «Познание» на тему «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение, закрепление ориентировки на листе бумаги с помощью геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логического мышления, ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П. МАДОУ ЦРР Детский сад №14 г. Кропоткин.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»  ЭКОЛОГИЯ.ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА».ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П.МАДОУ ЦРР  Детский сад №14 г....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ Коробко И.Н.

Программные задачи: 1. Систематизировать знания детей о полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструмен...

Конспект занятия в подготовительной группе, образовательная область «Речевое развитие. Обучение грамоте» «Спасение звука»

Программные задачи:Обучающие:Учить детей называть первый звук в слове.Закрепить умение анализировать предложение и выкладывать его схему.Закрепить умение различать на слух гласные и согласные звуки.Уч...