КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П. МАДОУ ЦРР Детский сад №14 г. Кропоткин.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 Федотова Ольга Павловна

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»  ЭКОЛОГИЯ.

ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА».

ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П.

МАДОУ ЦРР  Детский сад №14 г. Кропоткин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posadka-luka.docx849.38 КБ

Предварительный просмотр:

   КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»  ЭКОЛОГИЯ.

   ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА».

ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕДОТОВА О.П.

МАДОУ ЦРР  Детский сад №14 г. Кропоткин.

Программные задачи: 

1. Систематизировать знания детей о: полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструментов и материалов для работы и последовательности трудовых действий.

  1. Совершенствовать диалогическую речь.
  2. Воспитание трудолюбия, желания быть полезным.

Материал:  1. Мнемотаблица:   для составления описательного рассказа о луке: 1 – что это?,  2 – форма,  3 – цвет,  4 – губы,  5 - нос,        6 – луковица в разрезе,    7 – рука, 8  – грядка,     9  – колхозник,  10 – корзина, нож,    11 –ложка, тарелка,  12 –польза (чемодан с красным крестиком);

2.  Картинки: а) для Д/И «Что любит (не любит) лук» (схематично 2 лица (улыбающееся, грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много воды -дождь, засуха – жара, холод, вредные насекомые);

б) для составления рассказа о последовательности посадки лука в домашних условиях: 1 – луковица с зелёными стрелами, 2 – контейнер с землёй,   3 – луковица с корешками, 4 – лопатка, лейка, фартук, 5 – лопатка, контейнер с землёй, в земле ямка, 6 – контейнер с землёй и посаженой луковицей, лейка,  7 – кран, сушилка, рука, фартук.

3. Инструменты по количеству детей: лопатки, лейки, контейнеры с землёй, фартуки, тряпочки.

4. Посадочный материал по количеству детей: пророщенный репчатый лук.

5. Магнитная доска, 2 мольберта.

Предварительная работа: Занятия по теме «Овощи», беседы с детьми о пользе лука, эксперимент  по выявлению условий, необходимых для роста» , чтение художественной литературы,  разучивание стихов, пословиц, загадок, подбор элементов костюма кота Матроскина.

Ход занятия

1. Орг. мом. (звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».  Входит воспитатель, в костюме кота Матроскина (грустный).

К – Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я кот Матроскин. Знаете, почему я такой грустный? У  меня друг простудился и  заболел - Дядя Фёдор. Я пришёл к вам за помощью. Подскажите, что нам с Шариком делать? Как помочь Дяде Фёдору?                                                                    

 Д – Вызвать врача, напоить горячим чаем с мёдом, погреть ноги…                

К – Мы с Шариком вызвали врача. Врач сказал, что Дяде Фёдору нужны витамины. А  в деревне Простоквашино нет аптеки (и денег у нас нет). Где же нам взять  витамины?                                                                        

 Д – Много витаминов  в овощах: луке, морковке, чесноке, свёкле, капусте…

К – Эти овощи у нас есть! Мы осенью урожай овощей собрали, за зиму что-то съели, но немного ещё осталось. Как вы думаете, в прошлогодних овощах есть витамины?                                                                                

 Д – Да, есть, но очень мало. За зиму многие овощи теряют свои полезные свойства. Для больного лучше – свежие овощи.                                

К – Где же нам с Шариком взять свежих овощей?                                        

Д – Можно посадить.                                                                                

 К – Но ведь овощи так долго растут, а витамины Дяди Фёдору нужны сейчас! Д – Можно посадить репчатый лук. Он быстро растёт и даёт зеленые стрелы. В них  много витаминов, они защищают наш организм от болезней. Их надо кушать, особенно  когда болеешь, тогда быстро поправишься, станешь сильным, крепким, здоровым.

К – А! Репчатый лук!  Он такой зелёный, овальный, упругий, в нутрии много семечек. Да?                                                          

Д – Нет. Это огурец.                                                                                  

К – Ну да, конечно огурец! Вспомнил, репчатый  лук он круглый, мягкий, красный.                                                                    

Д – Нет, это помидор.                                                                                 

К - Что – то я совсем запутался. (Предлагает детям сесть на стульчики)                                                                                               К – Напомните мне, какой он, этот репчатый лук?                                              

- Помогут вам рассказать о нём карточки подсказки. (выставляется схема описательного  рассказа о луке)

Что такое лук?                                                 

2. Какой он бывает по форме?                         

3. По цвету?                

4. Какой лук на вкус?                                            

5. Запах?

 6. Что в нутрии, с наружи? Для чего?   

 7. Какой лук  на ощупь?                                  

8. Где растёт?                                                        

9. Кто его  выращивает?

10.  Когда сажают лук? Когда  собирают и как?

11. Как его едят? Какие блюда можно приготовить?

12. В чём его польза?                                             

        1 ребёнок составляет описательный рассказ.

1. Лук - это овощ.

2. По форме бывает круглый и овальный.

3. По цвету может быть жёлтым, красным, оранжевым, фиолетовым,  золотистым. Всё это зависит от сорта лука.

4. На вкус он горько-сладкий.

5. Имеет неприятный, резкий запах.         

6. Внутри лука мякоть. Она состоит из сочных чешуек. Снаружи, мякоть защищена сухими чешуйками. Чем больше сухих чешуек, тем дольше будет храниться лук.        

7. На ощупь лук твёрдый.         

8. Растёт он в огороде на грядках.  

9. Его выращивают колхозники, огородники, агрономы.

10. На огородах лук сажают весной,  обирают осенью. Дома лук можно сажать в любое время года. Собирают его,  выдёргивая из земли, а зелёный лук срезают.         

11. Его можно жарить, варить, консервировать, тушить, сушить, есть сырым. Его кладут в суп, овощное рагу, салат, жарят с мясом, овощами и т.д.         

12. Польза лука в том, что в нём много витаминов, он защищает организм от болезней.

К – Что ещё вы знаете о луке?                                                                

 Д - Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он еще и целебен. Еще в старые годы запахом свежего лука старались освежить комнаты тяжелобольных. Для этого разрезали луковицу пополам и ставили в разных местах комнаты. Через некоторое время заменяли свежеразрезанными.

В Гане уверены, что лук – лучшее средство для отпугивания змей. Поэтому его разводят вблизи жилищ. Ну, а если тебя укусила змея, то в качестве противоядия используют тот же лук.

К – Как интересно! Вы такие умные, предлагаю немного отдохнуть. Встаньте. Повторяйте за мной движения:

ФИЗМИНУТКА.                                                                                Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!

К – Вот мы и отдохнули. Садитесь.

- Оказывается, какой  полезный репчатый лук! Назовите его ласково.

Д – Лучок, лучочек.                                                                                

 К – Подберите родственные слова к слову лук.                        

Д – Луковица, луковичка, луковый, луковая, луковое, лучище, ..

К – Не понимаю, а почему лук назвали луком? Из него что стреляют?                

Д - Мы зовем его луком, потому, что зелёный побег, вылезая из луковицы, изгибается, как тетива лука. Зелёные побеги так и называют – стрелы.

К – Может вы, и пословицы про лук знаете? Расскажите!                        

Д – Лук да баня всё правят.                                                                 

К – Что это значит?

Д – Лук и баня помогут больному человеку поправиться, выздороветь.

Д - Ешь лук — чаще зубы будут.        

К – Это как понимать?

Д – Кто ест лук, у того зубы не болят.

Д - Лук – от семи недуг.

К – От каких недуг?

Д - Народ верил, что лук защищает людей от разных болезней.

К – Понятно!

К – А стихи про лук знаете?

Расскажите!

  1. Говорят, я горький, говорят, несладкий.  

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю вам слово.  

Лук зелёный ешьте, будете здоровы.

  1. Луковка        

Луковичка, луковка, крепкая головка,
Шелковая шапочка, тоненькая лапочка.
Ты совсем не колобок – кругленькая рожица…
Все равно играть с тобой никогда не хочется…
Р. Грановский

  1. Словно мячик        

Уродился нынче лук – кругл на редкость и упруг.
Словно мячик непослушный, прямо катится из рук!
Если снимешь кожуру, так глаза тебе защиплет,
Что забудешь про игру.
 В. Сабирев

  1. Вестник лета        

Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То из зеленого ежа похожа грядка станет.
 В. Сабирев

  1. Лук.        

Слезы градом – режу лук, круг за кругом, в круге круг,
В шаре шар, кольцо в кольце, будто дождик на лице.
 О. Григорьев

  1. Луковые слезы.        

Мама чистит, режет лук, слезы  льет ручьями.
Неужели горький лук стало жалко маме?
 В. Лан

Мимическая гимнастика: 

К – И у меня слёзы льются, когда я чищу лук. Предлагаю вам поиграть. Встаньте.

Покажите, какие мы бываем, когда болеем (грустная мимика),                        - когда сильно пахнет луком (недовольная мимика),                                         - когда  режем лук (плачем, трём глаза кулачками),                                          – когда едим (морщим нос),                                                                         -  покажите, какие мы  довольные, когда лук уже съели (улыбаемся, довольные),                                                                              

 -  теперь покажите, какие мы бодрые, сильные (маршируем).         

         К – Молодцы, хорошо у вас получается показывать.

-  Сейчас другая игра. Называется она

 «Что для лука хорошо, что для лука - плохо?».                                        (На столе лежат картинки: солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь, холод).

 К – (вызывает 1 ребёнка) На столе лежат картинки. Выбери те , на которых изображено -  какие условия необходимы луку для роста, и поставь их на верх.

К – Расскажи, что необходимо луку для роста?                                                Д – Для роста луку необходимы: земля, вода, тепло, свет, удобрения.                К – Что будет с луком если нет света? (холодно)                                         Д – Если не будет света, но будет тепло, то лук будет расти медленно, и его

К – Вы молодцы, много интересного и полезного рассказали мне о лук. Только на нашем огороде земля ещё замёрзшая.  Солнышко её пока не отогрело. Как же Дяде Фёдору помочь, где вырастить лук?                                 Д – Лук можно вырастить дома.

 К – Я для Дяди Фёдора на всё готов, лишь бы он поправился!  Вот такой лук ему бы сразу помог.                                                        (выставляет картинка № 1 (на магните) - лук с зелёными стрелами в центре магнитной доски.

 -  Расскажите мне, пожалуйста, что нужно для того, чтобы вырастить лук дома? Рассказать вам помогут вот эти картинки. (На столе лежат картинки. Дети по очереди выходя, выбирают нужную картинку, ставят её на доску и рассказывают о последовательности действий, необходимых для данной работы и отвечая на вопросы кота: почему и для чего?

Д –  Необходимо приготовить ящик с землёй или баночку с водой. (выставляется картинка № 2- контейнер с землёй, банка с водой )            

К – В какую землю лучше сажать в сухую или мокрую и почему?                Д – Лучше сажать в мокрую землю, потому что луку нужна влага.

К – Что ещё нужно для посадки?                                                                 Д –  Для посадки нужны луковицы, лучше с проросшими корешками (выставляется картинка № 3 – луковица с корешками )                        

К– Почему?                                                                                        Д – Из таких луковиц быстрее вырастет зелёный лук.

К – Какие инструменты необходимы в работе и для чего они нужны?                 Д – Для работы нужны фартуки, чтобы не запачкаться; лопатки, чтобы  выкапывать ямки (лунки) для лука; лейки с водой для поливки, тряпочка, чтобы убрать грязь.  (картинка № 4 – фартук, лейка, лопатка )                        К – Как правильно поливать посаженный лук и какой водой: холодной или горячей?                                                                    

Д – Посаженный лук необходимо поливать по краям, тёплой, отстоянной водой.

К – Скажите мне, а сами - то вы лук едите, любите его?                        Ответы детей.                                                                              

 - А сажать лук умеете?                                                                                К – Расскажите мне, как сажать лук?                                                        Д –Лопаткой аккуратно делаем в земле ямку (выст. карт. № 5), такую, чтобы луковичка почти вся в ней спряталась, но чуть-чуть была видна макушка, от туда будут расти пёрышки. (выст. Карт.  № 6- контейнер с землёй, вырыта лунка, лопатка )                                      

 - Потом пальчиками прижимаем земельку вокруг луковицы и поливаем. (выставляется картинка № 7 – рука, лейка )                          

  - Когда лук будет посажен, необходимо помыть тряпочку, повесить её сушиться. Помыть руки и снять фартук.

К – Скажите, куда  лучше поставить посаженный лук и почему?

Д – Посаженный лук лучше поставить на окно, так как здесь есть все необходимые условия для его роста: свет и тепло.

К – Дядя Фёдор говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вы можете мне показать, как сажать лук в домашних условиях?

- Ну что ж, умелые руки не знают скуки. Приготовьте всё необходимое для посадки,  подойдите к своим рабочим местам.  Я посмотрю, как вы делаете, потом Шарику всё расскажу, покажу, а там и Дядю Фёдора вылечим. Приступайте к работе.

Практическая часть: (У  каждого ребёнка на столе: контейнер с землёй, пророщенная луковица, лопатка, лейка).

Воспитатель может:         1 - помочь кому-нибудь из детей,  2 - спросить у ребёнка, что он делает, у другого - как делает, что будет делать потом.

3 - предложить ребёнку, раньше всех закончившему выполнять свою работу, помочь кому-либо из детей.

4 – дать указание «Заканчивайте выполнять работу. Коту пора возвращаться к себе домой»

Закончив всю работу, дети ставят контейнеры на подоконник, убирают трудовое оборудование на место, моют руки,. Воспитатель подзывает детей к себе.

К – Спасибо вам, дети. Вы многому меня научили. Думаю, Дядя Фёдор скоро поправится, ведь лук ему обязательно поможет. А для вас у меня угощение – зелёный горошек, с нашего огорода в Простоквашино. В нём витамин роста - В. Вы же хотите быстрей вырасти? Вот, ешьте зелёный горошек. Вам я желаю не болеть, до скорых встреч.

     

     

     

 

 

                 

     

     

   

           

                                 

  

   

           

           

           

                         

                                        

   

                              

       

                               

    

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание" (экология) Тема: "Сердцу милый уголок", подготовительная к школе группа.

Нод. Познание. В данном материале дети знакомятся с жемчужиной марийского края - заповедником "Большая Кокшага, его представителями флоры и фауны....

Конспект занятия по рисованию «Красивые цветы для пчелки» Младшая группа Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятия по рисованию«Красивые цветы для пчелки»Младшая группаВоспитатель  Быченко  Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ. ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА». ВОСПИТАТЕЛЬ Коробко И.Н.

Программные задачи: 1. Систематизировать знания детей о полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе   его посадки в домашних условиях, подборе инструмен...

План - конспект занятия в группе раннего возраста Тема: «День рождения Мишутки» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

План - конспект занятия в группе раннего возрастаТема: «День рождения Мишутки»Воспитатель Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14город Кропоткин...

Конспект по ознакомлению с природой (образовательная область «познание - экология»), тема: «Жизнь диких животных весной»

Занятие «Жизнь диких животных весной» поможет: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;развивать умение уста...